Андрей Максимов: «Любить ребенка – это значит уметь ставить себя на его место»

401

Наталия Антонова

О классиках педагогики, школьном образовании, призвании, подростковом возрасте и первой любви – в интервью с писателем, режиссёром, психологом, теле- и радиоведущим Андреем Максимовым.

– Андрей, что вы думаете о современном школьном образовании?

– Мы должны осознать, что такого понятия, как школьное образование, нет. Все, что касается школы, не имеет отношения к образованию. Вы подумайте, сколько всего изменилось в мире, например, с середины XVIII века. Изменилось все: транспорт, вокзалы, рестораны, политическое устройство, отношения между мужчинами и женщинами. Только школа осталась прежней. Контент поменялся, а суть, про которую писал Песталоцци, – что 30 разных детей с разными интересами, разными мировоззрениями собираются в душном помещении для того, чтобы слушать учителя, который их совершенно не интересует – нет.

Школа не меняется. Школа не только в России, но и в мире ничем принципиально не отличается от церковно-приходской, которая была еще в XVIII веке. А такая школа не может дать образование.

Самое главное, что родители должны понимать – за образование ребенка, равно как и за его счастье, отвечают только они. У меня вышла книжка «Как помочь своему ребенку найти призвание». Это и есть главная задача, которую должен решить ребенок в детском и подростковом возрасте. Дальше, когда ребенок понимает, какое у него призвание, принципиально меняется история с образованием. И он может в школе получить какие-то важные знания, так как он теперь понимает, зачем учиться.

Но самая главная беда нашей школы заключается в том, что она не учитывает открытия великих педагогов.

Ни один учитель не рассказал мне, что сделал Песталоцци. Не знает никто. Открытия Монтессори знают очень плохо. Кодекс отношения к ребенку, который выработал Януш Корчак, многим учителям неизвестен. Про Корчака знают только то, что он пошел с детьми в газовую камеру. Но это случилось, когда ему было 64 года. До этого он 64 года жил, работал, и у него были определенные взгляды.

– То есть система образования не принимает в расчёт открытия классиков: Песталоцци, Корчака, Макаренко, Ушинского?

– Педагогика не может развиваться как наука до тех пор, пока она не имеет в виду открытия других педагогов. Например, Константин Ушинский считал, что самое вредное, что есть в училищах – это домашние задания. Домашние задания портят ребенка. Ушинский – основатель научной педагогики. Это такое же открытие, как подсознание у Фрейда. Но на это никто не обращает внимания. Поэтому мы находимся в ситуации, когда все в руках родителей, и все мои книжки обращены к ним. В начальной школе есть очень хорошие учителя, которые могут чему-то научить. В средней школе тоже есть хорошие педагоги. Но в целом система кошмарная. Дальше по обстоятельствам надо действовать. Либо сами родители, либо репетиторы, либо домашнее образование. Много самых разных вариантов.

– Кого из великих педагогов-классиков вы считаете наиболее актуальным сегодня?

– Великих педагогов было очень мало. Это Ушинский, Песталоцци, Монтессори, Корчак, Макаренко, Коменский. И еще есть, но, наверно, их всего человек десять. А сколько великих писателей? А сколько великих художников? Не счесть! А педагогов, например, всего десять! И это еще с трудом наберется. Почему так происходит? Потому что педагогика не развивается. В знаменитой серии ЖЗЛ “Молодая гвардия” у меня только что вышла книга о Песталоцци. Заканчиваю для этой же серии о Корчаке. Потом надеюсь написать о Монтессори. Сейчас я пишу серию книг о великих педагогах. Моя задача, с одной стороны, рассказать про интересных людей, с другой – представить их открытия. Например, про одно из величайших открытий Песталоцци – элементарное образование. Что такое вода? Многие отвечают: жидкость. А лед? А туман? А снег? Это все вода. А вода – это явление природы. Это пример Песталоцци. Явление природы – это то, что многогранно. После этого ребенку говорится: ты – явление природы. Вот так же, как бывает разной вода, так же бываешь разным ты. Потому что ты – явление природы. Вот это и есть элементарное воспитание.

Элементарность на простом примере. И ребенок, с которым так разговаривают, становится другим.

Собственно говоря, Песталоцци так воспитывал детей. Он же работал во времена наполеоновских войн. Тогда было огромное количество беспризорников (не случайно его опыт потом позаимствовал Макаренко). Или еще. Простой вывод, сделанный Песталоцци: общение с ребенком – это взаимное обучение. Мы обучаем ребенка, ребенок обучает нас. Я пишу книжки для того, чтобы родители знали о тех открытиях, которые сделали великие педагоги. И могли использовать эти открытия в воспитании своих детей.

– Вы согласны с тем, что только личность воспитывает личность?

– Это сказал Ушинский. Личность воспитывает личность. Но мы при этом должны иметь в виду, что речь идет о двух личностях, одна из которых не обязательно учитель. В одной из школ Песталоцци было 80 учеников, его жена, которая тогда была рядом с ним, и он. Не было ни одного учителя. Потому что он не смог найти людей, которые будут воспитывать так, как ему надо. Когда его спрашивали: «Кто же у вас учит?», – он отвечал: «Дети». Одни дети учат других детей. Ни в коей мере не воспитание коллектива! . Но коллектив – это же не аморфная история. Он тоже состоит из личностей. Удивительно, но, если мы возьмем советскую школу, то когда один ученик «подтягивал» другого – это было унизительно для последнего, потому что его одноклассник знает больше, чем он. И одноклассники, которые были отличниками, очень часто плохо относились к тем, с кем они занимались.

А у воспитанников Песталоцци никогда не было такой проблемы. И когда я стал выяснять почему, читать книжки про него, понял, что все берут пример с учителя.

Песталоцци считал, что делиться знаниями – это потрясающе здорово. Это не возвышает тебя – это просто удовольствие. Вот ты что-то знаешь и можешь этим поделиться. И дети начинали думать так же. Они не считали, что учитель выше них. Поэтому, когда я могу стать учителем на какое-то время, я не буду высокомерно издеваться над тем, кто не учитель.

– Что такое, на ваш взгляд, ответственность за воспитание и образование детей: обязанность или право родителей?

– Я бы поменял слово «ответственность» на слово «любовь». Потому что любовь подразумевает ответственность. А ответственность не подразумевает любовь. Все-таки история в том, что родители должны любить детей. А дальше у некоторых родителей возникает проблема: «Мы заняты, у нас нет времени». Вот, например, вы сажаете помидоры. Для того чтобы помидор вырос, им нужно заниматься. Он сам не вырастает. Надо полоть сорняки, надо палочки ставить… Это помидор. А это человек. Он сам не вырастает. Когда родители говорят «но вот мы зарабатываем деньги», то никогда речь не идет о том, что, если кто-то из них перестанет зарабатывать деньги, они будут голодать. Речь идет о том, что мы будем зарабатывать деньги, чтобы отдыхать в Египте. «Мы вдвоем работаем, откладываем». Тогда не нужно отдыхать в Египте. Значит, нужно отдыхать под Москвой. Зарабатывать меньше, но тратить время на ребенка. Тут нет выбора. Если у вас есть ребенок – он требует времени.

Когда меня спрашивают: «Столько дел – откуда брать время?», я всегда рассказываю про помидор. Тогда не растите помидор. Даже на балконе, на подоконнике, потому что на него нужно потратить время.

– Как пережить переходный возраст и детям, и взрослым?

– Переходный возраст – это проблема, придуманная взрослыми. Подростковый возраст воспринимается как некий негатив, когда до подросткового возраста на ребенка очень сильно давят.

Когда на него давят, пружина сжимается, и он говорит: «Все, родители. Мне надоело быть подопытным кроликом. Сейчас я покажу, какой я человек!»

Если не давят, если ребенок ощущает себя свободным, если у него нет проблем с родителями, то никакого переходного возраста и проблем переходного возраста не существует. Потому что не за что бороться. Подростковый возраст – это борьба за собственную свободу. А бороться за собственную свободу можно только тогда, когда тебе ее не дают. А когда она есть – за нее не надо бороться. Все проблемы у детей идут от родителей.

– Но в подростковом возрасте не только гормональные и эмоциональные взрывы, а что делать с совершенно незнакомым чувством – первой любовью?

– Я написал книжку «Как помочь своему ребенку пережить первую любовь».

Любовь – это такой ураган, который происходит практически у всех в жизни. В 14–15 лет ты уже все знаешь про эту жизнь. И вдруг происходит то, чего не было никогда. Нужно относиться уважительно к выбору ребенка. То же самое – и с выбором друзей, это тоже все очень важно.

Если вы видите в ребенке объект для воспитания, то ждите проблем подросткового возраста.

Если вы видите в ребенке друга – то не ждите никаких проблем. Он к вам по-дружески пришел – вы с ним по-дружески поговорили.

Очень важно не воспитывать, а общаться. Мы требуем, чтобы дети были такими замечательными, какими мы сами не можем быть, и это одна из главных ошибок.

Родителям кажется, что ребенок должен их уважать и любить по определению, и это еще одна ошибка. Ребенок будет уважать и любить до какого-то времени своих родителей, но потом, в зависимости от воспитания, он будет или формально к ним относиться, или менее формально. Но любви может не случиться.

– Ваши пожелания родителям?

– Любить детей. Когда ты спрашиваешь родителей: «Вы любите ребенка?», они всегда отвечают утвердительно. А когда вы его за «двойку» ругаете – вы помните об этом? Или в этот момент вы его не любите? А когда вы его ругаете за то, что он пришел на 10 минут позже, чем вы ему велели? А когда вы не отпускаете его на тусовку?

Когда моему сыну было лет десять, он мне сказал: «Пап, ты как-то следи за речью. Потому что, когда ты открываешь рот, ты мне всегда делаешь замечание. Я так больше не могу. Я начинаю тебя бояться». Я ответил: «Давай договоримся, ты меня будешь останавливать, раз я этого не вижу». И он начал говорить «стоп». И я вдруг понял, что девяносто процентов моей речи, моего обращения к ребенку – это замечания. Я на это не обращал внимания. «Руки вымыл? Ботинки снял? В домашнее переоделся?..» И когда я перестал это делать, наши отношения сильно улучшились. Вот это очень важно.

Любить ребенка – это значит уметь ставить себя на его место.

Мое пожелание родителям – чтобы они чаще ставили себя на место ребёнка. Ребенок маленький – он всегда находится ниже. Попробуйте встать на четвереньки и походить на четвереньках по дому. Так видит мир ребенок. Все давит, все сверху, все выше его… Им во всем тяжелее: и физически, и морально тяжелее, чем нам.

Это взрослым с высоты возраста, болячек кажется, что детство – прекрасная пора. А в детстве очень тяжело. Ты бесправный, без денег, ты ничего не можешь.

Нам кажется, что большой человек значительнее, чем маленький. А это не так. Маленьких людей не бывает. Люди все большие. Просто помните об этом.

 

Источник: vogazeta.ru

Заставка: Андрей Максимов wikimedia.

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: