«Чебурашка» – недетская сказка

221

В фильме нет положительных героев – людей. К чему бы это?

Священник Евгений Хованский

Знакомые хвалили фильм «Чебурашка» и советовали посмотреть. Сходил и посмотрел. В начале просмотра были показаны спонсоры фильмы, и сразу насторожило то, что одним из них является всем известная компания «СБЕР», который выкупил права на «Союзмультфильм» и его произведения. Ведь у банковской корпорации целью является извлечение прибыли. И это проявилось в новых сериях «Простоквашино», где герои учат, дают детям-зрителям установки по «финансовой грамотности».

В передачах «Бесогон» были детально разобраны нюансы политики руководства СБЕРа, поэтому на этом останавливаться не будем, каждый может ознакомиться самостоятельно. Перейдём к самому фильму, который имеет возрастное ограничение 6+.

Фильм собрал уже более 2 млрд рублей (по данным кинопоиска) при затраченном бюджете 850 млн рублей. Научились делать блокбастеры и собирать кассу. С точки зрения графики и киноискусства фильм, может быть, и хорош, я не являюсь специалистом. Но давайте посмотрим на него не с точки зрения искусства, а другой стороны, что этот фильм даёт детям, какую воспитательную функцию несёт.

В любом фильме/мультфильме для детей есть обычно положительные и отрицательные герои. Если посмотрим старые советские и некоторые современные (например, «Необыкновенное приключение Серафимы» и др.) фильмы, то в них всегда можно выделить чётко положительного и отрицательного героя. В педагогике есть указание, что дети подражают увиденным образам. Сначала подражают родителям в младенческом возрасте, затем в детском саду педагогам и сверстникам. Также дети пытаются подражать образам положительных героев рассказанных бабушками сказок или увиденным на экране.

Никто не скрывал, что в СССР мультфильмы делались с воспитательной функцией, так как известно, что дети стремятся подражать образу, который представлен как положительный. Мы помним «Аленький цветочек», «Золушку», «Мешок яблок» и более поздние «Ну, погоди», «Простоквашино»…

Оценим с этой точки зрения героев фильма «Чебурашка». Кто из человеческих персонажей является положительным героем? Кто-то скажет, что садовник Гена и его дочь – владелица небольшого шоколадного магазина. И какую модель поведения они несут детям? Садовник, который после гибели супруги оставил дочь на воспитание тёти, а сам пошел решать свои проблемы. Дочь, обиженная на него, много лет не разговаривавшая с ним, пока их не примирил чудо-существо «Чебурашка» (не человек – как делает вывод про себя Чебурашка). Гена по ходу фильма повторяет свой поступок – отдаёт Чебурашку шоколадной бизнесвумен (прообраз данного персонажа – «Мадам Шапокляк» из мультика 1972 года), главному отрицательному герою для удовлетворения каприза ее внучки. В конце фильма только он осознаёт свою ошибку и пытается исправить, просит прощения у Чебурашки, и Чебурашка, который всех прощает, конечно, и в этой ситуации прощает.

Женские персонажи фильма представлены фактически одним ролевым типом – бизнесвумен: дочь садовника, его начальница и главный отрицательный персонаж. Мужские же человеческие персонажи фильма в целом – слабохарактерные, легко подчиняющие властным женщинам. Пересмотрите диалоги семьи дочери, и какие они. Разве так при детях можно разговаривать? Не удивительно, что ребёнок молчит и не разговаривает. И тут также Чебурашка своим появлением в комнате ребенка совершает чудо.

Теперь об образе семьи. Положительного образа семьи в фильме нет. Кто-то скажет, что нужно показать современную реальность для ребенка, но это только ограничивает ребенка, лишает его идеала семьи, к которой нужно стремиться, т.е. выше нынешней планки не подняться и стремления у него не будет…

Сравним с советскими «Морозко», «Аленький цветочек» и др. В «Чебурашке» нет ни одного женского образа, связанного с нашей русской культурой, нет в них женственности, нежности, кротости, смирения, трудолюбия, нет уважения к отцу или к мужу. Образ матери скопирован из Голливуда. Была в 2006 году передача на канале ТВЦ с разбором западных мультиков в сравнении с отечественными. Рекомендую посмотреть.

Таким образом, фильм предлагает девочкам модель поведения бизнесвумен, а мальчикам – модель «подкаблучника».

В советских фильмах/мультфильмах и в некоторых современных (напр., мультфильмы Петрова и др., которые по пальцам пересчитать) всегда был главный положительный герой (один или два обоих пола), который выделялся своей нравственной возвышенностью, образ которого играет воспитательную роль.

Теперь о единственном (главном) положительном, в прямом смысле слова, герое фильма – «Чебурашке», который всех спасает, прощает и т.д. Главный герой по ходу фильма пытается понять, кто он – человек, зверь или кто-нибудь еще… Как было сказано выше, в конце фильма он делает вывод, что он «не человек». Значит, образец для подражания для детей предлагается не человек.

Несколько лет назад вышел фильм, в котором также главный положительный герой «не человек», точнее человек, но превратившийся в некую синюю нечисть (а люди там сплошь отрицательные герои) – «Аватар». Хотя и «Аватар» – не новое, ранее был мультфильм «Шрек», где красавица превращается в орка. Сравните с нашей царевной-лягушкой, где лягушка превращается в прекрасную царевну. В фильме содержится намёк, что человеком быть не очень хорошо, лучше не быть человеком, т.е. не быть образом Божиим. А кем быть? Если присмотреться к западным фильму «Аватар», где главный герой с хвостиком, то этот образ во многом напоминает известного персонажа падшего мира в православной и мусульманской культуре.

В часовом разборе актрисы Ольги Будиной делается вывод, что данный фильм с трансгуманистическим подтекстом.

И еще один маленький богословский нюанс. Господь наш Иисус Христос является Богочеловеком – одновременно человеком и Богом по природе, имеет Божественную и человеческую волю. А это важно, поэтому спасение для человека стало возможным, и Христос победил зло, и Он придёт в конце времени, и все «чары» зла исчезнут. Люди искусства, которые творили в 40-х и 50-х гг. XX века, впитали с молоком матери православную русскую культуру при внешнем «атеизме», поэтому в своих мультипликационных и кинопроизведениях они ярко показывают этот момент (например, мультфильм «Иван Царевич», где со смертью Кощея сразу снимаются мощные оковы зла).

В наших русских мультфильмах и фильмах для детей всегда добро побеждает зло. И добро всегда имеет человеческий облик (образ), потому что Господь Бог создал человека по своему образу и подобию. А образ Божий прекрасен и красив. Поэтому в русском искусстве традиционной культуры стремились показать красоту этого образа (от души, поступков до телесного облика в лучшем понимании).

А вот фильм «Чебурашка» создан явно не для просмотра детьми…

Учитывая тот факт, что в рекламе делался акцент на семейный просмотр, и факт военного противостояния, то это “произведение искусства” можно трактовать как диверсия в военное время.

Священник Евгений Хованский, магистр богословия, программист, г. Йошкар-Ола

 

Источник: ruskline.ru

Заставка:  wikipedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: