Игорь Караулов
поэт, публицист
Госзаказ в культуре, о котором много говорили в течение последнего года, стал юридической реальностью. Это следует из указа, в котором имеется такой абзац: «Формирование государственного заказа на создание произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение общероссийской гражданской идентичности, противодействие социокультурным угрозам и экстремизму, а также обеспечение контроля качества исполнения этого государственного заказа».
В глобальном противостоянии культурный фронт имеет не меньшее значение, чем фронт экономический или военный. Возможно, мы увидим госзаказ в форме ряда отдельных проектов, и это, вероятно, было бы разумно, поскольку разные сферы творчества подчиняются различным внутренним законам.
И тут мы упираемся в проблему художественной экспертизы. Чтобы новая российская культура стала стопроцентно патриотической и вместе с тем сохранила высокий уровень, без цеха нам тут не обойтись. Непосредственная связка «государство – художник» не работает. Она не работала даже во времена Лоренцо Великолепного, который при всей своей меценатской щедрости к отдельным личностям все же в первую очередь формировал сообщество ценителей прекрасного. Дело в том, что художник всегда стремится к признанию в профессиональной среде и учитывает мнение товарищей по цеху. И никакая поддержка от государства не компенсировала бы художнику-патриоту одиночество в профессиональной среде.
Однако с современными творческими цехами нужно что-то делать. И здесь могло бы помочь государство. Поэтому госзаказ в культуре не следует понимать лишь в прямом смысле, по аналогии с пошивом костюма или изготовлением шкафа на заказ. Государство может вложиться в создание новой профессиональной среды с новыми авторитетами, новыми отношениями между людьми и самое главное – новым взглядом на страну и народ.
Основной порок современных творческих сообществ в России – это их замкнутость, стремление отгородиться от жизни общества в целом. Именно это мы имеем в виду, когда произносим такие слова, как «тусовка», «междусобойчик». Когда деятели искусства мыслят себя элитой, избранными, у них неизбежно возникает разлад со своей страной, их ценности начинают расходиться с ценностями народа. Именно этим в первую очередь объясняются антироссийские демарши ряда актеров, певцов, литераторов и т. п., которые мы наблюдали в течение прошлого года. Отчуждение от собственного народа оборачивается духовным подчинением заграничным центрам силы и влияния.
Следовательно, творческую среду нужно как следует перемешать и взболтать. Нужен государственный заказ на такие проекты, в которых организуется общение между творческой интеллигенцией столиц и регионов, между творцами и их аудиторией, реальной и потенциальной. Сегодня творческий человек в первую очередь нужен на фронте и в новых российских регионах.
Для любого творческого цеха очень важны институты наставничества. Приходя в цех, молодой человек, естественно, ориентируется на тех людей, которые его в этот цех принимают; эта матрица определяет его дальнейшее развитие. «Работы с молодыми» у нас сейчас очень много, по крайней мере, в литературе всевозможных школ, курсов, семинаров креативного письма развелось невиданное количество. Но проектов, ориентированных на патриотизм и традиционные ценности, среди них немного. Наконец, стоит обратить внимание на творческие вузы: возможно, госзаказ имеет смысл включить уже на стадии воспитания будущих творцов.
Эта кристаллизация новой творческой среды вокруг патриотически ориентированных талантливых людей и институций в конце концов и должна привести нас к тому, что произведения, направленные на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, будут создаваться не по заказу, а в силу самого склада души художника, а у чиновников от культуры не будет соблазна предоставить государственные ресурсы людям с фигой в кармане или камнем за пазухой, поскольку таковые просто перестанут попадаться им на глаза.
Источник: vz.ru
Заставка: wikimedia