Недавние заявления российских чиновников в сфере образования о разрыве отношений с западной «клоакой» оказались далеки от реальности. В новых геополитических реалиях вузы продолжили академические обмены с прежними партнёрами. К срочной перенастройке оказались не готовы ни студенты, ни преподаватели. Первые уже нашли пути обхода запретов, вторые проводят параллели с концом 1980-х. И те и другие боятся разговаривать друг с другом о специальной военной операции (СВО).
Тектонические сдвиги в российских университетах начались весной 2022 года. Под огонь критики попала внедрявшаяся в России на протяжении 19 лет Болонская система. Среди её противников оказался секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, заявивший, что российских студентов и преподавателей «выдавливают из западной научно-образовательной сферы». Его поддержал глава Минобразования РФ Валерий Фальков, призвавший разработать свой «уникальный» подход к высшему образованию.
Следующим шагом стали заявления о сокращении контактов по международным программам. Наиболее активно продвигал этот тезис ректор Уральского государственного юридического университета Владимир Бублик.
УрГЮУ окончили многие звёзды российской юридической школы. В их числе бывший генеральный прокурор РФ Юрий Чайка и глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. До весны 2022 года вуз участвовал в западных программах, но в июне Владимир Бублик заявил в интервью СМИ:
«Мы не отдадим их туда, в эту европейскую клоаку, которая существует и притягивает нас. <…> Всё равно возвращаются ребята, которые буквально подверглись той идеологии. И в сексуальном плане, и в плане либеральных ценностей это другие люди».
В последующие месяцы из обменных программ УрГЮА выпали многие пункты. Оставшиеся вызывают вопросы. На сайте университета в качестве партнёрских проектов указаны Стипендии Германской службы академических обменов, Стипендии на учебную стажировку Campus France и Программа Фулбрайта. Последняя финансируется Госдепартаментом США. Также руководители УрГЮА предлагают студентам искать данные о стажировках на официальном сайте Евросоюза.
Продолжились студенческие обмены и в рамках вызывавших у государства особое беспокойство программы Erasmus+ и входящей в неё подпрограммы Jean Monnet Projects. Их курирует один из крупнейших грантодателей ЕС – Исполнительное агентство по образованию, аудиовизуальным технологиям и культуре.
В 2019 году в рамках Jean Monnet Activities получили гранты девять российских вузов. РАНХиГС получил 47 762 евро на проект «Роль ЕС в разрешении современных международных конфликтов». Санкт-Петербургскому госуниверситету экономики выделено 52 688 евро на исследование «Современное европейское общество: трансформация идентичностей в ЕС и России».
Но наибольшего внимания заслуживает представленный Пермским госуниверситетом проект стоимостью 52 418 евро под названием «MEMEPOD. Европейские практики медиаграмотности».
Вот некоторые из его целей:
«1. Содействовать распространению исследований, практики и инициатив ЕС в области медиаобразования, чтобы противостоять угрозам неграмотности СМИ, включая дезинформацию и пропаганду и разжигание ненависти. 2. Организовать серию мероприятий, пропагандирующих достижения ЕС в повышении медиаграмотности. <…> 5. Содействовать диалогу между академическим миром и политиками для содействия принятию инициатив и политики ЕС в сфере образования России».
В 2020–2021 годах Erasmus+ была ограничена в связи с пандемией. Но затем перезапущена с увеличением бюджета практически в два раза – с 14,7 млрд евро в 2014–2020 годах до 26,2 млрд в 2021–2027 годах.
В конце мая Министерство образования и науки РФ рекомендовало свернуть сотрудничество по программе Евросоюза. Несмотря на это, Erasmus+ вернулась в Россию. На странице Уральского федерального университета появилось сообщение о конкурсе на соискание стипендии по европейской программе в Венгрии. Уральские студенты также могут получить стипендии правительства Венгрии, а аспиранты – подать заявку на участие в германской Viadrina International Program.
Объявление о конкурсе Erasmus+ на 2022 год опубликовано на сайте Высшей школы экономики. Набираются студенты для обучения социальным и политическим наукам в Эдинбургском университете в Великобритании.
На сайте Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова в качестве партнёров вуза указываются университеты из Великобритании, Австрии и Испании.
Заявки на участие в Erasmus+ и других западных программах подаются в Московском госуниверситете. СПбГУ сделал ставку на стажировку в европейских рыночных компаниях. Часть из них проходит под эгидой Еrasmusintern. Кроме того, петербургским студентам предлагается пройти стажировку в UN Development (одна из миссий ООН) и UNICEF.
Одной из причин продолжения сотрудничества российских вузов с западными университетами стала позиция преподавателей гуманитарных факультетов.
– В российских университетах во все времена были русофилы и западники. В течение последних десятилетий многие преподаватели несли западный набор знаний, участвуя в системе научного обмена и грантов. И такие специалисты попытки привнести в университеты набор российских государственных идеологических ценностей воспринимают в штыки, – пояснил «Октагону» преподаватель одного из уральских вузов.
Другой преподаватель напоминает, что до последнего времени важным критерием эффективности работы его коллег был индекс цитирования в зарубежных научных изданиях.
Сегодня публикация российских статей в западных журналах приостановлена. Новые критерии эффективности не сформированы.
– Преподавателям придётся адаптировать свои курсы, – считает собеседник издания. – Схожая ситуация складывалась в советских вузах в конце 80-х годов, когда преподаватели говорили о победе коммунизма, но над ними лишь посмеивались. В результате гуманитарные факультеты стали местом рождения новой контрэлиты, которая определила последующие изменения в государстве.
Опрошенные «Октагоном» преподаватели уверены, что формирование новой идеологии в отношении высшего образования неизбежно. Но эта работа столкнётся с трудностями.
– В СССР под присмотром государства находились три университетских направления: философия, история и журналистика. Эта триада создавала систему ценностей. В интересах государства её возрождение. До 2020 года шли споры о необходимости внесения в Конституцию статьи о государственной идеологии. Она так и не появилась, но заинтересованность власти в формировании целостного мировоззрения у общества осталась, – поделился своим мнением уральский преподаватель.
Однако преподавательское сообщество пока не готово к роли транслятора новой идеологии.
– Когда образование стало коммерческим, уровень обучения упал. Коммерциализация и массовизация привели к общему падению уровня понимания и осознания общественных процессов, – считает сотрудник одного из уральских вузов.
Именно с падением уровня гуманитарного сознания связывает собеседник «Октагона» многие политические проблемы современной России. В том числе с поддержкой частью молодёжи Алексея Навального* (внесён в список физических лиц, причастных к экстремистской деятельности и терроризму).
– Навальный* проповедовал радикализм, сильно упрощающий картину мира. Картину, не подразумевающую глубокого осмысления, – убеждён он.
После ухода Алексея Навального* из политической повестки, начала спецоперации и попыток ограничить взаимодействие российских университетов с западным научным сообществом настроения в студенческой среде стали загадкой даже для преподавателей. Подавляющее число последних принципиально избегают обсуждения СВО на лекциях и семинарах. Одни не считают нужным затрагивать эту тему, другие опасаются провокаций и репрессий. Не обсуждают этот вопрос публично и студенты.
Последние пояснили изданию, что в их среде бытуют разнонаправленные мнения, но протестных настроений пока не наблюдается. В уральских вузах приверженцами либеральной идеологии являются около 20 процентов молодых людей. Чуть меньше доля сторонников левых взглядов. Но и они выражают несогласие лишь в частных беседах.
Единой позиции по поводу включения в курсовые работы информации о проведении СВО нет. Одни преподаватели согласовывали такие упоминания, другие – просили удалить.
Сохраняется стабильная обстановка у политологов, социологов и историков. Учащиеся первых двух направлений отличаются прагматичностью и готовностью работать в любых внутриполитических условиях. Исторический факультет находится под особым вниманием ректора УрФУ Виктора Кокшарова, не допускающего либеральных брожений.
Более склонными к вольнодумству собеседники «Октагона» назвали студентов, обучающихся на факультете журналистики и по направлению «международные отношения». В числе первых оказалось много молодых людей, считающих, что журналистика должна открыто бороться с общественными проблемами. Их активная позиция проявилась в ходе недавних выборов ректора. Кандидаты на этот пост мобилизовали сторонников из числа учащихся и в результате ректор принял решение о назначении исходя из итогов публичного голосования, не приняв во внимание мнение экспертной комиссии.
Международники активно участвовали в программах международного обмена и за последние годы обучения установили контакты с европейскими студентами, от которых получают другую точку зрения на сегодняшние международные события.
Также уральские студенты продолжают взаимодействовать с западными университетами через такие неполитические организации, как Erasmus Student Network, Board of European Students of Technology и Association internationale des étudiants en sciences économiques et commerciales. В рамках этих структур проводятся как онлайн-, так и офлайн-мероприятия.
Не высказывают открыто политическую позицию и студенты петербургских вузов.
– Политическая ситуация в стране рано или поздно изменится, а образование останется. Есть ли смысл выступать? – сказал в беседе с «Октагоном» один из преподавателей.
Одним из главных вузов города, который участвовал в международных программах, был университет точной механики и оптики ИТМО. Вопрос учёбы за границей там был самым частым при поступлении в этом году.
– Представители вуза уверяют, что программы обмена действуют и будут продолжать действовать. У ИТМО до СВО были вузы-партнёры более чем из 20 стран. Могу предположить, что учёба за границей может быть доступна, но будет несколько сокращён выбор стран, – рассказал изданию один из учащихся.
По его словам, в университете много критически настроенных студентов, но на политические темы в стенах вуза практически не говорят – только отправляют друг другу мемы.
«Ситуация отражается и на учебном процессе. Например, наш вуз предоставляет подписку на VPN, так как некоторые программы, нужные для учёбы, стали недоступны в России».
Студент петербургского вуза
Ещё одна петербургская студентка рассказала, что в её университет поступило много молодёжи с новых территорий России. Это создаёт дополнительную конкуренцию.
– Преподаватели стараются эту тему вообще не поднимать. Создали отдел помощи для тех, кто попал под мобилизацию или у кого кто-то из родственников поехал воевать. В целом всё культурно, агитации нет, – отметила девушка. – Про учёбу за границей теперь студенты рассказывают с ностальгией, конечно, а другие им завидуют, что те успели. Но такие темы опять же стараются не поднимать. Вообще, народ стал больше бояться, кажется, всего.
В Новгородском государственном университете проходят встречи учащихся с политтехнологами. Исполняющий обязанности директора вуза, по некоторым данным, подписал распоряжение, предписывающее обеспечить участие студентов и преподавателей в лекции Андрея Богданова «Масоны на службе российского государства». Её прочитали будущим журналистам, филологам и историкам.
государства». Её прочитали будущим журналистам, филологам и историкам.
В самом университете утверждают, что в стенах вуза действует строгая цензура.
– После многочисленных собраний по инициативе руководства вуза всем было настоятельно рекомендовано воздерживаться от комментариев в социальных сетях. Кроме того, студентам объяснили, что они учатся в государственном вузе, поэтому у университета позиция будет однозначная и предсказуемая. Думаю, настроения студентов понятны, – отметил один из преподавателей учебного заведения. – Многие молодые люди с заочного отделения стали переводиться на очное, потому что боятся отправки в зону СВО. Есть поступившие после объявления мобилизации и по дополнительному набору.
Как признаются преподаватели, из-за политической ситуации больше всего пострадали лучшие студенты. Именно они рассчитывали на обучение за рубежом, на программы двойного диплома и краткосрочные стажировки за границей. Некоторые из них уже решили проходить англоязычные программы ведущих российских вузов, чтобы потом уехать и поступить, например, в магистратуру уже в другой стране.
* Признан физическим лицом, причастным к экстремистской деятельности и терроризму.
Коллаж на обложке:
Источник: octagon.media