Нынче принято считать, что эра попсы началась в 1990-х годах, а при Советской Власти пестовалась классика. Да. До поры – до времени. Для того, чтобы увидеть, как происходили подмени понятий и установление диктатуры всяких «мадам Брошкиных» (или мадам Галкиных?), надо посмотреть лишь один пророческий фильм. «Зимний вечер в Гаграх» (1985) настолько печальный и — безысходный, что многие зрители считают его перестроечной кинокартиной и относят к 1987-1989 годам, хотя, это всего лишь 1985-й, а снимали в 1983-1984, то есть ничто не должно бы намекать. На что намекать?
Прежде всего, на торжество поп-дэнса и певичек с «лёгоньким репертуарчиком». Перед нами две эпохи: 1950-е – в лице вышедшего в тираж чечёточника Алексея Беглова (Евгений Евстигнеев) и – 1980-е в образе сытой эстрадной примы – Ирины Мельниковой (Наталья Гундарева). В этой корпулентной красавице, устраивающей разносы костюмершам, все и тогда уже узнавали «примадонну» Аллу.
Важная деталь, всегда ускользающая при просмотре: и Беглов, и эта самая Мельникова-Брошкина относятся к развлекательному жанру, только Беглов никогда не числил себя кумиром, не жил роскошно (если не считать богатством — впечатления) и его материальный достаток — весьма скромен; тогда как мадам Мельникова занимает респектабельные апартаменты, считается важной птицей, мега-звездой и вообще ведёт себя с бешеным апломбом. Мол, кто вы и кто — Я?! Хамство – козырь, а не провал. Причина? В 1980-х годах эстрадно-развлекательный контент вырвался, как теперь говорят, в прайм-тайм, в первые ряды.
Появились модные словечки «хит» и «шлягер», а те, кого на концертах вечно ставили «вторым отделением» и в конце под занавес — то есть комики и плясуны — сделались гораздо круче и нужнее оперных солистов и балетных аристократов. Смекнули, что простое, весёлое и не напрягающее приносит, как минимум, хорошие деньги, а из всех радиоточек звучало слово «хозрасчёт». Главное – потрафить дешёвому вкусу за дорогую цену. Так вот, в «Зимнем вечере…» нам и показали, кто в эру «массового человека» (термин испанского философа начала XX века Ортега-и-Гассета) высоко запрыгнул — практически на Олимп.
Это — позолоченные кумиры толпы, обладающие двумя взаимоисключающими качествами: 1) свойско-простецкими привычками, общей заурядностью, то есть «понятностью», и 2) барственной недосягаемостью. В одном из эпизодов мелькает стайка девок с плакатом поддержки — поклонницы, несмотря на холод, болтаются под окнами певички Мельниковой.
В её громадной, великолепно обставленной квартире — тусовка избранных, и они тоже не графья — модельеры, подтанцовщики, приятели с жуликоватыми физиономиями и разумеется — очередной любовник. Живут богато, вкусно, пресыщенно. «Икорка и шампусик», – как говорили всякие нувориши. Тогда как старый чечёточник Беглов всегда знал своё место — он обожал степ. И всё. Он даже тот памятный вечер на излёте 1950-х вспоминает, как дуновение южных ароматов, а не ностальгирует по утраченной известности. Тоска по молодости, а не по овациям и автомобилю «Победа». В сюжете присутствует ещё один персонаж — Аркаша (Александр Панкратов-Чёрный), готовый на унижение, лишь бы тереться возле «популярных» лиц. Для этого он и решает брать уроки степа: «Сейчас с чечёткой никто не работает. Можно сразу прогреметь». И неважно – лежит душа к танцу или нет… Правда, он в финале прозревает, но это – всего лишь кино. Советское. Где хомо-сапиенс получал уроки судьбы и усваивал их. В жизни всё не так.
Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.