Правда ли, что древние христиане вели бессмысленные споры из-за одной буквы? (Спойлер: не правда)

291

Егор Холмогоров

Классический тест на стопроцентное невежество любого околоисторческого автора – утверждение, что арианские споры о Святой Троице в древней Церкви были “спорами об одной букве”.

Мол православные никейцы говорили что Сын омоусиос Отцу (то есть единосущен), а ариане говорили, что Сын омиусиос Отцу, то есть подобносущен.

И вот из-за одной пустой йоты церковники столетиями спорили, а народы резали друг друга.

Вот как дочитываете до этого, дальше можно не читать. Перед вами невежда не знающий элементарных фактов.

Напомню суть проблемы: ересь пресвитера Ария состояла в том что он отрицал единство по сущности Отца и Сына и учил, что Сын появился после Отца и меньше Отца. Тем ставилась под сомнение действительность спасения, принесенного воплотившимся Сыном – Христом, так как Он – не Бог в полном смысле слова.

Арий был осужден на Вселенском Соборе в Никее, где был принят символ веры в котором сказано, что Сын единосущен (омоусиос) Отцу. Однако вскоре ариане перешли в контрнаступление опираясь на государственную власть и утверждая, что защитники никейской веры сливают лица божества. На несколько десятилетий воцарился догматический хаос, а главный защитник никейского исповедания св. Афанасий Александрийский был гоним.

“Подобносущие” не имело никакого отношения к арианству. Напротив, это была форма исповедания православия.

1. Ариане не утверждали подобносущия Сына. Они, напротив, его отрицали. Крайняя группа ариан так и называлась ан-омеи, то есть не-подобники. Они учили что Сын не подобен Отцу, а просто высшая из тварей.

2. Большинство арианствующего епископата, поддерживаемое арианствующими императорами, было омиями, то есть учили о подобии Сына Отцу. Мол подобен, похож и ладно. Они считали это нейтральной формулировкой и давили несогласных, как православных никейцев, так и ариан.

3. Омиусиане были самой близкой к никейцам группой. Они считали что Сын подобен Отцу по сущности и не использовали формулу “единосущен” в основном изза боязни репрессий и из страха, что при такой терминологии Троица сольется в единицу.

Православные никейцы рассматривали омиусиан как партнеров для диалога и ближайший резерв. Именно для привлечения омиусиан к никейскому исповеданию отцы-каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский разработали учение о различении в Святой Троице единой сущности и трех ипостасей, что устраняло опасение перед “слиянием” Троицы.

Подавляющее большинство омиусиан после гибели императора-арианина Валента в адрианопольской битве с готами перешли на омоусианские никейские позиции.

То есть там где разница была всего в одной букве, расхождения были небольшими и преодолимыми. А там где был непримиримый конфликт, там и буквы сильно различались.

Вот тот кто этого не знает и пишет про “спор об одной букве” (например авторы чубарьяновской “Всемирной истории”) – они не удосужились прочесть даже одну книжку по теме истории вселенских соборов, однако лезут учить.

Источник: dzen.ru/media/holmogorow

Заставка: Память святых отцов Седьмого вселенского собора (787 г.)  foma.ru

 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: