Представьте, что вы попадаете в место, где нет дорог и транспортное сообщение осуществляется только по воздуху и иногда морем, но погодные условия таковы, что улететь или уплыть можно с третьей или четвёртой попытки; где почти нет интернета, вернее, есть, но нестабильный и дико дорогой; где цены на продукты чрезвычайно высоки, хотя продовольствия в магазинах немного и часто встречается просрочка; где нет нормальных отелей, а койко-место в хостеле стоит как номер в средненькой гостинице в Москве; где зима длится 10 месяцев в году, снег тает в июне, а, выйдя за пределы посёлка, вы рискует стать добычей медведя. Всё это о Чукотке, где живут почти 50 тысяч человек и посетить которую с каждым годом стремится всё больше туристов.
На Чукотку, как поётся в известной песне, только самолётом можно долететь. Четыре раза в неделю из Москвы, два – из Владивостока, а ещё – из Иркутска, Хабаровска и Петропавловска-Камчатского. Чукотка не только самый отдалённый, но и самый дорогой по стоимости перелёта регион. Местные жители пользуются «дальневосточной скидкой», туристы платят полную стоимость, которая может достигать 70 тыс. рублей за билет в один конец. Впрочем, в последнее время «Аэрофлот» серьёзно снизил цены на все дальневосточные направления. Прилететь в Анадырь из Москвы теперь можно всего за 20 тыс., и билеты не нужно покупать за полгода, как прежде.
Трудности перевоза
Первые, кто встретит вас в Анадыре, – это пограничники: они проверят у вас паспорт. Совсем недавно вся Чукотка была пограничной зоной, для её посещения требовался погранпропуск. Туристов, не потрудившихся узнать правила посещения региона, в зале прилёта анадырского аэропорта отправляли назад. Сегодня погранзона сохранилась только на островах, однако за пределами Анадыря вас в любом случае везде будут сопровождать пограничники – проверять в аэропортах, на борту теплохода, встречать на причалах и на дорогах.
Сложности могут начаться уже по прилёте. Дело в том, что аэропорт чукотской столицы находится не в самом Анадыре, а в посёлке Угольные Копи – на противоположном берегу Анадырского лимана. И попадёте ли вы в тот же день в Анадырь, целиком зависит от погоды. С января по апрель по льду лимана проходит зимник, и это самое безопасное время. Летом пассажиров шесть раз в день перевозит туда-сюда старенький катер «Камчатка». Есть ещё две государственные и две коммерческие баржи, которые перевезут вместе с машиной. Но если на море шторм, на причале можно просидеть до тех пор, пока он не прекратится. Это особенно критично для тех, кто улетает: бывает, что большая часть пассажиров не успевает на самолёт и он летит полупустой, везя лишь тех счастливчиков, которые за день до рейса перебрались в Угли. Есть ещё вертолёт, но количество мест ограниченно, а проезд стоит 4 тыс. рублей.
С недавнего времени в Анадырь из Москвы можно долететь всего за 20 тысяч рублей, ранее стоимость билета достигала 70 тысяч рублей в один конец.Фото: Дмитрий Родионов/Octagon.Media
Совсем всё плохо весной и осенью, когда льда нет, поверхность моря покрыта шугой и пройти по нему могут разве что аэросани.
В разное время обсуждались варианты решения проблемы – мосты, тоннели. Но в таком регионе это в принципе неокупаемо, а возводить подобный объект за счёт местного бюджета – значит гарантированно убить его. Сегодня говорят о строительстве канатной дороги через лиман. Это куда дешевле, и вроде даже нашлась компания, готовая реализовать проект.
Если вы застрянете в Углях, вам придётся также столкнуться с проблемой жилья. В разгар сезона нет не то что мест в гостиницах и хостелах. Нет даже свободных коек в квартирах, хозяева которых могут сдавать жилплощадь куда большему числу людей, чем та может вместить. Сюда едут на добычу золота, на путину, на стройки и так далее. А ещё туристы, и все прилетают летом. Цены на с трудом найденное жильё вас удивят – 2,5–3 тыс. рублей за койко-место.
В Анадыре та же проблема, хотя там больше гостиниц, хостелов, квартир. И всё же собравшимся на Чукотку лучше озаботиться вопросом аренды жилья сильно заранее, как и покупкой билетов. Забудьте про Booking, Trivago и даже про «Яндекс.Путешествия» – здесь о таком никогда не слышали.
Дорогая жизнь без дорог
Никакого «Яндекс.Такси» или «Яндекс.Еды» тут тоже нет, но проблемы собственно с такси и доставкой блюд отсутствуют. Зато есть сложности с интернетом: нет вайфая в гостиницах и кафе, а через мобильный интернет можно разве что проверять почту и сообщения в мессенджерах. И стоит это всё, как будто вы в роуминге.
Чукотка – последний регион России, куда ещё не протянули оптоволокно. Предпоследним была Камчатка, но туда протянуть успели, а на Чукотку – нет. Должны были сделать к концу этого года, но помешали санкции. Зато после того как подключили Камчатку, все спутники работают только на Чукотку: по сравнению с предпоследним визитом в регион качество связи стало лучше, но до привычного нам уровня далеко.
Что всегда шокирует тех, кто приезжает сюда впервые, так это цены в магазинах. Килограмм сосисок – 1,2 тыс. рублей, килограмм картошки – 150 рублей, яблок – 300, бананов – 600, мандаринов – 850, персиков – 900, черешни – 1 тыс. И так далее с учётом степени экзотичности продукта.
На Чукотке нет «Яндекс-еды» и вайфая.Фото: Дмитрий Родионов/Octagon.Media
Чукотка живёт завозом. Поскольку нет ни автомобильных, ни железных дорог, доставка всего осуществляется исключительно морем (зимой в отдельные населённые пункты – по зимникам). Разумеется, когда открыта навигация, везут товары в Анадырь, а оттуда – по сёлам. К апрелю запас овощей, фруктов и прочей провизии обычно иссякает. Отсюда и обилие просроченных продуктов, к которым местные привычны с детства.
И если Анадырь – это местный «материк», где есть всё и всегда, то райцентры, а особенно национальные сёла, могут испытывать нехватку продуктов даже летом. Мы пробыли две недели в Чукотском районе – за это время подходы к сёлам заперли льды, и судно, привёзшее товары, несколько раз не могло разгрузиться и возвращалось в Анадырь. Товары первой необходимости доставляли вертолётом, а всё остальное – как получится.
Город засыпает
На Чукотке в любой момент могут отключиться терминалы безналичной оплаты, так что лучше всегда иметь наличные. Тем более что банкоматы (само собой, только Сбербанка) есть исключительно в райцентрах и закрываются после шести вечера, как аптеки и хозторги. Лишь продуктовые магазины работают до 20, а иногда и до 21 часа. В сёлах банкоматов нет вообще и в лучшем случае будут два-три магазина.
Если вы путешествуете за пределами Анадыря, забудьте про ночные или фитнес-клубы, кафе, кинотеатры и прочие подобные заведения. Библиотека, дом культуры и столовая – вот весь набор развлечений. В Анадыре всё это есть, причём вполне современного европейского уровня, но, как я уже говорил, Анадырь – это почти материк.
Впрочем, на Чукотку едут не для того, чтобы посидеть в баре, поиграть в бильярд или сходить в кино. Сюда едут работать – за «длинным северным рублём». Далеко не все выдерживают. Приедет иной раз человек даже на непыльную работу – учителем, директором школы, врачом, – помучается полгода-год, сломается и уедет. Не все выносят местный ритм жизни, климат, когда полгода длится полярная ночь, метели наметают сугробы высотой с двухэтажный дом и даже в июле воздух редко прогревается выше плюс 10, а короткое северное лето заканчивается уже в августе. Но многие остаются, искренне влюбившись в эту землю, которую здесь называют «землёй настоящих людей».
В Анадыре стоит забыть про ночные клубы, кафе и кинотеатры. Их здесь нет.Фото: Дмитрий Родионов/Octagon.Media
Настоящих, потому что умеют выживать, не теряя при этом лучших человеческих качеств и веры в хорошее. Не утратив её даже в суровых 1990-х, когда вымирали целые посёлки (не было света, тепла, воды, топлива), закрывались предприятия, люди продавали трёхкомнатные квартиры по цене билета в Москву, отправляясь в неизвестность, где у них не было ни работы, ни родственников, ни перспектив. Сегодня Чукотка едва ли не рекордсмен России по числу масштабных «заброшек» – от военных городков до гражданских. Настоящий рай для сталкеров. Хотя местным больно видеть руины на месте домов, в которых они родились, росли, учились, влюблялись, создавали семьи.
Тем не менее сегодня многие возвращаются. Просто потому, что невозможно забыть эту землю. Возвращаются, как только появляется возможность.
Тундра, киты и фьорды
И, конечно, сюда едут туристы. Пока не массово, но с каждым годом регион становится всё популярнее. Всякий раз, когда собираюсь на Чукотку, знакомые и родственники крутят пальцем у виска: «Там же холодно и делать нечего, давай лучше с нами в Турцию». Возможно, хоть однажды побывав здесь, они изменили бы своё мнение. Север может покорить сердце с первого раза.
Чукотка – это бескрайняя тундра, особенно красивая в начале осени, когда она покрывается красно-жёлтым ковром. Это чистейшие студёные моря, в водах которых резвятся огромные киты, а вдоль береговой линии можно встретить стада моржей. Чукотка – это невысокие, но очень живописные горы, окутанные облаками, фантастически красивые заливы, бухты и фьорды, нисколько не хуже, чем в Норвегии. По числу уникальных по красоте мест Чукотка может побороться с Камчаткой.
На Чукотке расположен самый северный российский город – Певек, с единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанцией. Недалеко от посёлка Эгвекинот находится точка пересечения 180-го меридиана и Северного полярного круга – единственное место на земном шаре, где вы можете шагнуть не только в Заполярье и обратно, но и из восточного полушария в западное.
Любителям гор обязательно нужно посетить бухты Провиденского района и пролива Сенявина. Там же можно увидеть легендарную Китовую аллею на острове Итыгран и мистическое «китовое кладбище» в селе Янракыннот. В Чукотском районе обязательно нужно побывать в китобойной столице России – селе Лорино, где есть шанс увидеть настоящую охоту на кита и попробовать чукотско-эскимосскую кухню, основу которой составляют китовое и моржовое мясо. Сразу скажу: нигде больше, даже в Анадыре, не говоря уже о «материке», этого не найти ни за какие деньги.
Главное богатство Чукотки — её люди. Они обладают уникальными качествами, позволяющими им выживать на этой, казалось бы, не очень пригодной для жизни земле.Фото: Дмитрий Родионов/Octagon.Media
В Чукотском районе находится самая восточная точка Евразийского континента – мыс Дежнёва, где можно ощутить пульс Земли и узнать, что такое настоящее безвременье, встретить рассвет первым в Евразии. Ведь Чукотка – это место, где рождается новый день и где начинается Россия.
Недалеко расположился остров Ратманова – самая восточная часть нашей страны, откуда невооружённым глазом видно Аляску. Рядом с островом проходит линия смены дат. Чуть севернее находится самое восточное поселение Евразии – Уэлен, с его знаменитой на весь мир косторезной мастерской.
Но главное богатство Чукотки – это, безусловно, её люди, обладающие уникальными качествами, позволяющими им выживать на этой, казалось бы, не очень пригодной для жизни земле. Можно познакомиться с бытом оленеводов и морзверохотников, с последними на Земле носителями редких диалектов, прикоснуться к уникальной культуре чукчей и эскимосов, а если повезёт, как мне в этом году, – попасть на праздник «Беренгия», во время которого коренные жители соревнуются в гонках на кожаных байдарах, а также в самодеятельности: песнях, танцах и так далее. А если опять же повезёт, сможете прокатиться на настоящей байдаре в качестве гребца.
Путешествие на Чукотку – удовольствие не из дешёвых: в отличие от Камчатки, здесь нет развитой туристической инфраструктуры. Наверное, поэтому Чукотка, будучи одним из наиболее красивых и интересных регионов России, остаётся самым недооценённым и малопосещаемым местом. В этом есть свой плюс: в противоположность широко распиаренной Камчатке здесь отсутствуют толпы туристов, природа сохранилась такой, какой была тысячелетиями, а культура, традиции и быт местных жителей – нетронутыми и аутентичными.
Фото на обложке:
Источник: octagon.media