
Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники. Отто фон Бисмарк
Ни для кого не секрет, что единое образовательное пространство страны силами “реформаторов” развалилось. Детей учат разному и по-разному. Например, официально утверждено около десятка программ начального образования. В 2021 году президент РФ обратил внимание на необходимость единого учебника истории, рассматривающего XX век. Но этого учебника до сих пор нет. История преподаётся по 86 учебникам. И не так давно один почтенный академик объяснял такое положение тем, что учёные пока не уяснили, какую же историю хочет видеть руководство страны.
Такой же профанацией являются электронное образование и контрольные по телевизору. Отдельная большая неприятность — единый государственный экзамен (ЕГЭ), на подготовку к которому тратятся последние два года школьной жизни.
По этой причине родители находятся в отчаянном положении. В большой степени они должны заменить собой школу. Образование у нас до сих пор трактуется как услуга, организовать и приобрести которую должны родители. Это дорого и неэффективно. В начальной школе родителей спрашивают, по какой программе они хотят учить детей. Но это должны знать профессионалы, а не родители! Организация работы учеников отсутствует. Если добросовестно делать всё, что задают, то этим надо заниматься круглые сутки.
Электронное образование противоречит здравому смыслу и медицинским нормам. Образование — это диалог. Хороший учитель, общаясь с учениками, понимает, что, кому и почему непонятно. Электронное образование — монолог. Ведущие западные учёные открыто говорят, что электронное образование — для бедных. Кроме того, исследования утверждают, что дети могут очень немного времени проводить у компьютера. Нарушение этих норм может иметь серьёзные последствия. Почему Минпрос это игнорирует?
Проклятием многих семей являются компьютерные игры и “ТикТок”: дети живут не в реальном, а в виртуальном мире.
У родителей много вопросов. На что обращать внимание при воспитании? Какая сфера деятельности подходит ребёнку? Каковы его наиболее сильные и слабые стороны? В 1990-х годах в школах учредили должность психолога, который и должен был выяснять эти вопросы. Но в процессе “оптимизации” от части сотрудников пришлось избавиться — избавились, в частности, от большинства психологов.
Кроме того, мы столкнулись со специализированными классами, с феноменом ранней специализации. Это приводит к тому, что ученики физматклассов часто ничего не знают о гуманитарных науках, а гуманитарии — наоборот. А в старших классах нередко выясняется, что школа ничему не научила и для того, чтобы сдать ЕГЭ, надо нанимать репетитора.
Чему и как учить — отдельная проблема. Учебников — море, чётких ориентиров нет.
К российскому образованию прильнули случайные люди, разыгрывающие карту электронщины и вытеснения людей из школ. Один из них — председатель правления Сбербанка Герман Греф со своими “сберклассами”. На Петербургском международном экономическом форуме он говорил: “Нужно уходить от напичкивания знаниями в школе, потому что сегодня носителями знаний, носителями информации являются компьютерные системы… Школа должна стать школой навыков. Знания нужно перенести в возможность получать их школьниками в ходе самоподготовки”.
А с 2010 по 2020 год руководителем Департамента образования Москвы был И. И. Калина. В настоящее время он возглавляет кафедру педагогических технологий факультета педагогического образования МГУ. Много удивительных дел совершил он на прежнем посту. Одно их них — “слияние” по пяти школ в одну и присовокупление к ним “для оптимизации” детских садов. Вот что говорил этот “выдающийся деятель” в 2013 году: “Какой огурец в хороший рассол ни попадёт — маленький, большой, свежий, малосольный, происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками”. Не случайно в своё время по Москве прокатилась волна митингов с требованием уволить Калину, который сравнивает наших детей с солёными огурцами, а школу с банкой рассола.
В стране не хватает 250 тысяч учителей, доля молодёжи среди них не увеличивается. К тому же зачастую приходит претендент, и выясняется, что он сам не может хорошо написать контрольную по ЕГЭ, очевидно, и школьников он научить этому не сможет.
В высшей школе мы пытаемся провести удивительный эксперимент — дать высшее образование тем, кто не имеет среднего. Люди, которые должны заниматься гиперзвуком и ядерными реакторами, слабо знают школьную физику и совсем не знают институтскую. Практически нет знания химии. А какой инженер без знания свойств материалов? Отсутствуют познания в гуманитарных дисциплинах. Когда такой “специалист” приходит на работу, то руководителю приходится решать, как, чему и где его доучивать.
Восточная мудрость гласит: “Хочешь победить врага — воспитай его детей”.
Не будем говорить о политике. Но на вопросы наших детей, почему страна наша, имея треть всех мировых минеральных ресурсов, находится по валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения на 87‑м месте в мире, почему живём бедно, приходится отвечать.
В своё время экономика в СССР была на втором месте в мире. Сейчас достижения России намного скромнее. Посмотрим на валовый внутренний продукт, например, в 2019 году: США — 21,43 трлн долл., 21,42% от глобального продукта; Китай — 14,34 трлн долл., 16,34%; Япония — 5,08 трлн долл., 8,79%; Индия — 2,81 трлн долл. и 3,28%; Германия — 3,85 трлн долл., 4,38%; Великобритания — 2,53 трлн долл., 3,22%; Франция — 2,72 трлн долл., 3,09%. Показатели России — 1,7 трлн долл., 1,94%.
Как же мы дошли до жизни такой? Дело в том, что Россия является объектом огромного исторического эксперимента, связанного со сменой социального строя — социализма на капитализм. Произошёл отказ от многих прежних смыслов и ценностей, глубокое изменение жизнеустройства. Сильную, ведущую индустриальную страну с наукой и образованием превратили в донора минеральных ресурсов и людей для более развитых или быстрее развивающихся стран. Это и определило судьбу российского образования. И соответственно — наши с вами сегодняшние задачи.
В нашей школе было много реформ: гуманизация, гуманитаризация, информатизация, егэзация, болонизация, интернетизация и много иных. Все они вели к ухудшению качества образования. В историю вошёл перл бывшего министра, а ныне советника президента А. А. Фурсенко: “…недостатком советской системы образования была попытка сформировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других”. Д. В. Ливанов в бытность свою министром образования говаривал, что надо готовить людей, способных пользоваться технологиями, придуманными другими. Очевидно, эти другие лучше учились в школе.
Возможно, такое положение в образовании поддерживается умышленно, потому что у тех, от кого это зависит, есть понимание: если у нас будет много квалифицированных профессионалов и для них не будет работы, то они постараются изменить такое положение дел. А это уже социальная нестабильность.
Война на Украине и 10 тысяч санкций, наложенных на Россию, показали, что высокие технологии крайне важны и полноценное образование является необходимым условием нашего существования в современном мире.
В стратегии развала отечественной школы выделю три ключевых направления.
Первое. Переход от предметоцентрической к личностно ориентированной школе. В советской школе принципиальную роль играло получение знаний, умений, навыков. Ученика оценивали по тому, насколько хорошо он освоил преподаваемые предметы, а учителя — по тому, хорошо ли он владеет тем, что преподаёт и может ли обучить этому школьников. Советскую педагогику крушили утверждением о том, что она не учитывает в должной степени личность и уникальность учеников, что она должна помогать им найти себя, разбираться, как сделать их счастливыми и довольными, и иметь дело с “универсальными учебными действиями”.
Среди теоретиков развала можно выделить А. Г. Асмолова: “Усвоение стандартов — это усвоение нового поведения школьной жизни в мире, где ключевыми вызовами являются вызов неопределённости, сложности и разнообразия… Как понять логику изменения изменений? …Мы ищем технологии реализации стандартов через электронные образовательные среды…
Пришли времена неопределённости. Мир Яна Амоса Коменского с дискретной поурочной системой образования при всей его великости имеет исчерпывающие диапазоны в наши дни… Образовательные стандарты — это атомный или космический проект для России… Моё кредо — это движение от культуры полезности к культуре достоинства”.
Впрочем, другие люди тоже постарались: “Если бы я был главным волшебником страны, то во благо образования перестал бы врать. Я бы сделал, чтобы школу рассматривали как место для создания условия для продвижения по своему пути… Демократически воспитанный человек — это не тот, который делает то, чего хочет, а тот, который может ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием”, — писал директор Школы самоопределения А. Н. Тубельский.
Здравый смысл подсказывает обратное. И наука, и образование — это школа определённости, выявляющая и объясняющая наиболее важные причинно-следственные связи.
Второе. Разрушение единого образовательного пространства.
Советская школа была единой: вся страна училась по одному общему учебнику, в спецшколах был учебник повышенной сложности. Это позволяло иметь отличную методическую работу: достижениями лучших учителей могли пользоваться все педагоги. Она давала целостный, системный взгляд и позволяла заложить основы мировоззрения. Страна всерьёз относилась к образованию: многие учебники были написаны выдающимися учёными.
После советского прорыва в космос американский президент Джон Кеннеди говорил: “Советы обогнали нас в космосе за школьной партой”. По его инициативе в США были начаты серьёзные реформы в области образования и в инновационной сфере оборонного комплекса.
Как же развалить отлично работающую систему? Очень просто — следовать римскому императиву: “Разделяй и властвуй”. Нужно породить огромное число программ и учебников. И — новаторы, новаторы и ещё раз новаторы. Конечно, поиск нужен и в педагогике. И тут необходим контроль, мониторинг, анализ, речь-то идёт о судьбе наших граждан — людей будущего. Если этого нет, то получается разброд и шатание. Культура — это прежде всего система ограничений.
Советская школа давала шанс каждому ученику получить полноценное образование. Нынешняя школа разделяет людей. В 95% школ мы готовим “людей общества потребления”. Вместо целостного образования — мозаичная структура знаний: всё ни о чём и ничего обо всём. Электронная система образования превращает такие занятия в полный абсурд.
Однако есть и несколько процентов сильных школ, где учатся дети очень богатых родителей или яркие, талантливые дети. Там минимум “электроники” и серьёзное отношение к каждому ученику. Как заметил директор одной из таких школ: “Наша цель — выйти на уровень советской физматшколы”.
Третье. Узкая специализация — проклятие российской школы.
Индустриальная эпоха, из которой сейчас ведущие страны переходят в постиндустриальную реальность, породила иллюзию, что очень важна узкая специализация и подготовка людей, которые знают “всё ни о чём”. Но ранняя специализация, натаскивание на ЕГЭ, репетиторство “вырезают” очень немногое из нормального школьного образования. То же самое происходит и в вузах.
Подготовка к поступлению в конкретный вуз была очень существенным этапом в советской школе, как и приём людей, из которых можно подготовить полноценных специалистов. Выпускной экзамен из школы и вступительный в вуз необходимо разделить! России надо вернуть образовательный суверенитет, не пытаясь подражать чужому или играть роли, написанные другими!
В условиях развала системы образования главный учитель вашего ребёнка — не школьные педагоги, не интернет и не репетитор, а вы.
Это первый и очень серьёзный вызов, которого не было у предыдущего поколения. В первом приближении ребёнок будет знать и уметь то, чему вы его выучите. И главный воспитатель — тоже вы. Чем больше усилий в дитя будет вложено, тем в большей мере оно будет вашим, а не “компьютерным”.
Почти всё время, проведённое ребёнком в компьютерном мире, является потерянным. Родитель должен помочь ребёнку жить в реальном, а не в виртуальном пространстве.
Основная функция компьютеров в современном мире — не экономическая, а социальная. Она состоит в сжигании свободного времени миллиардов людей. Важно осознать, что компьютер для школьников — средство, чтобы отвлекаться и развлекаться. Контроль тут почти невозможен.
Компьютер — замена родителей и друзей. Библия советовала возлюбить ближнего как самого себя. Компьютер даёт возможность возлюбить дальнего, естественно, за счёт ближних. Он вводит детей в призрачный мир странных чужих людей…
Помогите ребёнку вырасти и стать взрослым.
Счастье для родителя, когда его ребёнок становится ответственным, уверенным в себе человеком, на которого можно положиться. Для этого среди прочего надо регулярно разговаривать с ним на темы, которые волнуют его, вас и Россию. Масштаб человека определяется проблемами, которые его волнуют.
Мы столкнулись с удивительной ситуацией: одни молодые люди сейчас умирают, защищая наше Отечество, а для других Россия — просто штамп в паспорте и территория, с которой “надо валить”. Мы живём в эпоху перемен, когда “работа родителя” является очень ответственной, когда нельзя плыть по течению и надо чаще представлять, каким взрослым станет наш ребёнок и какую ответственность он возьмёт на свои плечи.
Формированием родительских сообществ мы добьёмся большего.
Одно из главных слов XXI века — самоорганизация. Теория самоорганизации — синергетика (от греческого “совместное действие”) — становится всё более популярным междисциплинарным подходом в науке, при разработке высоких технологий, в гуманитарной сфере. В той или иной степени к образованию в России имеет отношение более 70 миллионов человек. Образование — ключевая функция государства. Достаточно потерять или одурачить одно-два поколения, и страны не будет.
Родители — огромная сила, очень важно объединение и выработка единого мнения по ключевым вопросам.
Формирование единого образовательного пространства: один учебник по каждому предмету для всей страны плюс один учебник повышенной сложности.
Надо противостоять политике образовательных властей “Разделяй и властвуй”. Надо вернуть сильную методическую работу в среднюю школу. Единое образовательное пространство в школах сегодня — залог единства России завтра.
Жёсткие ограничения в отношении использования электронных средств в школе и пересмотр содержания образования положат конец электронному обучению.
Реформаторы утверждали, что они берутся за организацию учёбы и не касаются содержания. Но и этого оказалось достаточно, чтобы развалить среднюю школу. Образование должно учить важному и полезному, а не абстрактному и ненужному. Нам нужен сильный средний школьник, а не только таланты. Пока ситуация ухудшается. В течение ряда лет в России проводится Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, в которой участвуют около 80 стран (Programme for International Student Assessment, PISA). Программа выясняет, как умеют применять полученные знания 15-летние школьники по математике, физике, естественным наукам и чтению на родном языке. Если в 2000‑х годах наши ребята были в третьем десятке, то сейчас — в четвёртом. Впереди оказываются школьники из тех стран, где осуществляется научно-технический порыв: Китая, Южной Кореи, Сингапура, Финляндии.
Наша школа разгромлена, и надо говорить не о её реформировании, а о реанимации.
Школа должна готовить творцов и созидателей, способных двигаться вперёд, готовых к коллективному труду, а не “квалифицированных потребителей” созданного другими.
В нынешней школе делается акцент на индивидуальных достижениях ребят, мы готовим “кустарей-одиночек”. А жизнь показывает, что вперёд прорываются группы единомышленников, готовые вместе трудиться ради воплощения своего замысла.
Необходимы отмена ЕГЭ, изуродовавшего среднюю и высшую школу, отмена “болонизации” высшей школы и переход к подготовке специалистов.
Болонизация принималась, чтобы облегчить нашей молодёжи отъезд за рубеж и чтобы “угодить” другим странам. Сейчас надо озаботиться подготовкой полноценных специалистов для нашей цивилизации — мира России.
Необходим отказ от инклюзивного образования.
С детьми, имеющими особенности развития, должны работать не рядовые учителя, а профессионалы, имеющие специальную подготовку и владеющие современными технологиями в этой области.
Нужно изменение стратегии образования России.
Наша страна должна перейти сейчас от государства — сырьевого придатка ведущих стран на уровень сильных, самостоятельных, активно развивающихся держав. Для этого с нынешним образовательным развалом в России надо покончить, а людей и организации, создавшие и благословившие распад отечественной школы, надо отстранить от этой сферы.
Необходимо изменение роли и функции учителя в школе, в обществе, в нашем сознании.
У общества, которое не ценит и не уважает своего учителя, нет будущего.
Мечта должна вернуться в школу!
Большие цели дают большие силы. Русская мечта веками давала нам силы, поддерживала и вела вперёд. И эту традицию надо сохранить. Сейчас фэнтези вытеснила научную фантастику. Но фэнтези — это то, что не может состояться, это будущее в прошлом. Но будущее должно быть в будущем! Это даёт полёт и ориентиры. Мечта должна вернуться в школу! В России прекрасная школа научной фантастики, да и учёным есть что рассказать о тех горизонтах, куда они идут.
Не так давно китайцы были озабочены недостаточной изобретательской, инновационной активностью своих учёных, инженеров, руководителей. Они решили выяснить, почему в США дела обстоят лучше. Оказалось, что руководители крупнейших инновационных компаний — любители научной фантастики. Китайцы учли этот опыт.
В своё время на ночь папа читал мне книги, многие из которых были фантастическими.
— Но ведь этого нет и не будет! — иногда говорил я ему.
— Будет или нет — зависит от многих людей, и от тебя тоже. Я на тебя надеюсь.
Так и надо говорить нашим детям. Будущее должно состояться!
Еще материалы этой рубрики:
Материал из рубрики:
Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.