Одно из последствий нынешнего кризиса – ожидаемое падение спроса на высшее образование.
По мнению экспертов, тренд на отказ от «вышки» складывался на протяжении нескольких последних лет. Переструктурирование рынка труда, продолжающееся снижение реальных доходов населения, очевидно, ускорило этот процесс.
Согласно проведенному ранее исследованию SuperJob, дети 43% опрошенных родителей отправятся после школы в вуз – в 2010 г. этот показатель составил 80%. При этом 21% из опрошенных сообщил, что ребенок будет получать среднее профессиональное образование, 2% заявили, что после школы их дети будут не учиться, а работать, у 26% респондентов дети еще не определились с тем, что будут делать после школы, а 8% затруднились с ответом.
По данным Росстата, среди выпускников вузов 2016-2018 гг. не работают по специальности 31%, а среди выпускников колледжей и профессиональных училищ — 43% и 50% соответственно. Очевидно, что снижение интереса к получению образованию связано именно с этим – зачем тратить годы жизни на обучение, если в дальнейшем огромный процент учащихся выбирают работу не по специальности.
Проблема резко снизившегося интереса молодежи к вузам заключается и в том, что в России образовательный ценз уже давно не является эффективным социальном лифтом. В частности, многие молодые люди придерживаются мнения, что смогут построить карьеру значительно быстрее, если у них имеются хорошие связи и нужные знакомства. Таким образом, качественное образование в этой иерархии теперь явно не на первом месте.
Важным представляется и другой фактор. Львиная доля российских семей принимают решение отправить ребенка в СПО – там он гарантировано получит специальность, после чего автоматически выйдет на рынок труда. При этом высшее образование все чаще видится в отложенном варианте – в том случае, если это будет продиктовано жизненной необходимостью.
По данным рекрутинговых сервисов, требования к высшему образованию в настоящее время, как правило, указываются в 30% вакансий, к среднему специальному – в 13%, а в большинстве вакансий (58%) работодатели не высказывают никаких требований к образованию.
У работодателей пользуются особым спросом пресловутые «гибкие» навыки, в числе таковых – способность к обучению и получению новых компетенций, возможность изменения карьерных траекторий каждые несколько лет, а также кардинальная смена профессий.
В некоторых случаях, как ни парадоксально «красные» дипломы, прекрасная успеваемость, напротив, отталкивают работодателей – они желают получить не условного работника-теоретика, а максимально интегрированного в актуальный рынок труда и рыночную экономику.
К моменту наступления нынешнего кризиса в стране сформировалась совокупность факторов, работающих против престижа и спроса на высшее образование. Это означает, что межвузовская конкуренция, особенно в условиях Единого государственного экзамена, будет нарастать, и особым спросом начнут пользоваться короткие и недорогие программы обучения.
Источник: t.me/russica2
Заставка: wikimedia