интереснейший, хотя небесспорный феномен советской культуры
Перестроечный кинематограф – не совсем гадость-гадость, ибо есть нюансы. Это – интереснейший, хотя небесспорный феномен советской культуры, и как бы мы ни пытались утвержать, что «всё – плохо», даже и тогда не обошлось без шедевров. “Бакенбарды” (1990) – один из них. Режиссёр Юрий Мамин предпочитал гротеск, абсурд, буффонаду. Чтобы маразм – через край. Все его знаменитые фильмы – притчи и анекдоты, где-то сказки. Если бы я не знала, что Мамин – ленинградец, я бы догадалась. Это – узнаваемый стиль города. Питерский дух – особый, не без странностей, что, несомненно, в плюс.
В “Бакенбардах” показана …праворадикальная организация пушкинистов, борющихся за традиционные русские ценности и возрождение России. В 1990 году намёк читался сходу – это Национально-Патриотический Фронт “Память”. В Москве были шествия с хоругвями, портретом Николая II да молебствиями, но с оглядкой на Чёрную Сотню и, как утверждали разные «демократические» силы – с намёком на эстетику гитлеризма, но чего-чего, а никаких заигрываний с дойч-наци там не водилось.
Но вернёмся к “Бакенбардам”. Итак, в грязновато-обшарпанный город Заборск (всю эту разруху снимали в самом Ленинграде!) приезжает некий Виктор с молодым соратником. Оба – в каких-то старинных шляпах, плащах-крылатках и с увесистыми тростями. Выясняется, что они – адепты культа Александра Сергеевича Пушкина. Заборск – типичный перестроечный адок с недоделанными объектами инфраструктуры, болтливой парт-элитой и – «войной» неформалов. Есть юношеская панк-структура “Капелла”, где тусуются-отрываются местные мажоры; им противостоит накаченная братва, именуемая “Бивнями”. В сих последних угадывались «любера», ставшие в конце 1980-х, как и общество “Память”, притчей во языцех.
…В перестроечном СССР был запредельный шквал юношеской агрессии. Как мне теперь кажется, её искусственно раздували – например, статьями о сильных пацанах из подмосковного города Люберцы, приезжавших в Москву, чтобы драться, бесчинствовать, а точнее – наказывать панков, брейкеров и металлистов. Об этом со смаком писала вся молодёжная пресса. Впрочем, не лишь молодёжная. Рупор Перестройки “Огонёк” вовсю отметился. Так, в №5 за 1987 год в “Огоньке” была напечатана статья “Контора люберов”.
Современному читателю по прошествии лет понятно, что автор или солгал, или эффектно преувеличил. «Узкие черные галстуки на фоне белых рубах — последнее, что успел заметить, прежде чем прикрылся от неожиданного удара. Люберы. Мелкие драки происходили буквально каждый вечер. Впрочем, не только в драках дело. Потасовки между группировками случались и раньше. Удивляло другое — «люберы» воевали одни против всех.
Более того, инициатива в конфликтах всегда была на их стороне. Они нападали, заставляя «противников» защищаться по мере сил. Они искали столкновений. Искали, хотя не имели для этого обычно ни малейшего повода. Зачем?», – задавался вопросом журналист Владимир Яковлев, но я почему-то уверена, что там не было чёрных галстуков и белых рубах.
Почему я вспомнила эту статью? В ней была наивно-неуклюжая, но явная попытка создать образ отглаженных и холёных радикалов – таких же, как в фильме “Бакенбарды”. Не так страшен им гопник и хулиган, как отличник в чёрной форме, цитирующий “Евгения Онегина”. Итак, пушкиновед Виктор быстро находит общий язык с люберами-Бивнями, показав им убойные приёмы. Тростями.
Этот вид самозащиты использовали когда-то британские денди, и – русские тоже. Пушкин был не только бретёром, но и мог …пододвинуть наглеца своей изящной, но увесистой тросточкой. Так Виктор становится главарём боевой группы, наряженной в стиле романтизма – белые рубахи, шляпы и – бакенбарды. (К слову, в “Заводном апельсине” мы видим тот же вариант – хулиганы-меломаны-эстеты носят котелки и – мутузят прохожих тростями, а Энтони Бёрджесс задумал сюжет после того, как побывал …в Ленинграде).
Затем «штурмовики» с бакенбардами начинают патрулировать город. Их ряды множатся. Это делается привлекательным и – модным. Они маршируют по вечерним улицам, яростно скандируют “К Чаадаеву” и другие стихи из школьной программы, а заодно …разносят вдрызг “Капеллу”, панковскую вольницу, которая давно мешала обывателям.
Пушкинцев начинают использовать в качестве карательной силы – они гоняют тростями митинги дем-оппозиции. Так организация АСП (Александр Сергеевич Пушкин) становится ведущей политической и – мафиозной властью Заборска. Однако же в финале Виктор превращается из правого радикала – в левого и теперь его герой – Владимир Маяковский. Тут есть нечто, похожее на Эдуарда Лимонова, которого кидало справа – налево и – обратно.
О чём фильм? Люди искали политическую опору, «свою» религиозную конфессию, читали неведомые доселе книги, что-то открывали для себя – порой через боль и страх. Начало 1990-х —жестокая, динамичная и не до конца исследованная эпоха. Тогда могли проломить голову …за очередную Большую Правду. Юрий Мамин, вовсе не испытывавший приязни к радикальным течениям, показал их формирование максимально точно, несмотря на гротеск, но главное – талантливо.
Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.