Мнение экспертов. Руководитель консалтинговой компании «Бианки и партнеры» Валентин Бианки – о перспективах рынка политтехнологических услуг.
Российский рынок политтехнологических услуг уникален – мало где принято делегировать управление политпроцессами вольнонаемным специалистам. И есть ощущение, что в таком формате он окончательно уходит в прошлое.
• 1990-е (1991-2003) – «эпоха волшебников». Ключевые кампании – президентская и губернатора Петербурга в 1996 году. Мифология причин выигрыша одной и проигрыша другой инкумбентами возвысила роль специалистов. В результате выборов политики получали и теряли власть, деньги существенно влияли на результаты выборов, и часто управляли этими кампаниями политтехнологи.
• 2000-е (2003-2013) – «эпоха профессионалов». Арест Ходорковского в 2003 году разорвал первую связку цепи «деньги-выборы-власть». Политтехнологи становятся операторами процессов, формируется мало ротируемая каста «федеральных» технологов, распределяющих субподряды. Регуляция выборов растет, но оставляет возможности по вложению средств. Отмена выборов губернаторов в 2004 году и думских округов к 2007 году сокращает рынок в разы.
• 2010-е (2014-2021) – «эпоха исполнителей». Политический процесс стал принципиально администрируемым, вернувшиеся окружные и губернаторские выборы – предсказуемыми. Ужесточение законодательства и правоприменительной практики радикально сузили диапазон возможных результатов. Вольнонаемники иронизировали над уровнем штатных кадров – но он рос, да и платить больше за мало влияющую на результат деятельность смысла мало. Если бы в 2021 году не было «Новых людей», пусть со спецификой, но вдохнувших какую-то жизнь и деньги, то для вольного рынка закат наступил бы еще в прошлом году. Практически единственный сектор рынка, который позволял расти специалистам – соцсети, в которые «пошли деньги» после протестов 2011 года.
И вот, новая эпоха.
Тренды, проявившиеся ранее, но усилившиеся с минувшего февраля:
1. Переход из рынка в аппарат, несмотря на уголовные риски («внутрипол» – любимая мишень силовиков в регионах), низкие зарплаты, психологические издержки перехода из проектной сферы в бюрократическую.
2. Переход в бизнес-структуры или в личное предпринимательство (если накоплены хотя бы какие-то ресурсы). Барон Мюнхгаузен стал садовником Мюллером.
4. Опыт 10–20 летней давности значит мало. То есть полезность людей с опытом 5–6 лет и 15 лет мало отличается.
5. Системность вместо яркости. Если когда-то яркость была свойственна технологу, даже зачастую подразумевалась его/ее определенная неформатность, то теперь – системность превыше всего.
7. Денег «внизу» больше не станет, на «новые 90-е» можно не рассчитывать.
8. Впереди принудительная легализация доходов даже межвыборного периода в силу общей логики развития госуправления.
Потенциальные тренды (гипотезы):
1. Цинизм профессии сжигал людей не меньше, чем алкоголь, которым заливали стресс. Впереди интересная развилка – достаточно ли будет цинизма, или всё же реально шансы на остаться в системе получат именно идейно близкие ей люди.
2. Востребован будет утерянный навык личного взаимодействия с идейно мобилизованными людьми. Тем более, вернувшимися из горячих зон.
3. Будут запросы из регионов на антикризисный менеджмент – центр будет требовать от региональных властей контроля и спокойствия, а вспышки будут происходить часто.
4. Если госсистема поменяется так сильно, что начнутся веерные отставки в никуда, «секторальные» а не точечные наказания. это повысит и ротацию в «обслуживающей» среде (каковой политтехнологи и останутся). Для тех, кому лет 25, но уже есть опыт, откроются принципиальные возможности роста. С точки зрения более старших поколений – большой вопрос, будет ли это просто «ротация» или ситуация «шпана, которая сотрет нас с лица земли».
5. Деньги точно не станут больше влиять на власть через выборы. Более того, скоро может начать подавляться и ужесточившиеся битвы ключевых игроков.
Впрочем, всё может поменяться за год-другой – у нас явно наступила эпоха быстрых перемен.
Источник: t.me/russica2
Заставка: http://bianki.ru/