Адмирал Колчак: жизнь и смерть за Россию

599
Заметки о  документальном фильме Елены Чавчавадзе (2022 г.)
Валерий Панов

Этот историко-документальный сериал можно было бы назвать «Ленин против Колчака». И он отразил бы суть того великого противостояния между большевиками и теми, кто выступал за Великую, единую и неделимую Россию, что в конечном итоге и определило судьбу нашего государства в XX веке.

Но, рассказывая, главным образом, о судьбах Ленина и Колчака, создатели фильма рисуют на этом фоне широкую картину России, о которой не так давно модно было говорить как о России, «которую мы потеряли». А кто это – мы?

Оболганный большевиками адмирал Александр Колчак всю свою жизнь положил на алтарь Отечества. Он создал себе имя еще до революции как флотоводец и полярник, а в 1917 г., когда командовал Черноморским флотов, всю Россию облетела история о том, как Колчак выбросил в море Георгиевское оружие; когда большевистская матросня пыталась его разоружить. Его мужеством восхищались. 23 апреля 1918 г. адмирал писал из Китая: «Путем поддержки существующего правительства союзники отдают Россию в распоряжение Германии…».

Ранее Черноморский флот России не давал немцам вести широкие боевые действия на море, контролировал всю акваторию. Александр Зубарев, исследователь истории Черноморского флота (Севастополь), рассказывал: на ЧФ создавалась дивизия в составе четырех полков. Три из них носили имена героев обороны Севастополя – это Нахимов, Корнилов, Истомин. А четвертый назывался Царьградским, что говорит об основной его задаче. При этой дивизии был создан особый авиаотряд, куда назначались наиболее опытные летчики Черноморского флота.

Елена Рудая, кандидат исторических наук: «Перед Александром Васильевичем Колчаком как перед командующим Черноморским флотом было поставлена серьезная задача – вывести из войны одного из противников России – Османскую империю. Адмирал Колчак начал разработку операции по захвату Стамбула». Как отметил историк Дмитрий Матлин (Санкт-Петербург), кто владеет проливами, тот владеет не только Черным морем, но и Средиземным.

А Елена Рудая подчеркнула: «Весь XX век использовал наработки Колчака, его товарищей, его соратников по созданию флота нового поколения. Они считали, что флот нужен России для решения задач, и это один из факторов ее величия и ее развития».

В протоколах опроса Колчака специальной следственной комиссией зафиксированы такие показания адмирала: «Нами была предугадана великая Европейская война, срок которой мы фиксировали на 1915 г. Я находился на отряде подводного плавания, когда в июле 1914 г. был вызван адмиралом Эссеном в Ревель, где адмирал заявил мне, что разрыв с Германией неминуем». Союзники согласились, что после победы над Германией, Австро-Венгрией и Турцией – а в победе никто не сомневался, – Стамбул отойдет к России. А еще это была мечта православных, добавил (в фильме) Андрей Кручинин, что святыни Русского и мирового православия вернутся к Русской православной церкви – Св. София.

А чем занимался наш «дорогой Ильич», когда Колчак защищал Отечество? За границей готовил революцию в России на иностранные же деньги. И антироссийские пасквили пописывал в паршивые газетенки.

Во время Русско-японской войны будущий «вождь» в газете «Пролетарий» (№ 3, 9 июня (27 мая) 1905 г.) высказал свое подлинное отношение к России: «Точно стадо дикарей, армада русских судов налетела прямиком на великолепно вооруженный и обставленный всеми средствами новейшей защиты японский флот. Двухдневное сражение, – и из двадцати военных судов России с 12-15 тысячами человек экипажа потоплено и уничтожено тринадцать, взято в плен четыре, спаслось и прибыло во Владивосток только одно («Алмаз»). Погибла большая половина экипажа, взят в плен «сам» Рождественский и его ближайший помощник Небогатов, а весь японский флот вышел невредимым из боя, потеряв всего три миноносца». И далее: «Французской буржуазии так хочется иметь могущественного союзника – царя, что она убаюкивает себя романтической сказкой о несчастье, спаивающем русский народ с царем» (публикации французской газеты «Le Siècle»).

Через 10 лет в той же газете он утверждал: «Наименьшим злом было бы поражение царских войск, угнетающих Польшу и Украину». Кстати, ни одна из европейских соцпартий не поддержала лозунг большевиков о поражении своих правительств в войне. Никто из них не хотел быть предателем. Ситуация очень симптоматична для нынешней России. Связь времен просто потрясающая.

Попытаться пересказать содержание первых двух серий фильма (третья пока в работе) в газетной публикации сложно, скорее, даже невозможно. Но, как и в каждой истории, в фильме тоже есть некие реперные точки, определяющие значимость момента. По ним практически проходят линии всех русских конфликтов.

В биографиях Ленина и Колчака я бы назвал такими точками, прежде всего, отношение к России. В фильме даются две цитаты, достаточно полно раскрывающие позиции наших антиподов.

Из выступления Ленина на Первом всероссийскои съезде военного флота 22 ноября 1917 г.: «…Великороссы хотели, как привилегированные, сохранить для себя те преимущества, которые свято сохраняли за ними Николай II и Керенский. Нам говорят, что Россия раздробится, распадется на отдельные республики, но нам нечего бояться этого. Сколько бы ни было самостоятельных республик, мы этого страшиться не станем. Для нас важно не то, где проходит государственная граница, а то, чтобы сохранялся союз между трудящимися всех наций для борьбы с буржуазией каких угодно наций».

Из телеграммы Верховного правителя адмирала А.В. Колчака министру иностранных дел С.Д. Сазонову от 5 декабря 1919 г.: «Образование самоопределяющихся республик в виде Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Украйны и других социалистических образований, ставит Россию в положение Московии после Столбовского трактата. 300-летний исторический путь России даёт основание считать, что в дальнейшем будущем Россия не откажется от этого пути, определяемого государственными операционными направлениями на морские пути сообщения. Отказ от этих направлений и суверенных прав на территории, соприкасающиеся с выходами на Балтийское, Чёрное и Средиземное моря и в Тихий океан, означал бы историческую гибель русского народа и одичание его в глубине равнин Европейской России и Сибири».

Горькие плоды ленинской национальной политики мы пожинаем до сих пор, о чем говорил и президент РФ Владимир Путин.

По мнению доктора исторических наук Василия Цветкова «Колчак и другие военные считали, что они могут олицетворять ту преемственную, законную российскую власть, которая не подписывала Брестского мира. Подписывал Брестский мир Ленин, Совнарком, но его не подписывал Колчак».

Кстати, согласно архивным документам МИД Германии, условием подписания Брестского мира было «присоединение к Германии Литвы и Курляндии, включая Ригу и острова. Эвакуация русских из «… Финляндии, Эстонии. Литвы, Молдавии, Восточной Галиции и Армении».

Один из пунктов этого мира предписывал распустить русскую армию. Фактический соправитель Ленина Лев Троцкий, приехав в Брест, сказал: «Ни мира, ни войны, но армию распускаем». Вскоре он будет назначен наркомом по военным и морским делам.

Троцкий был таким же военным, как Ленин рабочим или крестьянином. В большевистском правительстве все руководящие посты занимали непрофессионалы. Можно много говорить о внешних и внутренних причинах тяжелого положения страны после революции и особенно после гражданской войны, но главная причина, на мой взгляд, – это неумение управлять государством. Систему управления большевики попытались заменить системой устрашения населения, страхом перед властью, для чего, прежде всего, и ввели красный террор. 12 января 1920 г. в малоизвестной речи на заседании коммунистической фракции ВЦСПС Ленин откровенно заявил: «Мы не останавливались перед тем, чтобы тысячи людей перестрелять».

Позже советское правительство оказалось насквозь заражено агентами зарубежной «закулисы». Ими были не только Троцкий, но и Каменев, Зиновьев, Бухарин, Раковский, Свердлов, Коллонтай, Радек, Крупская. Важнейшую роль играл серенький и неприметный Ларин (Михаил Лурье).

Он каким-то образом заслужил репутацию «экономического гения», приобрёл очень большое влияние на Ленина. Американский историк Р. Пайпс отмечал, что «другу Ленина, парализованному инвалиду Ларину-Лурье принадлежит рекорд: за 30 месяцев он разрушил экономику сверхдержавы». Именно он разрабатывал схемы «военного коммунизма»: запрет торговли и замена её «продуктообменом», продразверстка, всеобщая трудовая повинность с бесплатной работой за хлебную карточку, принудительная «коммунизация» крестьян… При Ельцине, как известно, агенты ЦРУ сидели в Кремле и на столах у них стояли звездно-полосатые флажки.

Фильм «Адмирал Колчак. Жизнь и смерть за Россию» еще только выйдет на телеканале «Россия 1», а мне уже посчастливилось видеть его. Примечательно, что просмотр состоялся 22 июня, в День всероссийской скорби. Думаю, это не просто совпадение, если принять во внимание историю моей семьи, дедушек и бабушек, прежде всего, и родителей. Естественно, все, о чем повествует этот фильм, воспринимается мной особенно остро. Но в России много таких людей, кого этот фильм заденет за живое из глубины прошлых времен. Собственно, как порой брали за душу и все предыдущие историко-документальные работы Елены Чавчавадзе и её давней коллеги режиссера Галины Огурной.

Но, как мне кажется, если их более ранние фильмы побуждали к размышлениям и выводам, то нынешний фильм призывает еще и к действиям. Негласно призывает, исподволь, ненавязчиво, как своим документальным рядом, так и комментариями истинных знатоков российской истории, ученых с именами.

И, что не менее важно, – интересной композицией, построенной на противостоянии двух поистине гигантских фигур – Владимира Ленина и Александра Колчака. Мы знаем, чем все это закончится. Они не знали. Могли предполагать. Но интрига в том, что они никогда не встречались лично, их споры за будущее России протекали в разных пространственных измерениях, но оба боролись за будущее России. Каждый со своим видением.

В этой борьбе победил Ленин, присудив Колчака к смерти и приведя в исполнение свой неправедный приговор чужими руками, как перед тем в отношении русского императора Николая II, его семьи, домочадцев и многих, многих русских людей. Ненависть станет неотъемлемым спутником всей политической деятельности председателя Совета народных комиссаров Ульянова-Ленина.

Приближение к финалу, однако, угадывается по тому напряжению, к которому нас подводят архивные документы, порой редкие и даже не известные раньше, старые, пожелтевшие фотографии, что воссоздает и картину, и дух того смутного времени. Да и сказано было уже почти все. За исключением главного – а зачем и кому это надо было? Бегут титры. Бегут мысли. Почему-то вспоминается книга из далекого детства «Володя Ульянов в школе и доме», где на черно-белых иллюстрациях, похожих на фотоснимки, изображен кудрявый мальчик, который «отлично учился, бегал на коньках и слушался старших». И ни слова о том, любил ли он свою страну. Ни в одной из будущих его биографий об этом тоже не говорится. Как и о том, как он относился к городу, где родился и жил, – Симбирску, переименованному потом в Ульяновск. Между тем о Цюрихе, Берлине, Лондоне он вспоминает с удовольствием…

 Сегодня о Владимире Ленине (Ульянове) известно достаточно для того, чтобы не испытывать никаких иллюзий по поводу подлинной роли, сыгранной им в отечественной и мировой истории.

Всю свою сознательную жизнь он посвятил разрушению 1000-летней Руси: до основания, а затем…. Сегодня, когда мир опять оказался «беременным революциями», важно как никогда ранее принципиально понять мотивы его деятельности.

Не менее актуальным становится также вопрос о том, почему для коммунистического эксперимента была избрана Россия – страна, наименее подходящая из нескольких других для пролетарской революции по меркам классического марксизма, а ее вождем определён Ленин. В марксизме Ульянова привлекла стройная схема общественного развития. Отныне естественный ход развития России как отдельной цивилизации заменили железные законы беспощадной классовой борьбы и мировой революции.

Ленин, если и не ненавидел Россию, то он ее и не любил. Она казалась ему отсталой, непонятной, излишне сложной страной, в которой жили очень разные люди, часто совестливые, рефлексирующие, склонные к созерцанию и к переживанию. Историк и публицист Александр Мосякин рассказывает: «В феврале немцы двинулись к Петрограду, это вызвало страшную панику у большевиков. Ленин выступил с обращением «Социалистическое Отечество в опасности! Это был единственный раз, когда он произнес слово «Отечество».

Как заметила доктор исторических наук Наталия Нарочницкая: «Социалистическое Отечество в опасности… Отечество, понимаете ли? Что для большевиков несвойственно. Когда нужно, то ох как говорят об Отечестве, понимая, что нужно затронуть за живое».

Согласно ленинскому учению, революция во время войны есть гражданская война. Поэтому большевики боролись за революцию в условиях мировой войны под лозунгом превращения ее в войну гражданскую. Эта большевистская программа была реализована блестяще благодаря финансированию «русской революции» мировым капиталом, начавшемуся задолго до 1917 г. Любопытная деталь: в одном из опубликованных германских документов сообщается: «40 русских революционеров, фанатически преданных Ленину, и он сам отбыли в опломбированном вагоне поезда через Германию в Россию. Разрешение на проезд было выдано немецким правительством в обмен на личные гарантии Ленина, что все 40 его попутчиков выступают за немедленный мир с Германией». И потом был позорный Брестский мир, за который Россия расплатилась территориями и золотом.

В общем, план в отношении России был выполнен. Страна лежала в руинах. Потеряла значительные территории, от голода, эпидемий и террора погибли миллионы людей. Но «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», на самом-то деле, стал бессмысленным только для русских. А для тех, кто его организовал, он оказался очень даже осмысленным и полезным.

Сегодня мы уже хорошо знаем, что все антироссийские процессы в нашей стране, тем более такие, как бунты, революции и прочие кровавые выступления, инспирируются внешними силами, главным инструментом которых становятся предатели. Их тоже находят и выращивают те же самые внешнеполитические силы.

И это не заблудшие души или идейные борцы за «свободу народа», как нам пытаются представить и представляют заинтересованные участники этой бесовской карусели, а вполне понимающие, что они делают, разрушители страны.

 Автор сценария – Елена Чавчавадзе, режиссёр – Галина Огурная. Посмотреть фильм можно  на платформе «Смотрим».

Источник: «Столетие»
Заставка: wikimedia
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: