“Отдел газет РНБ” специально для ВЧК-ОГПУ
Всероссийскую славу в годы русско-японской войны получил рядовой Василий Рябов. Во время одной из вылазок за линию фронта он был схвачен японцами и приговорён к расстрелу. Рябов настолько мужественно принял смерть, что противник сообщил российскому командованию о судьбе героя:
«На днях японский разъезд при встрече с нашим разъездом бросил в сторону последнего пакет, адресованный в штаб маньчжурской армии. В нем оказалось письмо с описанием подвига одного из наших солдат. Письмо написано по-русски. Вот оно полностью:
«Запасной солдат Василий Рябов, 33 лет, из охотничьей команды (прим. охотничьи команды – это подразделения, выполнявшие самые опасные поручения, в том числе разведку в тылу противника) 284 Чембарского Полка, уроженец Пензенской губернии. Одетый как китайский крестьянин, 27-го сентября нового стиля сего года был пойман нашими солдатами в пределах нашей передовой линии. По его устным показаниям выяснилось, что он, по собственному желанию, был послан к нам для разведывания о местоположении и действиях нашей армии, и пробрался в нашу цепь 27-го сентября. После рассмотрения дела установленным порядком Рябов был приговорен к смертной казни. Последняя была совершена 30-го сентября ружейным выстрелом. Доводя об этом событии до сведения русской армии, наша армия не может не высказать искреннее пожелание уважаемой армии, чтобы последняя воспитывала побольше таких истинно прекрасных, достойных полного уважения воинов, как означенный Рябов.
На вопрос: «Не имеет ли что сказать перед смертью», он ответил: «Готов умереть за Царя, за Отечество и за Веру», а на предложение «мы вполне входим в твое положение, обещаем постараться, чтобы было передано твоим родителям, жене и детям, что ты так храбро и твердо шел на подвиг смерти за Царя и Отечество. Если есть что передать им от тебя, пусть будет сказано», ответил:
«Покорнейше благодарю, передайте, что было», и не мог удержаться от слез.
Перекрестившись, молился долго на четыре стороны света с коленопреклонениями и сам вполне спокойно встал на свое место. Присутствующие не могли удержаться от горячих слез. Сочувствие к этому истинно храброму, преисполненному чувства своего долга примерному солдату, достигло высшего предела»
Подписано: «с почтением, капитан штаба японской армии»
Подвиг Рябова громко говорить за себя, а письмо японского капитана вызывает уважение к противнику»
(«Правительственный вестник», 24 сентября (7 октября) 1904 года)
У Рябова осталась семья, которой была назначена пенсия:
«Призванный из запаса Рябов оставил на родине жену и четверых малолетних детей. Рябов земельного надела не имел и занимался плотничьем ремеслом, чем и добывал себе средства к жизни. Семейство Рябова получает пособие от земства.
Государь Император изволил пожаловать из собственных сумм две тысячи рублей, из которых, 1000 – семье рядового Рябова и 1000 – на устройство в память Рябова школы в селе Лебедевка, о постройке которой, с открытием на этой цели подписки, уже возбуждено ходатайство пензенским уездным предводителем дворянства»
(«Новое время», 6(19) ноября 1904 года)
Источник: t.me/vchkogpu
Заставка: t.me/vchkogpu