Потребительские настроения

78

t.me/russica2

Эксперты говорят, что потребительские настроения в ближайшие месяцы будут характеризоваться консервативными трендами и прогнозируют снижение уровня потребления. Согласно данным опроса «Левада» 32% россиян считают, что у них есть сбережения, позволяющие им чувствовать себя относительно спокойно, как минимум, несколько месяцев.

Большинство населения страны не имеет сбережений и ограничено в возможности покупать продукты длительного пользования (телевизор, холодильник, стиральная машина и т.д.). Опросы показывают, что доля рассматривающих в ближайшее время возможность покупки автомобиля или квартиры ограничена несколькими процентами обеспеченных граждан, в основном в столицах, мегаполисах и крупных городах страны.

Экономические возможности граждан достаточно ограничены: чувствуется и инерция пандемии, и ее неблагоприятные последствия. В этом контексте эксперты прогнозируют, что в ближайшие месяцы стоит ожидать усиление социального запроса граждан к государству по поводу адресной социальной поддержки.

Еще один базовый социальный запрос характеризуется необходимостью сдерживания цен на продукты первой необходимости. Анализ розничных цен на продукты питания в регионах позволяет заключить, что, в целом, властям удается не допустить резкого удорожания цен на позиции базового продуктового набора (хлеб, молоко, сахар, мука, мясо и т.д.).
Социология показывает, что ожидания будущих изменений цен в апреле и мае более оптимистичны, нежели в предыдущие периоды. В обществе преобладает мнение о том, что дальнейший рост цен на продовольственные товары и продукты первой необходимости получится сдержать. В качестве благоприятного фактора на фокус-группах отмечено укрепление курса рубля.

В то же время, эксперты отмечают, что грядущая либерализация практики конвертации валюты и отмены брокерской «наценки» в 12% при покупке гражданами валюты приведет к тому, что курс рубля по отношению к доллару и евро повыситься, что, в свою очередь, обеспечит некоторый рост цен на импортную продукцию.

Помимо этого, эксперты выделяют фактор логистики. Создание альтернативы нарушенным логистическим цепочкам потребует времени, а в ближайшее 3-5 месяцев на ценообразование будет влиять и фактор наличия товаров на складах в России. Эксперты говорят, что на товары, поставки которых временно прекращены, розничные продавцы повышают цены и этот фактор удорожания не увязан жестко с курсом рубля к доллару, но характеризует ожидания дефицита той или иной продукции. Однако этот фактор будет оказывать не определяющее значение с точки зрения моделей потребления, так как большинство домохозяйств уже сократили потребление и будут покупать только самое необходимое.

 

Еще по теме:

 

Светлана Цикулина  Октагон

Стремительное повышение цен на основные группы товаров за последний месяц заставило россиян серьёзно пересмотреть свои потребительские привычки. После панической закупки техники и продовольствия впрок люди переключились на режим строгой экономии. Первым делом под сокращение попали сферы развлечений и общепита, а из продуктовой корзины стали исчезать полуфабрикаты, дорогие мясо и рыба, различные продукты для перекуса и сладости. По мнению экспертов, в сокращении потребления есть не только минусы, но и плюсы.

Граждане переходят на питание по акциям

По данным Минэкономразвития, по состоянию на 1 апреля годовая инфляция в России за неделю повысилась с 15,66 до 16,7 процента, а продовольственная инфляция достигла 18,75 процента. И это только официальные данные, в реальности же отдельные популярные у потребителей товары только за март выросли в цене на 30–100 процентов. На этом фоне доходы большинства граждан практически не растут, а у некоторых даже падают. В режим жёсткой экономии переходят даже те, кто раньше при покупке продуктов питания себя практически не ограничивал.

– Удивительно, что из нашего списка традиционных покупок сильнее всего подорожали товары совсем не санкционные, – отмечает москвичка Татьяна Локтева. – В онлайн-магазине, где мы уже несколько лет постоянно закупаем продукты, практически в два раза взлетели цены на вологодское масло, овсяные хлопья «Клинские» и минеральную воду. Очень сильно подорожало и детское питание, в том числе молоко «Агуша», смеси, овощные и мясные пюре, которые мы покупали для годовалого сына.

По словам Татьяны, чтобы снизить расходы на продукты, теперь приходится закупаться в разных магазинах по акциям:

– Из ряда продовольственных магазинов можно сделать заказ через курьерскую службу «Яндекс.Еда» или Delivery Club, правда, не везде доставка бесплатная. Хорошие скидки удаётся поймать в последнее время в «Магните Экстра», неделю назад даже сахар удалось купить по старой цене – 53 рубля. В больших супермаркетах также есть товары по старым ценам, но для бесплатной доставки там, как правило, нужно набрать заказ на 5–6 тысяч рублей.

Многие из опрошенных москвичей сообщали, что отовариваться офлайн в прежде дешёвых продуктовых сетях становится всё менее выгодно.

– Я всё чаще обращаю внимание на то, что многие товары, которые до конца февраля в дешёвых магазинах покупать было выгоднее, продаются теперь в сетях среднего класса по более привлекательной цене, – рассказывает пенсионерка Нина Михайловна. – В одной из крупных бюджетных сетей постоянный обман покупателей: висит ценник со скидкой, а на кассе тебе товар пробивают по полной цене, ещё и накрученной так, как будто ты зашёл в «Азбуку вкуса». Начинаешь возмущаться – продавцы оправдываются, что не успели цены поменять или система барахлит и товары по акциям не проходят. Хотя на самом деле по закону они обязаны продать товар по заявленной цене, но за этим никто не следит.

Лекарства – горькая пилюля

В первой пятёрке продуктов, от покупки которых москвичи стали чаще всего отказываться из-за инфляции, оказались полуфабрикаты, иностранные алкогольные напитки, различные снеки и продукты для перекуса, которые традиционно продаются на кассе, а также свежая рыба и говядина.

– Раньше я могла позволить себе хотя бы пару раз в неделю готовить из полуфабрикатов или покупать готовую еду, когда нет сил после работы, – делится многодетная мама Кристина. – Теперь от этого пришлось отказаться. В нашем рационе стало больше дешёвой курятины, недорогой рыбы и субпродуктов. Пришлось заменить и любимый кофе на более дешёвый, так как наш итальянский взлетел в цене в два с половиной раза. Нечасто мы себе можем позволить и свежие огурцы, помидоры и перец – пока они стоят очень дорого. Из фруктов сейчас в основном берём только недорогие яблоки, апельсины и бананы, которые, кстати, тоже подорожали примерно на треть.

«Из-за подорожания пришлось перейти с привычных марок стиральных порошков и бытовой химии на более дешёвые средства. К нашему удивлению, при значительной разнице в цене некоторые из них оказались ничуть не хуже».

Кристина | многодетная мама Кристина
многодетная мама

По словам собеседницы, серьёзным ударом по бюджету, который практически невозможно смягчить, стал рост цен на витамины и лекарства, а также на косметику и средства личной гигиены. Большие проблемы возникли у россиян и с покупкой кормов для животных. Качественный иностранный сухой корм для кошек и собак подорожал примерно в два-три раза в зависимости от марки. Некоторые бренды, по информации продавцов, в ближайшее время могут и вовсе исчезнуть с рынка. В связи с этим отдельные владельцы в целях экономии уже начали переводить питомцев на домашнюю еду.

Рестораны и театры попали в стоп-лист

Помимо пересмотра продуктовой корзины, москвичи стали активно экономить на развлечениях, ресторанах и доставке еды. С начала марта, несмотря на отмену QR-кодов, столичные театры отмечают снижение темпов бронирования билетов. Хотя реальная картина будет ясна только осенью, большинство билетов на востребованные весенние спектакли зрители выкупали заранее ещё в январе – феврале. Горожане признаются, что в последнее время всё чаще отказываются также от походов в кино и рестораны и экономят на доставке еды.

Курьерские службы ещё в середине марта фиксировали снижение количества заказов на 15–20 процентов. В начале апреля ситуация существенно не изменилась.

– Количество доставок действительно прилично сократилось, и это явно связано не только с закрытием «Макдоналдса», откуда поступало большинство заказов, – говорит курьер Мурат. – К тому же люди практически перестали оставлять чаевые, соответственно, наш заработок прилично сократился. В первой половине марта поступало очень много заказов из продуктовых магазинов, но сейчас и их количество уменьшилось. Судя по размеру пакетов, при заказе из кафе и ресторанов москвичи стали покупать меньше, чем зимой.

Отказ от чаевых, очевидно, стал частью стратегии москвичей в сфере экономии. Сокращение размера этой прибавки к заработку подтверждают работники салонов красоты и парикмахерских, таксисты и официанты. Последним чаевые пока оставляют достаточно регулярно, однако их средняя сумма заметно упала.

– Стоимость услуг в большинстве салонов красоты в последнее время стала выше, – рассказывает парикмахер Полина Быкова. – Подорожали даже те услуги, где косметические средства фактически не используются, например обычная стрижка и маникюр без покрытия. Соответственно, люди начинают экономить и на этой сфере, в том числе отказываются от чаевых и приходят реже. Несколько моих клиенток, у которых сложная ситуация, стали красить волосы самостоятельно, ко мне приходят только на стрижку. Но, к счастью, пока таких случаев немного. Хуже дела идут у косметологов, так как там большинство процедур дорогостоящие из-за импортных препаратов.

Расчёт заменил эмоции

Исследование аналитического центра университета «Синергия» показало, что за прошедший месяц около 51 процента россиян стали больше экономить. При этом 65 процентов опрошенных рассказали, что стали обращать больше внимания на стоимость продуктов и их качество, 57 процентов заявили, что уже отказались или планируют отказаться от ненужных покупок «на эмоциях». Каждый третий респондент признался, что уже ходит за покупками в более бюджетные магазины или планирует это сделать в ближайшее время. А 29 процентов граждан сообщили, что вынуждены покупать товары более дешёвых брендов.

– В целом, на мой взгляд, в последние недели россияне ведут себя достаточно грамотно, – поясняет «Октагону» кандидат экономических наук Александр Посталенко. – Ажиотажные закупки техники и продуктов питания практически прекратились. На данном этапе люди всё чаще задумываются об оптимизации расходов, более взвешенно относятся к покупкам, в том числе и продуктов питания.

«На самом деле в относительно сытые времена потребители покупают много ненужных товаров. Да и не менее 10 процентов продуктов во многих семьях просто оказывались на помойке, так как их не успевают съесть до истечения срока годности. Безусловно, речь здесь идёт о семьях со средним или относительно высоким достатком».

Александр Посталенко | кандидат экономических наук Александр Посталенко
кандидат экономических наук

По словам эксперта, в отказе от излишнего потребления больше плюсов, чем минусов, в том числе и с точки зрения здоровья, если речь идёт о продуктах.

– Другое дело, что для людей с низким достатком, особенно для одиноких пенсионеров, нынешнее подорожание уже чревато переходом на продукты питания низкого качества, полным отказом от большинства овощей и фруктов. Даже такие традиционные овощи, как свёкла и морковь, которые раньше все спокойно покупали зимой, для отдельных категорий граждан стали недоступными. Во многих регионах в магазинах стали продавать капусту по четвертинкам, так как целый кочан люди купить не могут. Соответственно, реальная поддержка государством именно бедных слоёв населения сейчас крайне необходима, принятых ранее мер в нынешних условиях явно недостаточно, – считает экономист.

 

Заставка:  pixabay

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: