Мнение дня.
Ректор Университета управления ТИСБИ, кандидат технических наук Алексей Лопатин о влиянии санкций на международное академическое сотрудничество.
Санкционная истерия в отношении нашей страны конечно же сказалась и на академической сфере. Сейчас уже очевидно, что под «раздачу» попали практически все программы международного сотрудничества как в исследовательской, так и в образовательной сфере. Однако совершенно не факт, что наша страна в результате окажется в проигрыше.
Как и при любых кризисах, видимые проблемы могут быть с лихвой компенсированы открывающимися возможностями. Но, для этого, по моему мнению, необходимо еще и создать благоприятные условия.
Необходимо формировать, наконец-то, независимую протекционистскую политику по отношению к системе профессионального и высшего образования. Хотим мы этого или не хотим, но в нынешней ситуации без этого уже не обойтись. Частью такой политики должно быть развитие системы финансирования государственного задания (контрольных цифр приема) со стороны государства. Так, необходимо заняться формированием положительной мотивации к обучению как со стороны студентов, так и преподавателей. Для этого нужно отказаться от «удавки» – системы подушевого финансирования. Так как такой подход просто невыгоден для университетов: отчислил студентов-двоечников – потерял преподавательские ставки. Прискорбность этой ситуации в том, что и сегодняшние студенты все это очень хорошо понимают и пользуются несовершенством системы, просто «разлагая» молодежную среду. Да, это повлечет необходимость увеличения финансирования, но парадигму «качественное образование не может быть дешевым» никто не отменял.
И вообще, проектное финансирование университетов – это несомненное движение в правильном направлении. Но мы сейчас наблюдаем, как быстро девальвируются все показатели программ развития университетов буквально за очень короткий промежуток времени. И то, что еще летом 2021 года казалось непоколебимой «генеральной линей» развития академической среды, сейчас подлежит реформированию как рудимент.
-Необходимо наконец-то окончательно и бесповоротно либерализовать законодательство в области внутрироссийской и международной академической мобильности как студентов, так и преподавателей. В этом вопросе не может быть полумер. На сегодняшний день деятельность наших университетов в этой области с родни подвигу, совершаемому на минном поле. Никогда не знаешь, когда же придет надзор и накажет. Любой, кто открывал совместные образовательные программы или программы двойных дипломов сразу же меня поймет.
Следует обратить внимание на развитие технологий, изменения технологических укладов и обусловленной этими факторами перманентной трансформацией потребностей рынка труда. Никакие даже самые продвинутые профстандарты не угонятся за требованиями высокотехнологичных отраслей промышленного производства. Не нужно пребывать в этих иллюзиях. Современная школа с ее попытками профилизации уже вышла за рамки простого общего образования. Это реальность, в которой мы уже живем. Значит, мы должны реагировать – формировать интегрированные образовательные программы с «захватом» части профессиональной подготовки. Вместе с тем, уже сейчас проглядывается нехватка специалистов с высшем образованием, например, на уровне бакалавриата, обладающие широким спектром прикладных компетенций, присущих профессиональному образованию. Это означает, что нужно сделать еще один шаг и сформировать новый уровень образования – прикладной бакалавриат со сроком обучения до 5 лет. При этом принимать на эти программы на базе 9 классов. Этим мы обеспечим формирование прослойки технически грамотных специалистов с высшим образованием.
Считаю, что объективной точкой роста для всей отечественной многоуровневой системы образования может стать формирование совершенно новой методологии дистанционного образования. На сегодняшний день нигде в мире нет единого и успешного подхода к решению этого вопроса. Тот, кто учтет все нюансы и предложит систему, обеспечивающую поддержание мотивационных аспектов обучения, будет впереди.
Источник: t.me/russica2
Заставка: pixabay.com