Сергей Писарев. Три источника смыслократии

220

На днях в Екатеринбурге ведущие ученые, законодатели и правозащитники под эгидой губернатора проведут круглый стол «Национальная идея как основа сплочения российского народа».

Свои идеи по новой Российской Доктрине изложил президент фонда «Русский предприниматель», сопредседатель Екатеринбургского отделения Всемирного Русского Народного Собора, член попечительского совета «Регионов России»Сергей Писарев.

******

По отношению к нужности (ненужности) для России так называемой «национальной идеи» существуют противоположные точки зрения. Первая: зачем ее выдумывать? Нужно просто следовать за «передовыми» государствами – они лучше и умнее нас и всё уже давно для всех придумали. Демократия, рынок, права человека – это конечная, оптимальная и универсальная модель для всех здравомыслящих людей. Кто этого не принимает, тот обречен. Вторая: России она нужна, но чего ее искать, она очевидна – читайте Библию (Коран) или «не пить и больше рожать». Безусловно, рождаемость – это крайне важно, но…

Со времен крещения Россия, её народ и элита всегда являлись носителями одной из мировых идеологических концепций и, судя по результатам, не самых плохих: «Третьего Рима»; библейского «Удерживающего»; «мирового жандарма» (по-современному – участкового милиционера), поддерживающего порядок и справедливость в мире; «государства трудящихся и равных возможностей». Не вдаваясь в полемику, следует признать, что они принимались большей частью элиты и народа внутри страны и были достаточно привлекательны для многих за рубежом. Конкуренция с другими идеологиями часто шла всем только на пользу. Во все эти периоды развитие России, что бы там ни говорили, было беспрецедентно.

Дважды в истории Россия двигалась без своей – подчеркиваю, своей, идеологии: после 1917 до начала 30-х годов – когда её пытались «бросить в топку мировой революции» для реализации богоборческих западноевропейских концепций, а также после краха СССР и по сегодняшний день. Что было и есть с нашей страной в эти периоды (даже без особых внешних отрицательных воздействий) все мы знаем, и, что называется, скорбим.

Возьмем пример сегодняшнего Китая. В чем главный секрет его успеха? Рыночные механизмы? Но зарплата рабочих в КНР в десять раз ниже, чем у нас, и почти в сто раз меньше, чем в Европе и США. Дисциплина, построенная на страхе? Но тогда почему китайская диаспора, оказавшись в другой стране, не пытается порвать со своей «тоталитарной и нищей» родиной?

Пропагандируя «демократию», Запад, с одной стороны, приучил своих граждан с гордостью поднимать во дворах национальные флаги, с другой – к возможности, «распространяя демократию» в своих целях, бомбить мирную Югославию. «Борясь с терроризмом», захватывать иракскую нефть и брать под контроль почти всё мировое производство наркотиков, а преследуя очередного неуловимого террориста номер один, оказаться сначала в Йемене, а потом поочередно отсканировать ударными авианосными соединениями всю Северную Африку и Ближний Восток с их гигантскими запасами нефти и газа.

В борьбе «за права человека» Евросоюз с партнерами медленно, но верно подбирается к российским недрам, навязывает нам стандарты, разрушающие семью и общество, ставя в заведомо проигрышную позицию и ослабляя как геополитического конкурента. Чтобы там не говорили, мировые идеологии есть. Они работают и на «внутренний», и на «внешний» рынок. Россия обречена иметь «национальную идею», если хочет выжить.

«Ты помнишь, как все начиналось…»

Проедьте в трамвае и послушайте, кого народ обвиняет в развале страны. Бизнесменов и политиков. Хочу заметить, что далеко не все бизнесмены и политики, которых можно отнести к людям, принимающим решения, только тем и занимаются, что выводят активы за рубеж. В 2005-м на Урале совместно с партнерами и единомышленниками из Москвы была инициирована разработка «Русской доктрины» (РД). Это была программа восстановления Русского мира. При этом многие разработки РД оказались полезными для государства в целом. В частности, ряд положений РД совпали со знаковым посланием президента Федеральному Собранию в 2006 году, известной «Мюнхенской речью» Владимира Путина, концепция «динамического консерватизма» нашла отражение в «идеологии консерватизма» единороссов. В РД были рассмотрены темы необходимости независимого демократического развития («суверенной демократии»), демографические проблемы, предсказан «фактор Китая» и многое другое.

После РД мы начали подготовку следующей программы, которая при определенных условиях могла бы стать государственной идеологией, объединяющей идеей для всех жителей РФ и привлекательной для граждан других стран. Летом 2008 года для общественного обсуждения нами была предложена тема «Россия – Ноев Ковчег Человечества в XXI веке». Гигантская территория и опыт ее освоения, природные ресурсы, опыт межнационального и межконфессионнального сожительства, базовая религия – православие, основанная в идеале на любви к Богу и любому ближнему. Подчеркиваю – любому.

Если кратко, то это было предложением обустройства самого крупного на Земле многонационального евразийского государства, экономика которого должна быть построена на принципах многоукладности, справедливости, самодостаточности, бережного отношения к природе, а идеологической основой должны стать вера в Бога, симфония национальностей и культур, где все и во всем будут естественно руководствоваться в своей жизнедеятельности десятью Божьими заповедями и вековыми ценностями России.

Технологии и смыслы

Нам говорят, что цивилизация входит в очередной технологический уклад. И что Россия безнадежно отстала. В общепринятой системе координат – да, лет двадцать мы потеряли. Но не все отдают себе отчет в том, что зреет колоссальная метаморфоза – технологический этап развития человечества перерождается в смысловой.

По словам Егора Холмогорова (одного из разработчиков РД), для технологического этапа важнейшим делом было овладение «ресурсами» – капиталом, коммуникациями, политическими позициями. Для смысловой эпохи на первое место выходит овладение смыслами и умение их видеть, выдвигать, устанавливать или, напротив, парировать.

Есть все основания связывать этот новый этап с Россией. Говоря об установлении смыслократии, надо полагать главной задачей приобретение Россией интеллектуального доминирования в мире. Это и должно являться тем национальным проектом, той сверхзадачей, которую нужно ставить перед собой после реализации первичных, оборонительных задач национального возрождения и усиления.

Нацпроект в смысле совокупности людей, не знакомых лично и не имеющих «ближних связей», которые, не согласовывая действий друг с другом, делают тем не менее общее дело и содействуют развитию событий в одном направлении.

К этому в своих предвыборных статьях в какой-то мере подводил Путин. Он набросал контуры будущей страны. Некоторые товарищи уже берут карандаши и ставят даты на полях – многолетняя привычка к ранжированию. Другие воспринимают тексты как национальный проект.

Некоторые оценивают эти статьи как новую идеологию. Но это и не совсем так.

На наш взгляд, своими статьями Путин выдал своего рода техзадание: нужно разобраться, что впереди, куда идти всем народом, какие ресурсы, идеи и импульсы нужно развивать, а какие – наоборот, демпфировать.

Попробуем в рамках такого технического задания обозначить контуры российской доктрины – той, которой пока нет. И начнем с того, что припекает нестерпимо – с вызовов.

 Вызовы человечеству и России

Первый, пожалуй, по очевидности и очередности вызов России и миру – экология. В мире уже уничтожена половина лесов, все больше не хватает пресной воды, исчезает животный мир, тают ледники, идет глобальное потепление – а ответов на эти вызовы нет. На всех уровнях только констатируют, что это происходит и с этим что-то надо делать. Сегодня ускорение научно-технического прогресса ускоряет уничтожение Земли и человечества.

Вторая проблема – гуманитарная. Стираются нации и культура. Язык унифицируется. Исчезают семейные и религиозные традиции и уклады. Родители не знают, что ответить своему ребенку на прежде простой вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?». С точки зрения экологии человека, его цельности, происходит внутренний взрыв личности.

Третий вызов – общественный. С точки зрения экологии общества, его сохранения, мы подошли к пределу, когда явно негативные вещи становятся нормой. В мировом сообществе доминирует право силы: «кто сильнее, тот и прав». Конечная цель любого человека не общечеловеческие ценности, а деньги. У кого их больше, тот успешнее, мерило личности – кошелек. Раньше производство было направлено на удовлетворение потребностей человека, теперь – на получение денег. Культ потребления устремился в бесконечность. При этом и вещи, и еда становятся только хуже: первые делаются плохого качества, чтобы их чаще меняли, а вторая – чтобы больше через себя пропускать. Человечество, приняв культ потребления, в итоге пришло к одноразовым товарам и химически отравленным ГМО-продуктам питания. Проблемы эти подают нам как нерешаемые, своего рода издержки прогресса.

Что делать? Искать выход «от обратного». Где есть на Земле такое место с лесами, водой, плодородной почвой, где глобальное потепление не носит катастрофический характер, где можно сохранять культуру нации, традиции, устои, религию, семью? Это возможно только в многонациональной и реально толерантной России. С ее огромной территорией, со всё более благоприятным климатом на фоне глобального потепления и гигантскими природными ресурсами, РФ могла бы стать местом, куда на определенных условиях и правилах могли бы приехать миллионы лучших людей со всех стран и континентов (как когда-то в Америку, но с другими целями).

Мы примеряли на эту роль многие государства, но в любой стране находилась хоть одна, но такая слабина, которая делала проект невозможным для воплощения. Отсюда и возникла концепция «Россия – Ноев ковчег человечества».

Объединяющая идеология

Внутренний запрос на российскую идеологию сегодня обострился. «Русская доктрина», разработанная нами, была идеологией восстановления «русскости»; в ней с точки зрения восстановления русского мира затрагивались политические, экономические, образовательные моменты. Она говорила, как выжить на меже девяностых-нулевых, как встать на ноги. Не во всем она была ровной, но свою определенную роль она сыграла.

«Россия – Ноев ковчег» – не только идеологическая, но и социально-экономическая, религиозная Доктрина, которая должна подходить как для «внутреннего», так и для «внешнего употребления», концентрат которой заключается в том, чтобы за счет ресурсов, территории, духовных, культурных и социальных факторов стать всемирным кораблем, на котором можно спастись. Мы должны предложить концепцию, которая подойдет России не только сегодня-завтра, но и на сто-двести лет вперед. Такой еще нет. И нет ее еще и потому, что таковая должна свести в себе как минимум три противоборствующие идеологии, численность сторонников которых в примерном паритете.

Первая – «православная имперская» – утверждает, что до 1914 года у нас было всё: был царь, православие, державность, авторитет, развитие и материальное благополучие. Вторая – «советская имперская» – отстаивает преимущества социалистического строя. Третья – «либеральная» – главным двигателем развития объявляет рынок, капитал и глобализм. В каждой существуют очевидные плюсы и минусы. Представители каждой из них, отстаивая свои позиции, говорят только про свои плюсы. Минусы они видят только у другого. Эти три идеологии тянут Россию вразнос, как лебедь, рак и щука, и будут тянуть бесконечно. Споры тоже бесконечны.

Вместо этого надо постараться объединить позиции. Как это сделать? Зафиксировать, какие пункты оппонентов очевидно хорошие. Например, «православные имперцы» признают, что при «советах» было хорошо следующее: всеобщее бесплатное образование и медицина, планирование в экономике, государствоориентированная элита и т.д. Называют очевидные достижения, которые есть в либеральном капиталистическом строе.

Теперь спросим у «либералов»: «что было хорошее в СССР и в царское время?». Непредвзятые эксперты, представляющие «советскую империю», так же должны будут назвать плюсы оппонентов. Таким образом, наберем позиции, устраивающие все стороны.

Говоря языком математики, формируем пересечение нескольких множеств, и эта совокупность будет устраивать представителя каждой идеологии. То же надо проделать и по минусам: никакая из суммируемых позиций не должна попасть в окончательный свод. Методологически мы уходим от истерик и взаимных обвинений и начинаем тратить энергию на созидание.

При этом позиции должны не просто называться, но и расшифровываться: так, ответ на вопрос «Как в советское время достигалось хорошее образование?» должен базироваться на существующих методологиях, которые не нужно выдумывать. Называя то полезное, что реализовывалось в один из периодов нашей истории, мы называем и методику осуществления. За счет чего царская Россия увеличила свои территории? За счет толерантности и экономической силы. Это – методика расширения жизненного пространства, которая уже разработана и т.д.

* * *

Мы считаем, что должна собраться рабочая группа, в которую войдут представители трех идеологий: имперской православной, советской и либеральной. Первый посыл для создания такой группы – собираются только те, кто любит страну и доказал это делами. Не для поиска соринки в глазу соседа, не для оголтелой критики. Хотите покритиковать – расскажите про минусы своей системы, про бревно в своем глазу. Затем надо открыть сайт для обратной связи – вот там люди пусть обсуждают, спорят, ругаются, бросаются стаканами. В рабочей группе – ни-ни. В состав рабочей группы, при их желании, могли бы войти участники Изборского и Валдайского клубов, РИСИ, эксперты РД и другие.

В России есть, кто может организовать работу подобных экспертных групп (например «Межрегиональная методологическая ассоциация», руководитель Попов С.В.) и в течение месяца выдать на рассмотрение общества и власти необходимые разработки.

И еще. Нельзя относиться с пренебрежением к любому из направлений. Мы должны зафиксировать, что у каждой идеологии есть свои плюсы – а они стопроцентно есть. Нужно сохранять не только природу, нацию и животных, но и самые полезные вещи из такой пестрой мозаики идеологий, рожденных человечеством.

Так уж сложилось, что в одном историческом российском корабле оказались представители православной, советской и либеральной империй. И от всех нас теперь зависит – превратится ли наш общий корабль в «Ноев Ковчег» или же в «Титаник».

Я не говорю, что наш рецепт какой-то особый, гениальный. Но мы, по крайней мере, даем вектор, как перейти от слов «надо» к слову «как», к практическим вопросам, которые консолидируют всех россиян.

В России сложилась уникальная ситуация: нет другой страны в мире, которая на себе испытала бы все три базовые концепции: монархию, социализм и либеральный капитализм. Мы получили возможность прочувствовать на себе все три, и не по книгам, а на личном опыте. В общую, суммирующую концепцию мы вливаем то лучшее, что есть в каждой из них. Она может устраивать подавляющее число представителей всех трех идеологий – это раз. Все её плюсы уже реализовывались, а значит, они не утопические, а реальные – это два.

Наша задача – сохранить лучшее из наработанного человечеством, в том числе в идеологическом смысле, и на этом «топливе» вести Россию не с оглядкой на Запад и Восток, а по своему осмысленному пути.

Социально-экономическое устройство будущей России

Допустим, определимся с местом – это Россия. С идеологией. А как будет работать экономика и действовать социальные элементы? Ну, во-первых, очевидно, что нужно будет реализовывать то лучшее, что будет принято в качестве очевидно положительного в социально-экономических сферах каждой из «трех империй».

В качестве некоторых новых векторов можно обсудить предложение о том, что не более 50 процентов населения должно остаться в городах; так как только в них могут работать наукоемкие и энергоемкие производства: авиакосмические, машиностроительные, военно-промышленные, а также культурные, научные и образовательные центры. Отказаться от мегаполисов невозможно, несмотря на все их минусы для жизни человека, потому что только в них можно создавать крупные материальные и интеллектуальные продукты.

А большую часть населения надо стимулировать жить в небольших, не больше 10 тысяч каждое, поселениях. Каждому дать свой дом, сколько-то гектаров земли, построить школу, больницу, церковь (мечеть, дацан, синагогу). Это будет новый тип поселения, где человек сам себя обеспечивает и, следовательно, сможет завести большую семью.

Но семья не может только копать грядки, поэтому в каждом таком «прото-городе» должно работать экологически чистое производство как минимум двух видов продукции. К примеру, две позиции будут гарантированно нужны всем людям на Земле. Это продукты питания без ГМО, которые в США и Европе на порядок дороже «генно-инжиниринговых», и чистая питьевая вода.

У нас сейчас под парами отличная земля, какой нет нигде в мире; миллионы гектаров за двадцать лет отдохнули и очистились от химических удобрений. На ней можно производить экологически чистые продукты питания, которые ценятся в мире все дороже и дороже. Второй вид продукции – вода. Мы можем создать заводы по разливу чистой питьевой воды и обеспечивать ею себя и весь мир. Сейчас в Екатеринбурге продают привезенную из Новой Зеландии воду в стеклянных бутылочках – она в десять раз дороже бензина! Концепцию такого поселения мы предлагали на Соборной Встрече ВРНС «Верхотурье – город будущего» летом 2011 г.

Законодательно должно быть закреплено, что на территории страны запрещаются ГМО, химические удобрения, чтобы все, что произведено в стране, стопроцентно было чистым и безвредным. Тогда весь мир будет знать, что если овощ или мясо привезены из России, то это – чистый продукт, можно не проверять. Сейчас это делают в некоторых странах, но в очень ограниченных масштабах, они не могут прокормить все население. А мы в состоянии это сделать.

Есть смысл подумать о целесообразности запрета на территории России банковского процента – именно так уже сегодня работают многие ведущие мусульманские банки, которые в кризисе оказались самыми стойкими. «Рынок» будет, поскольку он является органичной частью современной цивилизации, но при этом государство должно ввести прогрессивный налог, чтобы уничтожить пропасть между сверхбогатством и нищетой. Это позволит избежать социальных потрясений.

Какая цель должна быть у человека в таком обществе? Сейчас основная часть населения живет для того, чтобы заработать деньги. Мы считаем, что нужно принять другие цели: спасение души для верующих, семья, творчество, экология человека и природы. Восстановив и сохранив то, что создал Бог, общество восстанавливает и экологию, и личность, и общество. Надо стремиться к тому, чтобы перевернутая нынче пирамида смыслов встала с вершины на основание: жить не для того, чтобы зарабатывать деньги на воскресный поход в торговый центр, а работать для того, чтобы жить как Человек, созданный по Божьему замыслу, Его образу и подобию.

Утопическая идея? Возможно. Идея может быть таковой по одной из двух причин: она глупа или нереализуема. Впрочем, большинство идей при рождении казались таковыми.

* * *

 12 сентября 2012 Владимир Путин во время рабочей поездки в Краснодар говорил о заказе на идеологию России. Жестко обозначил противостояние мировых систем, прямым текстом сказал, что за умы и души россиян ведется война иностранных государств, по важности последствий сравнимая с глобальной борьбой за минеральные ресурсы. И что этой войне на территории России эффективно может быть противопоставлена только российская идеология. Увядание идеологии в СССР и Российской Империи Путин назвал причинами их разрушения. И прямо призвал патриотов России сплотиться для создания новой Идеологии.

Речь эту все крупные СМИ почему-то старательно замолчали. Но целиком то 20-минутное видео можно посмотреть на сайте президента (http://президент.рф/video/1281).

Это значит только одно – пора. Президент дает сигнал прямо и недвусмысленно: я жду, мы вместе.

Источник

©

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: