Мнение дня. О рисках растущей бедности россиян

160

Незыгарь

Руководитель Лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян – о рисках растущей бедности россиян.

Для стабильности политической системы бедность, резкое снижение располагаемых доходов или возможностей у работающих людей покупать все необходимое несет два риска. Первый – всплеск открытого протеста адресованного правительству и региональным властям. Второй – рост разочарования в действующей картине внутри российской жизни.
Первый риск сложно купировать, но можно снизить за счет несложных управленческих решений. Это уже опробованный и действенный арсенал мер быстрого реагирования – от прямых выплат нуждающимся категорий граждан до пересмотра трудового законодательства.

Конечно, постоянное реагирование на проблемы – не самый правильный метод управления, но хорошо, что сегодня есть ресурсы для этого и опыт. Более того, то как сверстан федеральный бюджет на 2022 год прямо говорит: существует возможность покрыть внеплановые траты на социальные нужды за счет дополнительных доходов.

С точки зрения политической системы, первый риск сегодня не несет угроз, сравнимых с монетизацией льгот в 2004 году и пенсионной реформы 2018 года
Второй риск – рост разочарования во внутренней политике – требует серьезной мобилизации правительства и региональных администраций. Для них выход из пандемии вводит требование смены подходов к борьбе с бедностью. Неполучится долго списывать на пандемию (от нее устали и управляющий и управляемые), а снижение доходов будет все время требовать не объяснений, а разъяснений что с этим планируется делать.

Какие хорошие новости у нас есть? Очевидно, что правительство и региональные администрации сегодня готовы приниматься за работу вдолгую. Этого требуют от них и работа по разграничениею предметов совместного ведения (в рамках обновленной системы публичной власти) и общий настрой законодательной и судебной ветвей власти, которые демонстрируют заметный социальный уклон в работе.
Кроме того, и финансовый блок, и социальный блок правительства не пребывают в иллюзиях, что вопросы лекарственного обеспечения, школьного питания или стоимости подготовки ребенка в школу – вопросы однократных решений.
А что с плохими новостями? Это не очень заметная готовность к кропотливой работе с проблемами в экономике, с готовностью идти на уступки бизнесу и принимать непопулярные решения. Модельным примером здесь может быть борьба с ростом цен на социально значимые товары.

Реакция на скачок цен состояла в ограничении торговли (а потом и поставщиков через трехсторонние соглашения) в цене на узкий перечень продуктов. При этом никаких системных шагов по снижению издержек производителей продуктов питания, из-за которых растут цены в магазинах, нет.
Более того, нет и решения в части прямой поддержки тех людей кому действительно не хватает на макароны или сахар.

Вместо введения системы продуктовых карт или целевых выплат мы видим имитацию бурной деятельности по контролю над ценами: смотрим на дым, вместо того чтобы разбираться с пожаром.

Аналогичные истории есть в сегменте строительства – где заинтересованность в НДПИ приводит к подорожанию всего – от щебня до прутка, что тут же выливается в росте стоимости квадратного метра и километров дорог. Примеров может быть еще больше, их все объединяет отсутствие одного шага: правительству придется садиться за стол с представителями отраслей и решать, как управлять налогами, тарифами и стимулирующими мерами, чтобы цены не лезли за облака, а у граждан доходы были бы адекватны запросам производителей.

Таким образом, главный риск для политической системы – степень готовности правительства начинать сложный и долгий разговор с отраслями о том, что их душит, что им мешает развиваться. Тут лежит ключ к росту доходов граждан и снижению темпов роста цен. Это новый для исполнительной и законодательной власти разговор, такого не было ни в 2008 г., ни в 2014 г.

 

Источник:  t.me

Заставка:  viperson.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: