о нашем влиянии
«Им очень нравилось всё русское»
Александр Вертинский. Мемуары.
Всякими либералами считается, что русские всё крадут или тихонечко заимствуют. Бездумно приводится реплика Чацкого: «Такой же толк у дам, такие же наряды» и – о французике из Бордо, который ощущал себя, как дома среди снегов и медведей. Правда, сам Александр Андреевич (я о Чацком) зашёл не в кафтане с воротником-«козырем» и не в ферязи, а в наилучшем фраке, да ещё облил грязью почтенных людей, вроде Фамусова. На самом деле, все заимствуют у всех, а Синдикат Haute Couture основал британец Чарльз Фредерик Уорт, не говоря уже об итальянских корнях французской моды XV-XVII столетий. Поэтому «французик из Бордо» мог бы точно так же истерить в том самом Bordeaux на тему: «Галлы и франки всё спёрли!»
В реальной, а не придуманной истории костюма были периоды, когда заимствовали именно у русских. Это произошло от соприкосновения с дягилевским балетом, прежде всего. Неслучайно ревнивый к чужому успеху Поль Пуаре – этот капризный диктатор моды! – писал: «Многие клиентки приходили ко мне с красивой акварелью, купленной у Бакста за большие деньги, но всякий раз их ждало разочарование: я отказывался воплотить в жизнь чужую идею». И далее месье Поль раскрывает себя полностью: «Люди считали это проявлением зависти, но они заблуждались. У меня не было причин завидовать Баксту, напротив, я считал, что не все его идеи можно принимать безоговорочно: стремясь найти собственный, неповторимый стиль, он слишком часто забывал о чувстве меры». Всё проще – кутюрье, считавший даже своих ближайших коллег – пустышками, по-детски пасовал перед русским талантом. Пуаре всё-таки побывал в России и его ошеломила красота соборов, народных гуляний, платков, шапок… А не фраков, которые в Москве и Питере были не хуже и не лучше, чем в Париже и вышеуказанном Бордо.
Модельер взял в качестве гида придворную портниху – Надежду Ламанову. Она «…открыла всю фантасмагорию Москвы, этого преддверия Востока. Как сейчас я вижу иконы, Кремль, миниатюрные колокольни Василия Блаженного, извозчиков, гигантских осетров, икру на льду, чудесную коллекцию современной живописи господина Щукина и вечера в «Яре». В 1910-х – начале 1920-х годов Пуаре часто использовал русскую тему в своём творчестве, создав изумительную серию женских пальто, напоминающих кафтаны, а некоторые его платья – это мысли о «Петрушке» и «Весне священной». Клиенткам он предлагал русские шали с бахромой – как их носили московские купчихи ещё перед Революцией.
В 1920-х годах в бальную, вечернюю и свадебную моду вошёл стилизованный кокошник. Это было связано с тем, что в Европу и на Восток хлынула русская эмиграция, а чем было ещё заняться вчерашним гимназисткам, кроме как петь в варьете русские песни? Увы!Развлекательные заведения «а-ля рюсс» пользовались громадной популярностью, и девушки в жемчужно-парчовых головных уборах казались волшебными павами. Кокошник быстро перекочевал на страницы дамской прессы, сделавшись одним из символов эстетики Ар Деко. Скупость прямоугольного покроя 1920-х требовала дивных украшений – им и стал кокошник, а голливудская звезда Мэри Пикфорд позировала в «русской короне» для почтовых открыток. Параллельно с этим всех волновал советский футуро-эксперимент, шагнувший значительно дальше, чем французский или, например, итальянский, и на Expo 1925 года Надежда Ламанова, ставшая (после сидения в каземате чрезвычайки) «красной портнихой», продемонстрировала изысканные платья, сочиненные ею из владимирских рушников.
Новый всплеск интереса – эра Оттепели, когда Советский Союз пел о «яблонях на Марсе», казавшихся близкими и реальными. В 1960-х годах за границу ездили русские манекенщицы, и самая эффектная из них Регина Збарская вышла на подиум в меховой шапке и высоких сапожках. Потом явилось фантастическое платье «Россия» художницы Татьяны Осьмёркиной, которое носила «берёзка» Мила Романовская – ещё одна русская модель, вызвавшая восторг. Но это был штучный товар, тогда как «боярские» шапки и сапожки из той советской коллекции затем повторялись у многих модельеров.
Ив Сен-Лоран – искренний поклонник русской старины и «левых» течений – заимствовал бакстовско-дягилевскую манеру для своей Opéras-Ballets russes 1976 года. Впрочем, шапки и славянская вышивка попадались в парижских журналах и до сен-лорановской феерии – ещё с конца 1960-х годов. Нарисовалась этническая линия, отрицавшая холодный модернизм.
В моём детстве был разухабистый “Rasputin”, ставший диско-символом 1970-х и нежелательный в Советском Союзе, но оттого не менее крутой. Boney M на гастролях 1978 года исполнил все хиты, кроме “Распутина”, но все дискотеки дрожали от ритмов непристойной песенки, где не было русофобии, но прослеживалась обывательская страсть к полузакрытому русскому миру. На другой кассете – Адриано Челентано весело пел о некоей блондинке, похожей на дочь казачьего атамана, ибо у неё «stivali e colbacco» – меховая шапка и сапожки-казаки.
Тоже итальянец Джанни Версаче – король роскоши и китча, в 1980-х разрабатывал костюмы для балета Мориса Бежара “Воспоминание о Ленинграде”. Модельеру предстояло выдумать образы русских матрёшек. «Я хотел создать солнечный образ России», – констатировал мэтр. Солнечная Россия – это немножечко оксюморон, как и всё, что делал Версаче. Его матрёшки оказались наряжены в кринолины 1850-х годов, сочетаемые с платками и кокошниками. В костюмах – немало от Бакста и “Петрушки”. Фанат беспрецедентной яркости уловил свежую ноту русского Ар Нуво.
«Так упрятан зелёный пламень в изумруде, так заточено в муравчатом холме солнце. Только снаружи была ясность – в глубине блуждали огненные языки. Вот загорелись – вот загасли: никогда не сияла Саша ровными лучами, как английские женщины», – описывала Вирджиния Вульф русскую девушку, возлюбленную Орландо, и западные художники, писатели, модельеры хотели разглядеть тот пламень. У гениев – получалось.
Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.