Непризнание РПЦ останков царской семьи было главным церковно-государственным конфликтом в России более 20 лет назад. Теперь РПЦ готова останки признать, но это ведет к новым проблемам
Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»
«Ничего сегодня не мешает признанию подлинности «екатеринбургских останков», но для того, чтобы они были признаны подлинными, нужно соборное решение церкви», — заявил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Синода РПЦ митрополит Иларион (Алфеев) в эфире «России 24» 22 января. Он напомнил, что окончательное решение должен принять Архиерейский собор, но предварительно Синод в июне прошлого года заслушал доклад СК и согласился с его выводами о подлинности останков. Соборное решение будет означать признание останков святыми мощами, которым «должно воздаваться соответствующее поклонение», поясняет Иларион.
Однако Архиерейский собор, намеченный на 20 ноября прошлого года, сорвался. Официально — из-за коронавируса. И хоть патриарх уже привык проводить разные высокие собрания в режиме видеосвязи, собор перенесли — в нарушение Устава РПЦ — предварительно на май. Но нет полной уверенности, что он соберется и тогда. У противников признания останков, которых в РПЦ немало, еще есть шанс торпедировать практически готовое решение.
Ранее «ответственным за царские мощи» в РПЦ выступал митрополит Тихон (Шевкунов) — символический лидер консервативного крыла в епископате. Теперь инициативу перехватывает условный лидер либерального крыла — митрополит Иларион. Концепция Тихона, который ранее сочувствовал противникам признания останков, довольно проста. «Антинародный» режим 90-х, который проводил первые экспертизы останков, вызывал недоверие у церковного народа, а нынешняя богоустановленная власть, которая провела новые экспертизы, пользуется общенародной поддержкой.
Такая аргументация переводит полемику вокруг мощей из духовной в политическую плоскость, выставляя противников признания оппозиционерами и чуть ли не иноагентами.
Но проблема состоит в том, что само руководство РПЦ десятилетиями насаждало непризнание «екатеринбургских останков». В 2009 г. «Новая» цитировала характерный фрагмент письма Алексия II:
«Безапелляционные выводы Госкомиссии [о признании останков] вызвали в Церкви и обществе смущение и неприятие, а посему Наше Синодальное решение было — незамедлительно захоронить останки в символическую могилу-памятник жертвам богоборческой власти». Пока еще действующая официальная позиция РПЦ выражена в определении синода от 9 июня 1998 г.: «Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости и неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви… Решение Государственной комиссии об идентификации найденных под Екатеринбургом останков как принадлежащих семье императора Николая II вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе».
Чтобы понять природу этого недоверия и причины нынешней резкой «смены курса», нужно вкратце вспомнить историю вопроса.
Альтернативные святые места
По официальной версии, тела убитых членов царской семьи и их слуг были сожжены и частично растворены в кислоте, а то, что осталось, сбросили в шахту или закопали в земле. По версии сторонников подлинности останков — в Поросенковом логу на Коптяковской дороге, по версии противников — на Ганиной Яме. На первом месте сейчас стоит скромный мемориал, имеющий государственный статус объекта культурного наследия, на втором — гигантский монастырь РПЦ, привлекавший до пандемии тысячи паломников. Почитатели Ганиной Ямы верят, что в Поросенковом логу похоронены неизвестные жертвы красного террора, а подлинные останки найти невозможно. Они приписывают Николаю II пророчество: «Могилы моей не ищите». Ответить на вопрос о смысле такой мистификации без конспирологии невозможно. Обычно говорят, что «все это затеяно» дабы скрыть «ритуальный» характер жертвоприношения царственных мучеников с отсечением голов. Эта версия лежит в основе так называемой «ереси царебожия», которую РПЦ вроде осуждает, но…
Источник: novayagazeta.ru
Заставка: Памятник Николаю II и его семье, Храма на Крови г.Екатеринбург wikipedia