«Каждой иголочкой радует нас»

95
Про наше новогоднее кино
Cтанислав Минаков
 В новогодние вечера хочется смотреть добрые фильмы. Современное телевидение на всей тысяче каналов выплеснет нам немалую порцию «санта-клаусных», фэнтезийных и гламурных историй, среди них бывают, конечно, и отзывающиеся в наших сердцах, однако нам есть что вспомнить и посмотреть из своих родных, отечественных загашников. Посмотреть самим, да и детям показать.

И не «Санте» отдать дань, а родимому Деду Морозу, резиденция которого, как рассказывают очевидцы, находится неподалеку от Великого Устюга, то есть на прекрасном Русском Севере.

Нам всем желанны хорошие фильмы про Новый год, Рождество, зиму, зимнюю сказку, которая дарила бы чувство радости, надежды на то, что следующий, наступивший год будет намного лучше прошлого.

Конечно, если идти по шкале возрастов, то начать следует с мультфильмов.

Скажу с уверенностью, как отец уже выросших детей, наша анимация располагает немалым арсеналом зимних, новогодних мультиков, которые, во-первых, можно смотреть всей семьей, от мала до велика, и все обязательно получат заряд положительных эмоций, а, во-вторых, что удивительно, даже созданные полвека и более назад, они сохраняют свою эстетическую привлекательность.

Это и мультэкранизации «новогодней» классики — от Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Гофмана («Щелкунчик»), до шедевров, так сказать, текущей советской жизни, например, грустно-философская, поучительная лента «Варежка» (1967) классика советской мультипликации Р. Качанова или «Новогодняя сказка» (1972, реж. В. Дегтярев) про Чудище-Снежище, пришедшее с ёлкой к детям на праздничный утренник, где пелась чудесная песенка «Ёлочка-ёлка, лесной аромат…», написанная О. Фельцманом.

Не забудем и более ранний мультфильм «Когда зажигаются ёлки», созданный Мстиславом Пащенко в 1950 г. Сценарий картины написан Владимиром Сутеевым, который известен как автор не одного десятка советских мультфильмов и рисованных книжек. В 1951 г. на седьмом Международном кинофестивале в Карловых Варах мультфильм получил премию как лучший детский фильм. А были также чудесное рисованное «Новогоднее путешествие» (1959), и еще более ранняя «Новогодняя ночь» (1948) режиссера и сценариста Ольги Ходатаевой, созданная в неповторимом рисованном стиле, всегда и неизменно вызывавшем приязнь зрителей всех поколений. И более поздний «Кто придет на Новый год» Кирилла Малянтовича, с милыми кукольными зайчиками.

Сказав о мультиках, нельзя не вспомнить замечательный детский отечественный сказочный кинематограф, в первую очередь обаятельные, непревзойденные и нестареющие киносказки Александра Роу, снявшего запомнившиеся советской детворе фильмы «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога» и др. Наряду с народными Роу экранизировал и авторские мистические произведения русской и мировой литературы. Среди них — «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Королевство Кривых Зеркал».

Нас в этой плеяде шедевров в виду праздников Нового года и Рождества интересуют «Морозко» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Киновед Н. Клейман говорит о фильмах Роу:

«Это кино вечное, ведь любой фольклор имеет приметы своего времени, которых мы, воспринимающие его современными глазами, можем и не замечать. Александр Роу проник в самую суть русского фольклора, поэтому в его фильмах чувствуется потрясающее обаяние доброты. Это один из самых добрых режиссеров мирового кино. Он даже зло изображает с таким юмором, что отчетливо видно, как оно разрушает само себя».

Вспоминают, что у Роу было потрясающее чутье в подборе актерского «сказочного» состава. Пятнадцатилетнюю фигуристку Наталью Седых, сыгравшую трогательную Настеньку в «Морозко» и не менее трогательную Алёнушку в ленте «Огонь, вода и… медные трубы», режиссер случайно увидел по телевидению. Светлокудрый, лучезарный Алексей Катышев, исполнивший главную роль в «Морозко», тоже стал звездой по воле случая. Он работал на студии помощником звукооператора. Говорят, что, случайно заметив парня, Роу произнес: «Такие глаза созданы для сказки». Тепло запомнилась Анастасия Зуева в роли сказочницы, «открывавшей и закрывавшей» на экране сказки Роу, большой и добрый Александр Хвыля в роли снежного деда Морозко.

Фильм «Морозко» признан вершиной сказочного творчества Роу. В 1965 г. картина получила Гран-при на XVII Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Венеции, а в 1968 г. художнику было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Известная актриса Инна Чурикова, сыгравшая в «Морозко» роль Марфушки, вспоминает: «Сказка мне безумно нравилась, сценарий нравился. Мне нравился Александр Артурович — он был такой огромный, большой, строгий и в то же время очень похожий на ребенка. “Морозко” была моя первая картина, и я с удовольствием делала все, что он просил. Я даже в болоте у него тонула с восторгом и на снегу сидела, и с азартом ела лук вместо яблок — потому что он так требовал. У Роу была душа ребенка, и на его съемках все было волшебно: люди, придумывавшие необыкновенные фокусы, умные хрюшки, пни, которые расцветали. Но этот сказочный мир сам режиссер очень тщательно выстраивал».

К слову, 48 лет со дня кончины А. Роу исполнилось 28 декабря с.г. Сказочник словно ушел навсегда в декабре в созданный им самим новогодний мир зимней сказки.

Многим памятен чудесный фильм Анатолия Граника по сказке Е. Шварца «Двенадцать месяцев» (1972), а ведь был и замечательный одноименный мультфильм И. Иванова-Вано (1956). Кстати, наш классик Иванов-Вано снял мультик «Зимняя сказка» — как лесные зверушки решили встретить Новый год, еще в 1945-м!

На Новый год нашей детворе неизменно показывали и «Золушку» (1947) Надежды Кошеверовой и Николая Шапиро, с плеядой известных актеров. Нынче ее подкрасили с помощью новых компьютерных технологий, но она и черно-белая была хороша. Это тоже сценарий Е. Шварца, по известной сказке Ш. Перро. Сердечно прикипела к нашему зрителю и андерсеновская «Снежная королева» (1966), снятая Геннадием Казанским — с юной Леной Прокловой в роли Герды.

Некоторым запомнился музыкальный телефильм «Чародеи», снятый Константином Бромбергом по сценарию братьев Стругацких. Режиссер привлек в фильм немало популярных артистов, премьера состоялась на ЦТ 31 декабря 1982 г., однако, положа руку на сердце, сейчас зрители помнят из этого фильма преимущественно прекрасные «зимние» песни Евгения Крылатова, прежде всего «Три белых коня» и «Песенку о снежинке» («Когда в дом входит год младой, а старый уходит вдаль, снежинку хрупкую спрячь в ладонь, желание загадай»).

Вообще отечественное телевидение старалось радовать к Новому году яркой кинопремьерой, и действительно, эти фильмы, как правило, музыкальные, остались с нами на десятилетия. Скажем, необычная «Эта веселая планета» с яркими песнями Давида Тухманова вышла и отдельной грампластинкой многомиллионным тиражом.

К Новому году приближают нас такие фильмы 1961 года, как «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Девчата» и «Карьера Димы Горина». Новый год отмечают наши бойцы в неожиданном фильме Владимира Мотыля, с музыкой удивительного Исаака Шварца, «Женя, Женечка и “Катюша”» (1967), где главный герой в исполнении Олега Даля даже забредает с новогодней посылкой конфет на позиции немцев. По-своему переломно и драматично Новый год отмечают на даче героини Н. Фатеевой «Джентльмены удачи» (1971). Необычный, необъяснимый для иностранца русский праздник отмечают герои телевизионного фильма Олега Ефремова по пьесе Михаила Рощина «Старый новый год» (1980), а подарившая нам Штирлица и тополя на Плющихе Татьяна Лиознова в ленте «Карнавал» (1981) свою героиню (роль Ирины Муравьевой) в одном из эпизодов тоже отправляет встречать Новый год.

Кстати, о карнавале как таковом. Впервые это слово в кино употребил, так сказать, во всеуслышание Эльдар Рязанов, пленивший советского зрителя на десятилетия кинокомедией «Карнавальная ночь» (1956) с ярчайшей харьковчанкой Людмилой Гурченко в главной роли. Песню «Пять минут» (речь идет, кстати, об оставшийся пятиминутке до Нового года) поют и сейчас, но форменный переворот в эмоциональной жизни наших зрителей режиссер совершил фильмом «Ирония судьбы, или с легким паром» (1975), в котором, кроме прочих достижений, осуществил, если можно так выразиться, особую «культурную прививку». В фильме, положенные на чудесную музыку Микаэла Таривердиева, прозвучали в исполнении неузнаваемой А. Пугачевой и интимно-доверительного С. Никитина удивительные романсы на стихи прекрасных русских поэтов: М. Цветаевой, Б. Пастернака, Б. Ахмадуллиной, Е. Евтушенко, М. Львовского, А. Аронова.

Хитами сразу стали романс «Я спросил у ясеня» на стихи В. Киршона и прозвучавшее в фильме стихотворение (в проникновенном закадровом исполнении А. Мягкова и В. Талызиной) «Баллада о прокуренном вагоне», ушедшая в народ с названием «С любимыми не расставайтесь».

С тех пор прошло почти полвека, мы уже по-другому смотрим на коллизию этого сюжета, да и отчасти шутки из него потускнели, но по причине ностальгического «запечатления» для нескольких поколений без этого фильма уже и Новый год не Новый год.

У Э. Рязанова была забавная новогодняя история и в картине 1968 года «Зигзаг удачи», где В. Талызина (столь многоипостасно выступившая потом в «Иронии») сыграла одну из ярких ролей, в паре с Е. Евстигнеевым, в компании с Е. Леоновым.

Есть яркие, теплые и неожиданные новогодние события и в нашей новейшей кинематографической истории. Два фильма сняты по пьесе Н. Птушкиной. Первый — комедия Виктора Титова «Плачу вперёд» (1999) с блеснувшими в нем актерами — М. Боярским, Л. Лупиан, Н. Даниловой и К. Раппопорт (всего четыре действующих лица). Как пишут кинокритики в аннотации к фильму, «знаменитый актер, Михаил Александрович, сердцеед и “гений любви”, в канун Нового года оказывается в окружении трех очаровательных женщин, с каждой из которых его связывают непростые отношения». Второй — замечательная новогодняя современная счастливая сказка «Приходи на меня посмотреть» (пьеса Птушкиной называется «Пока она умирала»), снятая О. Янковским и М. Аграновичем в 2000 г. В тонком лирическом фильме тоже четверо действующих лиц, которых играют О. Янковский, Н. Купченко, Е. Васильева, молодая актриса Н. Щукина, и звучит прекрасный романс В. Бибергана на стихи А. Ахматовой, чьей строкой названа картина.

Не всё пропало и в наши дни. Романтизм отношений, оказывается, присущ всем эпохам, даже прагматичным и жестким.

Люди всегда ждут и «возвышающего обмана». И вот даже любитель фантастического экшна и компьютерных наворотов Т. Бекмамбетов снял в 2007-м вполне теплое продолжение «Иронии судьбы». Кто-то критично относится к такого рода «продолжениям», но кто-то предлагает отнестись к добрым попыткам как к «другому кино». И в самом деле: разве не хороши здесь Е. Хабенский и Е. Боярская, С. Безруков и Р. Мадянов (в роли начальника райотдела милиции), органичный М. Ефремов в роли пьющего «на работе» Деда Мороза и Е. Добровольская как Снегурочка?

И если мы полвека смотрим на Новый год, да и на Старый новый год, да по несколько раз, по разным телеканалам, рязановскую «Иронию судьбы», то уже вполне прилепилась к нам за полтора десятилетия и «Ирония судьбы — 2», с финальной лейтмотивной песней К. Меладзе «Опять — метель, и мается былое в темноте…», отправляющая нас в прошлое не только личное, но и в общее — где мы были большой, единой страной, и жили в любви, вне зла и насилия, вне удушающей алчности, и были одним огромным народом. И песни мы пели общие, и книги читали одни, и фильмы смотрели все вместе. Надо бы попробовать снова стать такими.

Источник: «Столетие»
Заставка: кадр из фильма “Девчата”  stoletie.ru
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: