Историческая справедливость или большая ошибка? Два мнения о барельефе Сталина на Доме офицеров

421
На центральную башню Окружного дома офицеров (ОДО) вернули барельеф Иосифа Сталина. В прежние годы его скрывали под металлическим коробом, затем снесли окончательно. Сторонники реставрации считают ее уместной, противники собирают подписи, требуя от власти убрать портрет Сталина в память о жертвах политических репрессий. Аргументами сторон с читателями 66.RU поделились предприниматель Сергей Писарев и политолог Сергей Мошкин.

Сергей Писарев, президент фонда «Русский предприниматель»: «А что делать с памятниками Ленину?»

Фото: предоставлено 66.RU героем публикации, Анна Коваленко, 66.RU

Я рад, что барельеф Сталина вернулся на свое место.

Одна из задач окружного Дома офицеров — напоминать военнослужащим о важнейших событиях в истории российской армии. Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне — наверное, самое важное, что случилось со страной в ХХ веке. Народ совершил этот подвиг, когда Верховным главнокомандующим Вооруженными силами СССР был Иосиф Сталин. И он имеет право на уважительное отношение к себе.

Разве руководство Центрального военного округа вправе забыть о заслугах главнокомандующего в военное время? Ведь речь идет не о гражданском учреждении, а о Доме офицеров, который трудно представить без портрета единственного генералиссимуса Советской Армии. Тем более что раньше его портрет там был. Военные просто восстановили историческую справедливость.

Наверное, никого не удивляют два памятника маршалу Георгию Жукову перед зданием штаба округа. Его заслуги нам хорошо известны. Но для победы в Великой Отечественной войне Сталин сделал не меньше, чем Жуков.

Почему мы не должны помнить о человеке, с именем которого связано освобождение Советского Союза и Европы от фашистских захватчиков?

Оппоненты, умаляющие роль Сталина, скажут, что победа в войне досталась нам дорогой ценой, что страна оказалась не готова к вторжению гитлеровцев, захлебнувшихся нашей кровью, и в этом — прямая вина главнокомандующего.

Спорить, наверное, не имеет смысла.

В начале войны советским людям было очень тяжело. Германия использовала против нас ресурсы всех оккупированных стран Европы. Но после 1942-1943 годов, когда ход войны изменился, потери сторон в живой силе были уже сопоставимы. Ведь половина погибших русских — мирное население, которое уничтожали фашисты. У Германии потерь меньше уже потому, что советские солдаты не жгли немецких деревень.

Мы ведь не обвиняем в плохой подготовке к войне главнокомандующего Михаила Кутузова, сдавшего французам Москву. Кутузову ставят памятники, орденом Кутузова награждают военнослужащих. Кутузову — слава и почет, а к Сталину, который не пустил фашистов в Москву, отношение совершенно противоположное, хотя серьезного научного анализа его личности до сих пор нет. Образ Сталина сильно демонизирован. Разные политические силы используют его в своих интересах как символ авторитарного руководителя, которому каждый волен приписывать все, что посчитает возможным.

Больше того — либеральные историки уже ставят Сталина и Гитлера на одну доску.
Это какое-то крайнее проявление исторического мазохизма. У нас много претензий к людям, сделавшим Россию великой, — Ивану Грозному, Петру I, Иосифу Сталину, а памятник в центре Екатеринбурга мы поставили Борису Ельцину, который умел только разрушать — от нанесенного им ущерба страна не оправилась до сих пор. Зато в Ельцин Центре школьникам, не заставшим девяностые годы, рассказывают, как первый президент России спасал страну, и они этому верят. Заказчиков новых исторических концепций мы знаем — это российские олигархи, растащившие по карманам достояние советской экономики. Оправдывая действия Ельцина, они выписывают себе индульгенцию за грабеж, в котором участвовали.

Переписанной таким образом историей охотно пользуются наши геополитические конкуренты. Для них это оружие, помогающее расшатывать скрепы и государственное устройство России.
Нам объясняют: Сталин — кровавый тиран, которому приличный человек не подаст руки. Почему тогда главы иностранных государств Черчилль и Рузвельт сидели с ним за одним столом? Или в то время, когда союзники воевали против нацистской Германии, еще никому не приходило в голову ставить знак равенства между Сталиным и Гитлером?

Почему все эти люди с хорошими лицами, которых возмущает барельеф Сталина на Доме офицеров, не требуют убрать с площади 1905 года памятник Владимиру Ильичу Ленину? Если беретесь обличать коммунистических вождей, будьте последовательными. Ведь это Ленин со словами «революцию в перчатках не делают» утопил Россию в крови аристократов, офицеров, интеллигенции, священников и миллионов простых людей. Вот где настоящий геноцид русского народа. Почему никто не вспоминает о красном терроре и не требует вернуть на площадь разрушенную большевиками Богоявленскую церковь?

Вместо этого, как мы недавно узнали, к 300-летию Екатеринбурга памятник Ленину с гранитной трибуной собираются отремонтировать, потратив 13,5 миллионов из государственной казны. Тело вождя мирового пролетариата тем временем лежит в московском мавзолее, и уход за ним тоже обходится недешево. Удивительно, но либералы даже не возмущаются.

Я уже не говорю о Якове Свердлове, с санкции которого, как считают историки, в доме Ипатьева расстреляли семью последнего российского царя. В 1919 году товарищ Свердлов подписал секретную директиву ЦК РКП (б) «Об истреблении казачества». Ее название говорит само за себя. Памятник этому человеку до сих пор стоит в сквере напротив Оперного театра. Дважды в год его исправно чистят от птичьего помета. И Свердловская область, кстати, до сих пор носит имя этого сатрапа.

Зато каждый шакал теперь может пинать мертвого льва, требуя убрать барельеф Сталина с Дома офицеров.

Хорошо, что у руководства военного округа свое мнение на этот счет.

Сергей Мошкин, политолог, доктор политических наук: «Нынешние приверженцы Сталина не захотят жить при тоталитарном режиме»

Фото: предоставлено 66.RU героем публикации, Анна Коваленко, 66.RU

Сам по себе барельеф ничего не значит, это просто кусок камня. Он, этот кусок, приобретает значение, когда его наделяют тем или иным смыслом. Война памяти, а именно с ней мы столкнулись на примере сталинского барельефа, — это не война за артефакты, это битва за их интерпретации.

Люди, жившее при Сталине, реальные свидетели тех лет, постепенно уходят, их голос и аргументы все менее слышны в публичной дискуссии. Для более же молодых поколений Сталин неуклонно превращается в исторический миф, набор весьма противоречивых суждений.

Для одних он — великий модернизатор и победитель в ужасной войне, для других — кровавый диктатор, отправивший на смерть миллионы невинных людей. Здесь, в этом мифе, примирения ждать не стоит, каждый с пеной у рта будет отстаивать свою правоту. Но обе стороны, думаю, сойдутся на том, что эпоха сталинизма (вопрос, во имя чего, вынесем за скобки) — это время тотального господства государства над личностью, готовность во имя укрепления этого государства жертвовать всем и вся, это время полного пренебрежения достоинством человека и абсолютного обесценивания человеческой жизни как таковой.

Обращаясь к истории, мы ищем ответы на вопросы современности. Возвращая в наш повседневный обиход артефакты из прошлого, мы невольно декларируем наши желания и мечты о будущем.

Что же декларирует собой возвращение монументального изображения Сталина в нашу современную жизнь? Только восстановление исторического облика Дома офицеров? Не думаю.

Политические символы — вещь непростая. Сталин остается персонифицированным воплощением сталинизма, эпохи с присущим ей тотальным огосударствлением, милитаризмом, идеологией «осажденной крепости», подавлением всякого инакомыслия и государственного террора. Возвращая на историческое место тот или иной исторический символ, мы декларируем свое видение будущего. Возвращая изображение Сталина, мы декларируем свое будущее, привязанное к нему и его политическому режиму — с неограниченной властью главы государства, его непогрешимостью, всесилием спецслужб, страхом и раболепием подданных, подавлением несогласных.

Конечно, некоторые черты сталинской модели узнаваемы нами и в современных российских реалиях. Но! И это главный вопрос: мы об этом мечтаем, мы этого хотим, к такому будущему мы стремимся? Конечно нет!

Думаю, что даже нынешние приверженцы Сталина, оказывая почести своему кумиру, вряд ли захотели бы жить при сталинизме. Для них мифологизированный Сталин — это, скорее, основание для разговора о промахах нынешней власти. Но все-таки это не повод возвращать символику сталинизма, пусть даже в виде каменного барельефа, в наше жизненное пространство.

Фото: предоставлено 66.RU героями публикации, Анна Коваленко, 66.RU

Источник:  66.ru

По теме:

ЕАН Екатеринбург

Алексея Орлова спросили про барельеф Сталина на ОДО.

Глава Екатеринбурга ответил, что мэрия не имеет права согласовывать такие вопросы, поскольку этим заведует Минобороны. Орлов высказал лишь личную позицию:

“Каждая личность внесла свой вклад в историю. Да широкая общественная дискуссия о роли Сталина. Но мы выиграли в самой страшной войне, когда руководителем страны был Иосиф Сталин”, – сказал Орлов.

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: