«Черная пятница» вскрыла необычное поведение россиян и иностранцев

175

Текст: Ольга Самофалова

В 2021 году «черная пятница» выявила много необычных трендов. Начиная с того, что россияне стали скупать продукты питания наравне с телевизорами и смартфонами, чего в прошлом году еще не было. И заканчивая тем, что нарастить оборот российским онлайн-магазинам помогли также иностранные покупатели. Наконец, вкус товаров со скидками распробовали и в регионах, а не только в столицах. Откуда растут ноги у этих трендов?

Распродажа под названием «черная пятница», которая пришла в 2013 году в Россию из западных стран, наконец-то прижилась. Ретейлеры рапортуют о рекордных продажах товаров, в разы превышающих предыдущий год. В 2013 году в «черной пятнице» участвовали 80 отечественных интернет-магазинов, которые оформили 100 тыс. заказов со средним чеком в три тысячи рублей. В 2021-м в акции участвуют уже более трех сотен поставщиков, к распродаже присоединились даже продавцы недвижимости и автомобилей.

При этом продавцы уже не ждут, когда реально наступит «черная пятница»: акция стартует еще в понедельник, длится всю неделю и заканчивается «киберпонедельником». В итоге распродажи растягиваются на целых восемь дней вместо одного.

Так, в Wildberries с 22 по 28 ноября число заказов выросло почти в три раза, а в деньгах – более чем в два с половиной раза, до 43 млрд рублей. Наибольшим спросом у россиян пользовались платья, книги, кремы, чехлы для телефонов, ботинки, гирлянды, куртки, чай, сухой корм для животных и сумки.

На Ozon в главный день «черной пятницы», 26 ноября, количество заказов выросло в пять раз к прошлому году. Оборот от продаж непосредственно в этот день увеличился в четыре раза год к году, до 5 млрд рублей. Но и в другие дни продажи были выше, чем обычно. Было зафиксировано два явных всплеска. Первый пик распродажи случился 11 ноября, когда была проведена первая акция «11.11». В этот день было продано товаров даже больше – на 6,1 млрд рублей. Второй всплеск продаж пришелся на финальный день, 28 ноября, так как сработал «эффект дедлайна».

Две большие ноябрьские распродажи привели на Ozon более 700 тысяч новых покупателей, которые раньше вообще не делали покупки на площадке. Число покупателей-участников главного дня «черной пятницы» выросло в 4,5 раза год к году.

Новый тренд распродажи состоит в том, что если раньше покупки в «черную пятницу» совершали в основном в двух столичных регионах, то теперь к распродажам активно подключились регионы. Московский регион и Санкт-Петербург, конечно, по-прежнему впереди по росту заказов, но нарастили продажи также жители Краснодарского края (+172%), Свердловской области (+184%) и Ростовской области (+195%).

Рост активности покупателей в регионах отмечает также Ozon: в этом году на них пришлось 70% продаж. Подтянулись также региональные предприниматели: в «черную пятницу» их участвовало две трети от общего числа продавцов.

«Регионы проснулись, потому что опыт локдауна в прошлом году стимулировал рост онлайн-продаж. Для многих стало очевидно, что это быстро, удобно и безопасно. Это еще и возможность выбора, особенно для тех территорий, где офлайн-торговля развита недостаточно», – считает генеральный директор PGR agency Анастасия Бастрыкина. Кроме того, маркетплейсы, поняв перспективы, начали очень быстро открывать пункты выдачи товаров в регионах, из-за чего стало еще проще совершать покупки в интернете даже тем, кто проживает в удаленных сельских регионах страны, добавляет она.

Еще один необычный факт – в эту «черную пятницу» товары из России активно заказывали иностранцы. Сумма заказов из зарубежных стран удвоилась за время распродажи и составила 1,5 млрд рублей,

сообщили в Wildberries. Активнее всего поступают заказы из Германии (чаще всего заказывали товары для рукоделия и кремы), Латвии (настольные игры и лаки для ногтей), Эстонии (косметические наборы для ухода и платья), США (книги, конфеты и кружки), Израиля (российские книги и шоколадные конфеты) и Молдавии (скрабы для тела и брюки).

Здесь важную роль сыграла российская валюта, которая неплохо укрепилась в этом году. «В пересчете на доллары или евро товары, которые продаются у нас, бывают значительно дешевле тех, которые продаются за границей или их аналогов. К тому же инфляция растет до рекордных уровней во многих развитых странах, что заставляет иностранцев искать самые выгодные предложения в интернете», – поясняет Бастрыкина.

Что же заставило россиян поверить в «черную пятницу», учитывая, что долгие годы ретейлеры зачастую «обманывали» покупателей своими маркетинговыми уловками. Например, до начала акции специально повышали цену на товар, чтобы потом выставить более привлекательную сумму скидки – условно на 50% и больше. В реальности же товар продавали по цене, которая лишь немного ниже реальной, либо и вовсе по цене, не отличающейся от цены в обычные дни.

Такие уловки, конечно, используются до сих пор. «Но таких случаев стало меньше – ретейл тоже не хочет терять покупателей из-за стремления к большей прибыли», – говорит Бастрыкина. Во время распродажи появилось все больше «честных» продавцов, которые вместо фейковых скидок в 90% предлагают реальное снижение от 10% до 30%.

Помогла «черной пятнице» и пандемия. Продажи перетекли в онлайн-формат, где удобней не только покупать, но и сравнивать цены, и понимать, где скидка реальная, а где маркетинговая уловка. «Россияне научились анализировать цены. Когда в «черную пятницу» люди видят действительно выгодные предложения товаров, необходимых именно им, они просто решают этим воспользоваться в целях экономии, как это делают во всем мире», – считает инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Александр Бахтин.

«Большую роль играет большой массив данных, который за последние несколько лет собрали крупные ретейлеры, сотовые операторы, банки и т. д. Многие компании успешно научились анализировать эти данные, чтобы сделать конкретному покупателю предложение в «черную пятницу», от которого он просто не сможет отказаться. И сейчас очевидно, что такое заманчивое предложение включает в себя не только сам товар, но и логистику (доставку) и удобные инструменты оплаты», – добавляет Бахтин.

За время пандемии у россиян вырабатывались новые модели потребления.  «Снижение доходов, рост инфляции, общая нестабильность, ожидание худшего, массовый уход покупателей в онлайн, пандемия и локдауны – все эти факторы привели к тому, что наши граждане стали больше экономить, больше интересоваться скидками и распродажами», – считает Бастрыкина.

По ее мнению,

многие россияне стали целенаправленно откладывать покупки на конец ноября, чтобы купить товар дешевле. Еще один фактор, подстегнувший покупки в «черную пятницу» – это желание россиян купить что-то впрок, чтобы зафиксировать цены, которые будут расти, а также избежать возможного дефицита товара из-за перебоев в поставках комплектующих по всему миру,

добавляет собеседница.

Именно поэтому высокие продажи показывают бытовая техника и электроника, мобильные телефоны, компьютеры, планшеты, ноутбуки, косметика и продукты питания. Увеличение продаж продуктов питания – это вообще сильно отличает «Черную пятницу – 2021» от прошлогодних результатов, замечает Бастрыкина.

Спрос на электронику вырос в шесть раз в первый день глобальной акции, отмечают в ВТБ. Продажи телевизоров к предыдущей неделе выросли на 41%, планшетов – в десятки раз. Спрос на бытовую технику увеличился в 4,2 раза, в том числе в 2,6 раза – на встраиваемую бытовую технику и на товары для обустройства системы «умный дом». Товары для красоты и здоровья стали популярнее в 2,2 раза, часы – в 2,7 раза. Кроме того, на 71% повысились продажи ювелирных изделий. Также в «черную пятницу» клиенты на 68% увеличили спрос на зоотовары, говорится в исследовании ВТБ.

«Фактические результаты в разы превысили ожидания, а среди новых трендов мы отмечаем, что клиенты стали активно готовиться к распродаже, просматривая предложения заранее, и все больше обращают внимание на «новые» технологии, в том числе на системы для «умного» дома. Как общий итог – двукратный рост заказов по сравнению с 2020 годом», – говорит Роман Синенко, руководитель программы лояльности «Мультибонус» ВТБ.

Еще один новый тренд – это рост на треть фейковых сайтов-клонов, фишинговых рассылок и т. п. Мошенники стали активно заманивать покупателей в чат в мессенджерах якобы для отправки ссылки на товар со скидкой. В результате жертва попадала на фейковую страницу оплаты и переводила деньги мошенникам, сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов по информационной безопасности.

«Это лишь подтверждает тот факт, что по мере роста онлайн-продаж этот сектор становится все более интересен и мошенникам. Действительно, сейчас потерять деньги в интернете достаточно просто, если без опасений посещать сайты неизвестных компаний или реагировать на рассылки с обещанием выигрыша, высокого заработка и т. п.», – предупреждает Бастрыкина.

 

Источник:  vz.ru

Заставка:  .wikimedia.

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: