Растущие объемы добычи нефти и газа в Каспийском бассейне, увеличение морских перевозок, создание новых портовых мощностей и подобные факторы воздействия на окружающую среду поставили на грань исчезновения ценнейшие породы рыбы, особенно — осетровых. Их популяция только за 2000-2018 гг. сократилось почти на четверть. А тюленей (нерп) — более чем наполовину, причем к середине 2021 г. их численность достигла… около 15% в сравнении с серединой 1960-х. Сокращалась до последнего времени численность и других обитателей каспийской фауны.
К началу 2010-х страны Каспия приняли меры по восстановлению и увеличению популяции осетровых. Основные из этих мер включают развитие рыборазведения, очистку главных «точек» обитания и нереста осетровых от загрязнений, обязательную экологическую экспертизу каспийских/прикаспийских нефтегазовых и других промышленных, транспортных, энергетических проектов. В странах региона согласно тем же мерам вводятся повышенные штрафы за ущерб, наносимый флоре и фауне бассейна. Кстати, к настоящему времени наиболее высокий уровень этих штрафов и других санкций за экологический ущерб Каспию в Иране и Туркменистане.
Эти действия властей замедлили темпы сокращения осетровых, многих других видов каспийской биосферы. Но вот с каспийской нерпой ситуация пока остаётся тревожной. Поголовье этого уникального биологического вида, обитающего только в этом бассейне и чрезвычайно важного для экологической ситуации в регионе, уменьшается. Подчеркнем, в международной Красной книге этот вид с начала 2000-хгг. находится в категории «вымирающие». В категории «редкие» или «находящиеся под угрозой исчезновения» тот же вид внесён в середине — конце 2010-х в Красные книги всех прикаспийских стран. Это значит, что их промысел запрещён.
Тем не менее тюлени гибнут. В связи с чем в последней декаде октября с.г. стартовала реализация проекта «Душа Каспия» по предотвращению гибели и болезней этих животных (и родственных им видов), рассчитанного на период 2021 — 2025 гг.
Проект был разработан в конце 2010-х под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии РФ Международным экологическим фондом «Чистые моря» (Россия) с участием Астраханского заповедника и Института проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН. Видимо, не позже декабря 2021 г. профильные ведомства Казахстана и Ирана подключатся к проекту, точнее — к его второму этапу. С 2022 г. в проекте планируется участие Азербайджана и Туркменистана.
Напомним, что в середине ноября с.г. завершился первый этап проекта «Душа Каспия». Среди его мероприятий были морская и вертолетная экспедиции экспертов по местам традиционного обитания нерп и их миграции. Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, отмечая актуальность проекта, уточнил, что «проблеме с каспийским тюленем не один десяток лет: его численность за последнее столетие сократилась более чем на 91%». Поэтому, изучая миграционные пути этих животных и критерии выбора ими мест для выращивания детенышей, «равно как и принимая меры по обеспечению их спокойного обитания, мы сможем сохранить и, если удастся, пополнить их численность. Что очень и очень важно для каспийской биосферы». Состоявшийся же этап проекта — «это только первый шаг: впереди еще много работы».
Эксперты при этом зафиксировали, что основные причины болезней и гибели тюленей наряду с браконьерством — загрязнение среды их обитания как промышленными, бытовыми отходами и/или сточными водами, так и утечками нефти и газа с действующих нефтегазовых месторождений. Притом, если утечки затрудняют внутрикаспийскую миграцию нерп, то сброс различных отходов приводит к гибели, прежде всего, их детенышей.
Сопутствующая причина — это рыбопромысловое оборудование судов, нередко перемалывающее целые косяки нерп при добыче осетров, других рыб.
А больше всего погибших и больных тюленей любого возраста обнаруживается на берегах заповедного острова Тюлений (что в 47 км к востоку от побережья Дагестана) и вблизи него: это их основное лежбище, здесь также взращивается потомство.
Еще в начале мая с.г. Минприроды и экологии РФ, комментируя новый выброс на берег погибших тюленей — свыше 160 особей (!) — сообщало, что они, по данным GPS-мониторинга, «скорее всего, попали в рыболовные тралы. После чего с большей части животных сняли шкуры, и сбросили туши в море». А 6 мая с.г. в телеграмм-канале ведомства глава Минприроды Александр Козлов написал: «Вопиющая ситуация: под угрозу поставлена популяция редких животных. Почему? Потому что кто-то кильку или иную рыбу ловит на пути миграции нерп, а потом пытается скрыть следы ещё и браконьерства!».
Кильку российский министр упомянул неспроста. Дело в том, что тюлени кочуют весной от низовий, впадающих в северную часть Каспия рек (Волга, Урал, Терек, Кума, Эмба), до глубоководных южных участков Каспия. Основная миграция идет в центре моря, где тюлени сопровождают косяки своего излюбленного «деликатеса» — кильки. Добывать её тюлени способны на глубине до 90 м. Но килька — это, прежде всего, промышленный промысел…
С результатами первого этапа проекта ознакомлен также казахстанский Центр изучения и реабилитации каспийского тюленя (г. Актау). Стороны вскоре выработают главные направления второго этапа проекта. «Мы открыты к сотрудничеству по этой проблеме, — заверил российских коллег директор Центра Адылхан Товасаров. — Уверен, что совместная работа позволит свести к минимуму причины падения численности этих краснокнижных животных».
Подобная заинтересованность была проявлена и в Туркменистане. По мнению Сахетмырата Мамедова, директора научного отдела национального Хазарского (прикаспийского) заповедника, «наша общая задача — сделать всё возможное, чтобы уникальный компонент биоразнообразия планеты, обитающий только в Каспийском море, восстановил и приумножил свою численность».
Проблема сохранения биосферы Каспия актуальна и для Ирана: по данным Организации по охране окружающей среды ИРИ, с начала 2021 г. на иранском (южном) побережье находят большее число погибших тюленей.
Эта иранская структура недавно запросила российских экспертов разобраться в причинах такой ситуации и совместно их устранять. По данным российского портала Fishnews, «астраханские ученые откликнулись на запрос иранских коллег: в настоящее время уточняется план совместных исследований и действий» в рамках проекта «Душа Каспия». Отметим в заключение, что уже сама география Каспийского бассейна предопределяет взаимодействие всех прибрежных стран в решении экологических проблем.