О проблеме эффективности прививочной пропаганды

137

ПолитФорум

Глеб Кузнецов о проблеме эффективности прививочной пропаганды:

«Ключевой вопрос вакцинационной кампании – это вопрос доверия. Причем этот вопрос значительно шире доверия к вакцинопрофилактике. Вопрос к вакцинной пропаганде не только в том, кого она за руку приведет на вакцинационный пункт, но и в том, что по результатам этой кампании останется в качестве “послевкусия” для всего общества в целом и для государства.
И мы имеем тут ряд совершенно очевидных сложностей и проблем.

1. Кто говорит?
Чрезмерное количество публичной экспертизы приводит к ее девальвации. Что в свою очередь ведет к потере доверия не только в критически настроенных группах.
– эксперты (выступающие очень и очень часто) часто сами себя опровергают и сами себе противоречат; (девальвация контента)
– эксперты-звезды «затираются»; (девальвация экспертов)
Например, Гинцбург – один – присутствует как источник прямой речи больше чем абсолютно все разработчики и производители мировых вакцин вместе взятые. Выступления Шахинов, Сары Гилберт или Бурлы – это выступления редки и ценны для аудитории, я уж не говорю, что связаны с их предметной деятельностью. Выступления Гинцбурга – выступления по всем вопросам ковидной современности включая преследования «фальсификаторов».
Сюда же – наши статусные врачи.

2. Расфокусировка сообщения – «магия простой пропаганды» (упрощение сообщения порождает недоверие в проблемных группах)
– у вакцин нет противопоказаний
– у вакцин нет побочных эффектов
– вакцинированные не попадают в больницы, а если попадают – то только с фальшивым сертификатом;
– форма подачи статистики, которая вызывает аргументируемую критику в образованных группах (от избыточной смертности до вакцинных историй, как сегодняшняя история с ответами РБК от регионам);

3. «Официоз из космоса».
Чиновники не владеют объяснительным языком. Их язык – непонятный язык (не экспертный, не человеческий, не профессиональный, а «чиновничий» – «в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции на территории субъектов осуществлена программа мероприятий»)
– Переход на человеческий только для одного: для прямых угроз и обещаний посадок, санкций и кар;
В результате: Язык официоза = языку принуждения.
Это снижает доверие.

4. «А кто за нас?»
Раскол «ваксеры – антиваксеры» – во многом ложный и удобный для пропаганды, но не для доверия.
На практике – более сложная система групповых идентичностей как традиционных, так и «новых». Например, группа «переболевших – не желающих вакцинироваться», или «не желающих ревакцинироваться каждые полгода» или «вакцинированных но считающих что их несправедливо заставили».
Мысль о том, что вакцинированные это сторонники госполитики по поводу вакцинации – самообман.
И обратное верно. Не каждый противник программы вакцинации в нынешнем виде – антиваксер.
При этом пропагандистскими средствами лепится образ «врага» – антиваксера, куда дрейфуют и множество вполне себе условно и потенциально лояльных и вакцинированных.
Из того, что на Западе называется «эгоистичным меньшинством» у нас делают группу, в потенциале способную объединить всех, у кого есть хоть какие-то претензии и недоверие к государству. Отдельное спасибо тем, кто неудачи объясняют не своими недоработками или ошибками госполитики, а разнообразными несовершенствами граждан.

5. Война всех против всех.
Чрезмерно эмоциональный и агрессивный характер коммуникации, причем в лояльном сегменте. Да. Антиваксеры оскорбляют вакцину. Но агрессивные пропагандисты оскорбляют людей, их страхи, опасения, их право на решения. Продвижение госполитики через агрессию и призывы покарать – инструменты не решения задачи, а поляризации. От которой страдает сама продвигаемая тема.
Сложившаяся картина приводит к групповой поляризации, когда ни одна из групп не может беспристрастно вести дискуссию, что ведет к замыканию на самой себе: каждый общается лишь со своей аудиторией, не проникая своими сообщениями в другую.

6. Лояльная позиция из-за «военной логики» не берет свои «висты» очевидные.
– нет компромиссных позиций, которые «всем понравятся».
(признание зарубежных вакцинных сертификатов. Можно начать с дружественных – китайских, индийских, а потом перейти к “натовским”);
– отрицание возможности компромисса по «побочным эффектам» и медицинским отводам; Коррупцию не победить, но стратегически гораздо лучше было бы, чтобы коррупционеры покупали «медицинский отвод» от прививки, а не покупали бы вакцинный сертификат.
– урегулирование позиции с «переболевшими». В итоге именно так решили проблему с врачами в ЕАО. Так зачем было делать скандал национального уровня, чтобы в итоге разрешить им измерять иммунитет состоянием антительного ответа?

Резюме:
– идейных врагов вакцинации – мало. С ними вообще не надо работать пропагандистски. Забыть о них. Все остальные «нелояльные» – это «попутчики», вытолкнутые в пространство сомнений и скепсиса случайно.
Основная задача состоит в организации нормальной коммуникации сторонников вакцинации и нейтралов, вытеснив излишне эмоциональных и истеричных представителей со всех сторон, и в формулировании конструктивных и в том числе компромиссных сигналов для групп умеренных критиков и скептиков».

 

Источник:  t.me

 

Заставка:  pixabay

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: