Каждый день десятки тысяч россиян получают звонки с незнакомых номеров с предложением бесплатно пройти комплексное обследование, посетить косметолога, а также срочно остановить мошенников, которые незаконно оформляют кредиты. На самом деле звонки поступают от участников преступных группировок, которые действуют с одной целью – обогатиться за чужой счёт. Этим летом в Санкт-Петербурге одну такую банду, похитившую у своих жертв 7 млн рублей, задержали.
Телефонные мошенники действовали по известной схеме: обзванивая горожан, они представлялись сотрудниками службы безопасности банков. Говорили, что нужно сообщить им код из смс, чтобы предотвратить незаконный перевод средств со счетов. После того как человек сообщал им цифры, деньги с его счёта исчезали, как и сами мошенники, а номер звонивших тут же оказывался вне зоны доступа. Следователи уже работают с 50-ю потерпевшими, сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Примечательно, что главарём этой группировки, состоявшей из людей в возрасте от 20 до 27 лет, была 21-летняя девушка. В отношении всех фигурантов возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество, совершённое группой лиц по предварительному сговору». Подозреваемые находятся под подпиской о невыезде.
Руководитель другой группировки, которую полиция Северной столицы задержала весной, курировал аналогичную деятельность своих сообщников из-за океана.
Он и сейчас находится в Америке. Не исключено, что уже создал новую банду, пока прежнее дело расследуется.
Студентка из города на Неве Евдокия Никандрова стала одной из жертв этих мошенников.
– Когда мне позвонили, то буквально с первой секунды стали запугивать, не давая даже пары секунд на размышление. Накануне как раз пришла моя стипендия с материальной помощью, а ещё был перевод от мамы на покупку нового телефона. И я испугалась, что сейчас эти деньги мошенники переведут на свои счета, поэтому и сказала тому, кто звонил, код. Тем более что звонили с номера, который очень похож на банковский, – рассказала «Октагон.Северо-Запад» девушка. – В итоге я осталась без 98 тысяч рублей.
Другие жертвы телефонных преступников лишились ещё больших сумм.
– Моя свекровь попалась на уловки мошенников в конце 2020 года. Они позвонили ей, представившись работниками банка, сообщили, что какие-то люди оформили большой кредит на имя свекрови, – поделилась с «Октагон.Северо-Запад» петербурженка Ирина Москвина. – Затем ей поступил звонок от человека, представившегося следователем. Он попросил выполнять всё, что говорят сотрудники службы безопасности.
Конечно, на деле оказалось, что все звонки на самом деле поступали от преступников. Словно под гипнозом, следуя инструкциям, женщина пошла в банк, подала заявку на кредит в миллион рублей.
«Эти негодяи по телефону сказали ей, что таким образом они хотят вычислить работника банка, который участвует в махинациях. Похоже, что там действительно работает кто-то из их группировки, ведь свекровь-пенсионерка с лёгкостью получила кредит размером в миллион рублей, хотя у неё уже есть один кредит на 400 тысяч рублей».
Ирина Москвина
жительница Санкт-Петербурга
Ничего не смутило и работников другого банка, куда женщина после получения заёмных средств пришла и стала переводить крупные суммы на 60 разных счетов. Сразу после этого звонки прекратились, и пожилая петербурженка стала понимать, что стала жертвой преступников.
– Конечно, мы обратились с заявлениями в полицию, но за всё это время свекровь вызвали к следователю всего два раза, – рассказывает невестка жертвы. – В то, что деньги вернутся, мы уже не верим, поэтому продали всё, что могли, вплоть до дачи, чтобы погасить хоть часть долга. Вместе со страховкой здоровья сумма долга составила около 1,5 миллиона рублей.
Почему люди идут на такие методы заработка?
– Я работал в таких call-центрах три года, – рассказывает «Октагон.Северо-Запад» 27-летний Влад Н. – В университет не поступил, в армию не взяли из-за проблем со здоровьем. Знакомый предложил лёгкий заработок. Конечно, не так просто оказалось научиться уговаривать людей даже хотя бы продолжить разговор, но со временем опыта набрался.
Молодой мужчина не считает себя виноватым, потому что, по его словам, лично он никого не обманывал. Его задача была убедить людей прийти в медцентр или салон красоты. А там уже другие занимались «разводом на деньги».
– Я лишь получал вознаграждение за каждого согласившегося. От 500 до 1 000 рублей за человека, – продолжает Влад. – Базы с телефонами и данными людей сейчас легко купить за копейки в интернете. Информацию сливают и работники банков, медучреждений.
Честный мошенник
Сотрудники тюремных кол-центров, представляющиеся менеджерами Сбербанка, уже стали героями многочисленных анекдотов и интернет-мемов. Однако в последнее время распространены разводы не только от них. При этом может так получиться, что человек сам перезвонит мошенникам и даст им доступ к своим деньгам. Схема проста: на мобильный телефон поступает звонок, автоответчик сообщает об имеющейся банковской задолженности и просит перезвонить по определившемуся номеру. «Октагон» провёл эксперимент и пообщался с «оператором».
Влад дал пару советов, как можно сократить количество нежелательных звонков.
– Если видите, что звонят с незнакомого номера, берите трубку и молчите, пока не услышите, зачем вам звонят. Понимаете, что вас хотят развести, молча кладите трубку. А ещё можно нахамить, даже обматерить оператора. Тогда ваш номер попадёт в «нелояльный» список, – рекомендует Влад.
После каждого спам-звонка возникает вполне закономерный вопрос: как номер попал в базу преступников? Однако часто петербуржцы сами дают доступ к своим данным, заполняя виртуальные анкеты в интернет-магазинах, соцсетях и на других ресурсах. Случается, что работников банков, медклиник и даже государственных учреждений ловят на сливе информации о клиентах.
«Мошенники хорошо разбираются в психологии людей, поэтому без особого труда уговаривают их совершить финансовые операции, из-за которых пострадавшие теряют свои деньги, – объясняет начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Вячеслав Степченко. – Эта проблема касается многих сфер: банковской, финансовой, телекоммуникационной, электронной торговли. Данная категория преступлений квалифицируется по статье 159 УК РФ, по которой можно получить до 10 лет лишения свободы. В любом случае, даже если сумма ущерба небольшая, нужно обратиться в полицию».
Некоторые горожане, уставшие от назойливых звонков, пытаются удалить свои личные данные хотя бы из интернета, но помогает ли это?
«Удаление персональной информации из Сети – действительно актуальная тема. Согласно данным нашего опроса, 64 процента пользователей в России пытались удалять свои личные данные с сайтов или из социальных сетей. При этом почти каждый пятый пользователь находил в интернете некую информацию о себе или своих близких, которую он бы предпочёл не видеть в открытом доступе».
Мария Наместникова
руководитель российского исследовательского центра «Лаборатории Касперского»
– Если кто-то уже обнаружил где-либо свои личные данные, которые не хотел бы видеть в открытом доступе, можно связаться с администрацией сайта при условии, что это действующий ресурс, и попросить удалить информацию. Сегодня компании по закону обязаны делать это, тем более что многие организации дорожат своей репутацией. При этом нет никакой гарантии, что после удаления личных данных с добросовестных ресурсов они не останутся на других сайтах. Поэтому лучше всегда действовать на опережение, – говорит Наместникова.
Эксперт советует не оставлять персональную информацию, например, сканы документов или номера телефонов, в социальных сетях или на форумах. Не нужно выкладывать личные данные в общедоступные места, такие как облачные хранилища. Делиться конфиденциальной информацией можно только в зашифрованном виде.
Важно обеспечить защиту личных аккаунтов в соцсетях: для этого подойдут надёжные и отдельные для каждого сервиса пароли (от 12 знаков с буквами в разном регистре, цифрами и спецсимволами). Их нужно периодически менять.
Заместитель руководителя первого управления по расследованию особо важных дел главного следственного управления СКР по Санкт-Петербургу полковник юстиции Юрий Яшков обращает внимание на то, что большинство мошенников сейчас используют новейшие достижения в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, из-за которых очень сложно их вычислить по номеру телефона.
«Современные технологии позволяют поменять номер звонящего на любой другой. Преступники используют такие номера, которые уже знакомы потенциальным жертвам», – уточняет Юрий Яшков.
Лучше всего звонки из любого банка сбрасывать и самостоятельно туда обращаться в случае необходимости или возникновения сомнений.
– На каждой банковской карте указаны номера горячих линий банка, куда следует звонить по любым вопросам, – даёт рекомендации в разговоре с «Октагон.Северо-Запад» юрист Александр Аржиков. – Не стоит верить словам злоумышленников, что счёт идёт на секунды. Просто прекратите вызов и сами позвоните в банк по номеру на карте.
Кроме того, при ответе на любой неизвестный звонок нужно стараться максимально сохранять спокойствие.
– Цель мошенников – сразу же взять в оборот оппонента и вывести его из равновесия, поэтому они говорят быстро, чётко. Им важно удерживать жертву в состоянии аффекта, так человек теряет критическое мышление, – комментирует «Октагон.Северо-Запад» руководитель АНО «Центр психологической безопасности» Арсений Постников.
«Сейчас чаще всего жертвами становятся люди пожилого возраста, а также те, у кого недостаточно знаний в финансовой области. На удочку попадаются и те, кому звонки поступают ранним утром, когда мозг ещё спит».
Арсений Постников
руководитель АНО «Центр психологической безопасности»
Эксперт считает, что именно пенсионеры чаще всего страдают от рук телефонных преступников, поскольку им не хватает общения и внимания. Именно поэтому они так охотно идут на контакт. Этим пользуются злоумышленники, которые предлагают пенсионерам якобы по госпрограмме проверить своё здоровье.
– Меня пригласили на бесплатное обследование по какой-то специальной городской программе. Я всегда слежу за здоровьем, поэтому согласился, – вспоминает в разговоре с «Октагон.Северо-Запад» свою историю 72-летний петербуржец Евгений Дропов. – Когда прошёл какие-то процедуры, мне сообщили, что у меня серьёзные проблемы с сердцем, кровью, сосудами головного мозга. И пригрозили: если прямо сейчас не начать лечение, в ближайшие пару недель я стану «овощем».
Конечно, такая перспектива горожанину не понравилась. Он согласился на предложенную схему лечения за 139 тысяч рублей. Для этого мужчина снял с книжки все свои сбережения.
В течение недели его «исправно лечили». Ставили капельницы с препаратами, названия которых он не уточнял. Сказать, что от них ему стало лучше, не может, ведь и до этого серьёзных жалоб не было.
– То, что меня обманули, я понял спустя полторы недели, когда пришёл в медцентр, а его двери оказались закрыты в рабочее время. Я приходил ещё несколько дней подряд – безрезультатно.
Переживая за своё здоровье, Евгений Степанович отправился к участковому терапевту, который сообщил, что ничего его здоровью не угрожает. Из бумаг, которые у мужчины сохранились из медцентра, следовало, что ему капали обычные витаминки, – они точно не стоят таких больших денег.
Врач общей практики поликлиники № 106 Красносельского района Алексей Белов считает, что этому пациенту ещё очень повезло, что в сомнительном месте ему не вкололи никакого опасного препарата.
– Лучше всего обследоваться у проверенных врачей. Бесплатно это сделать можно только в поликлиниках и других государственных медучреждениях. Частные клиники всегда работают за деньги, – комментирует «Октагон.Северо-Запад» доктор Алексей Белов.
Источник: octagon.media
Заставка: pixabay