«Могучий баловень побед»

291

Наполеон в 1806 году. Французский художник Жан Батист Эдуард Детай

«О, как шагает этот юный Бонапарт!
Он герой, он гигант, он колдун!
Он побеждает и природу, и людей».
Александр Суворов

Россия – могильщик империи Наполеона

Именно Россия встала на пути возможной мировой империи Наполеона.

Правитель Франции покорил и подчинил своей власти практически всю Западную Европу, кроме Англии. Фактически он создал прообраз нынешней объединенной Европы. Бонапарт угрожал Англии, собираясь подвинуть её с места лидера западного проекта и цивилизации. Шансы у него были, и хорошие.

Однако в борьбе за Европу Россия при императоре Александре I выступила как «пушечное мясо» Лондона (Как Россия стала фигурой Англии в большой игре против Франции; Часть 2), Вены и Берлина (англосаксонского и германского миров).

У России и Франции не было никаких коренных противоречий – исторических, территориальных, экономических или династических. Франция претендовала на лидерство в Западной Европе. Французы, даже при идеальных условиях, никогда не смогли бы «переварить» германский мир (Австрийская империя, Пруссия, другие германские государства) и англосаксов (Англия). Они всегда бы имели сильную оппозицию даже внутри романского мира – на Пиренейском и Апеннинском полуостровах (Испания, Португалия и Италия). То есть и без русских империя Наполеона продержалась бы только до его кончины и рухнула бы после ухода этого великого государственного и военного деятеля. Наполеона убили бы на поле сражения или отравили бы.

Россия в это время, пока великие державы Запада сцепились друг с другом, могла решать свои стратегические задачи. Завершить разгром Турции, занять Константинополь и проливы, усилить позиции на Балканах и Кавказе. Идти на юг и на восток, тратить материальные и людские ресурсы не на бессмысленные войны с французами, а на внутреннее развитие. Стать доминирующей силой в северной части Тихого океана – создать военные и экономические центры-города в русской Америке, в Калифорнии. Занять Гавайи, взять под свой протекторат Корею, стать важнейшим партнером Китая и Японии.

Государь Павел I осознал всю бессмысленность войны с Францией, понял, что главный враг России – Англия. Но был убит русскими предателями-аристократами, за которыми стояла Англия. Его сын и преемник Александр Павлович не посмел продолжить линию отца, ввязался в губительную и чужую для нас войну. Ради личных амбиций, германской и английской партий в России пренебрёг национальными интересами. В результате «Великая армия» Наполеона оказалась в России, держава и народ понесли колоссальные людские, культурные и экономические потери.

Сам Наполеон, который не раз заявлял, что единственным его союзником может быть Россия, совершил роковую ошибку. Желая наказать Александра, занёсся и вторгся вглубь России. Началась народная война. Русские в очередной раз сломали лучшую боевую машину Запада. Россия стала концом великолепной карьеры бывшего мелкого корсиканского дворянина, артиллерийского лейтенанта, которого Французская революция, счастливая звезда и собственные таланты вознесли на трон Франции. Россия и русские уничтожили «Великую армию», в сущности, эти объединенные силы Европы, разгромили лучшего стратега Запада и его великолепных маршалов и генералов.

Более того, Россия не дала Наполеону сохранить даже часть его завоеваний в Европе. Русские пошли в Европу, на их сторону переметнулись пруссаки и австрийцы, ненавидевшие «лягушатников». Новые армии Наполеона, несмотря на его отчаянное сопротивление и военные удачи, были биты и русские войска в марте 1814 года вошли в Париж. Французский генералитет, не видя более возможности сопротивления, принуждает Наполеона к капитуляции.


Московский пожар. Альбрехт Адам

Чудовище или великий государственник и полководец?

Миф о Наполеоне был создан ещё при его жизни. Его противники создали «чёрный» миф о «корсиканском чудовище». Наполеону приписали грехи, в которых он не был виновен, хотя реальных преступлений вполне хватало. Сам император французов поучаствовал в создании положительного мифа о себе, особенно много работал над этим в ссылке на острове Святой Елены. В его воспоминаниях вырисовывается весьма привлекательный образ.

На низовом уровне положительный миф создавали его солдаты. Сотни тысяч «ворчунов» прошли с ним всю Европу, от Лиссабона до Москвы, видели египетские пирамиды и великий Нил. Вернувшись в свои деревни и городки, где местные жители ничего не видели и не знали за пределами ближайшей округи, им было что рассказать. Понятно, что для простых солдат, многих офицеров эпоха Наполеона была лучшей в их жизни. Молодость и приключения, товарищи, захваченное и пропитое добро, новые страны и народы. Поэтому Наполеон казался им непостижимым, сказочным существом. Достаточно вспомнить, как он в 1815 году на 100 дней вернул власть во Франции и испугал всю Европу. Тогда армия просто перешла на его сторону.

Во Франции в народе его почитали как святого. Так происходило даже в эпоху реставрации монархии, и начался «белый» террор. Во время Июльской революции 1830 года, которая привела к свержению Карла Х и возведению на престол его дальнего родственника Луи-Филиппа, герцога Орлеанского, новый король Луи-Филипп широко использовал наполеоновскую легенду для обоснования своего правления. Правительство при нём возглавляли наполеоновские маршалы, армией командовали также генералы времен империи Наполеона. Благодаря культу Наполеона и его популярности в народе пришёл к власти его племянник – Шарль Луи Наполеон Бонапарт, Наполеон III. У него не было своей партии, только имя. За него выступили бывшие солдаты «Великой армии». А народ ностальгировал по величию и порядку.

Когда Вторая империя пала и была создана Третья республика, то вся политика республиканцев строилась на отрицании наследия Наполеона III. Но самого Наполеона это почти не коснулось. Французы жаждали реванша над германцами, и военные традиции Наполеона I вполне соответствовали этой идее.

После завершения Первой мировой войны император сохранил популярность в народе, но политики вспоминали о нём всё реже и реже. Агрессивность и экспансия Наполеона, его авторитарные методы правления не соответствуют современной политической культуре Франции и Европы.

Фактически Французская революция и её дитя – Наполеон и создали современную Францию. Вся нынешняя государственная, политическая и правовая система вышла из той эпохи. Революция вырастила гения войны, он же с ней и покончил, однако сохранил её основные завоевания.

Ныне Франция (и вся Западная Европа), общество, созданное в эпоху Наполеона, вступили в период разложения и заката. Старый свет вымирает, погряз в либерализме, толерастии и мультикультурализме. Наступила эпоха деградации. Национальные культуры вытеснены на обочину глобальной культурой (её эрзац-заменитель на базе американизма). Также Европа становится частью исламского, арабо-африканского мира.


Отступление Наполеона из Москвы. Адольф Нортен

Русские и Наполеон

В России отношение к Наполеону было двояким.

С одной стороны, казённая пропаганда представляла императора французов «корсиканским чудовищем». Народ, который подвергся бедствиям большой войны, «нашествию двунадесяти языков», также ненавидел захватчика. Французы и прочие европейские находники были «басурманами-нехристями», которые напали на «Святую Русь». «Пришелец» и «тиран» разорил русские земли, сжег Смоленск и Москву.

С другой стороны, дворяне, офицеры были вскормлены войной, были детьми войны и военной чести. Наполеон, его маршалы и генералы, французские солдаты были противником, с которым почётно и славно сражаться.

К примеру, во время войны прославленный генерал Петр Багратион говорил:

«Я люблю страстно драться с французами: молодцы! Даром не уступят – а побьешь их, так есть чему и порадоваться».

Война с французами стала своего рода пиком, высшим (и низшим) проявлением духовных, интеллектуальных и физических способностей человека. Такого напряжения сил люди обычно больше не испытывали. Последующая жизнь была пресной и скучной, относительно великой войны. Ветераны вспоминали прошлое, Наполеон был олицетворением этого прошлого.

Также французский полководец привлекал русских как человек, который совершил невозможное. Русскими это весьма ценится. Так, Александр Суворов и другие русские полководцы не раз брали крепости или покоряли горы, которые считали неприступными или непроходимыми. Наполеон вызывал уважение своими достижениями. Это был достойный враг.

Позднее такой же образ сложился и у российской интеллигенции, которая не участвовала в войне, но впитала её наследие. Интересно, что и простой народ, после того как ушли поколения, которые на себе перенесли тяготы и ужасы войны, стал менять свою оценку Наполеона. В конце XIX века крестьяне уже не проявляли ненависти к великому французу, даже жалели его.

Выходит, образ Наполеона в русской исторической памяти не окрашен только тёмными тонами, как образ А. Гитлера. Во многом это отразилось в произведениях великого русского поэта и пророка Александра Пушкина. Русский гений не жалеет негативных слов – «тиран», «злодейская порфира», «самовластительный злодей», «ужас мира» и пр. С другой стороны, Пушкин отдаёт должное военному гению корсиканца, называет его великим человеком. Французский полководец долгое время был баловнем судьбы и удостоился милости небес.

Да, Наполеон был тираном, но великим человеком, «великаном». Именно в борьбе со столь грозным врагом Россия осознала свою историческую миссию. Так, в завершающей строфе стихотворения А. Пушкина «Наполеон»:

Хвала!.. Он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.


Наполеон на острове Св. Елены. Художник Франц-Йозеф Зандманн
Автор: Самсонов Александр
Использованы фотографии: https://ru.wikipedia.org/

Источник: topwar.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: