Сергей Калашников, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, специально для Незыгаря
Полгода назад , 21 июля 2020 года, Президент Путин подписал указ № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года».
Документ важнейший, призванный обеспечить переход экономики к долгосрочному системному стратегическому планированию. Однако приходится с горечью констатировать, что важнейшие поручения Президента правительству до сих пор либо не выполнены, либо выполнены с большими оговорками.
Приведу несколько примеров. Не приведены в соответствие с указом 474 предшествующие документы стратегического планирования, в частности, майский указ 2018 года № 204. А также паспорта практически всех национальных проектов.
Единый план по достижению целей национального развития до 2030 года существует только в виде проекта. Он официально нигде не опубликован, хотя должен был быть представлен в готовом виде к 30 октября 2020 года.
Этих фактов достаточно, чтобы оценить титанический труд правительства Мишустина, которое, тем не менее, сумело “оседлать процессы” и наладить относительно стабильную работу правительства.
Ведь без основополагающих документов планирования очень проблемно рассчитать этапы финансирования и организационные мероприятия. А также предъявлять претензии к Минфину по части сбоев выделении ресурсов.
К тому же выяснилось, что цифровые платформы ведомств, на которые было израсходовано не менее 300 миллиардов рублей, действуют не скоординированно и по существу представляют собой «золотые арифмометры».
Наивно рассчитывать, что они способны рассчитывать сложнейшие математические процессы стратегического планирования.
Так что итоги выполнения финансирования всех нацпроектов ценой громадных усилий кабмина, — не менее 95 процентов — беспрецедентны. Еще важнее, что управленцы из ФОИВ оценили жесткость критериев и ритмичность в работе аппарата правительства.
Тем не менее, ситуация тяжелая. Она и не могла быть иной. Оптимизировать управленческую структуру, реформировать малоэффективные институты развития, блокировать невостребованные бюджетные средства, обновить кадры, все эти административные меры в совокупности не заменят полноценное ядро стратегического планирования.
Попытки премьера сделать таким ядром аппарат правительства должны быть продолжены и привести к созданию — назовем условно- Совета производительных сил в составе научно-технического сегмента и собственно сегмента стратегического планирования. Большие наработки в этом отношении есть в Совете Федерации и в Госдуме, которые готовили закон о стратегическом планировании последние несколько лет. Однако, несмотря на законодательное решение перейти к стратпланированию в 2018 году, он так и не начал действовать.
Если такой орган на базе аппарата правительства будет создан — многие, если не все, проблемы нацпроектов будут решены. Включая кадровую, когда небескорыстные «рыночники-романтики» уступят управленческие кабинеты системщикам-экономистам с государственным мышлением, которые уже представлены на Краснопресненской набережной.
Источник: t.me
Заставка: government.ru