В этом году заканчивается реализация государственной программы информатизации российского образования на 2010-2020 годы, на которую были выделены сотни миллиардов рублей. Что дала и чего не дала информатизация российскому образованию? Как изменилось качество образования? Можно ли учесть ошибки и не наступить на одни и те же грабли в будущем?
На эти и другие вопросы отвечает директор Института опережающих исследований имени Шифферса, доктор психологических наук, эксперт РНК Юрий Громыко.
Что дала информатизация школы?
Внятный и конкретный ответ на эти вопросы получить в официальных источниках очень трудно. Внешне – да, имела место массовая закупка компьютеров и интерактивных досок для школ. Церемонии открытия компьютерных классов очень любили показывать телевизионщики в своих репортажах, особенно – с участием первых лиц. Но в целом, информатизация образования стала ну очень своеобразной доктриной и способом действия. Ее основной минус в том, что она не имела никакого отношения к современным воспитательным и педагогическим технологиям.
Изменились ли технологии работы учителей? Ведется ли диагностика усвоения учебного материала? Улучшили компьютерные новшества качество образования? На все эти принципиальные вопросы ответ отрицательный. Как это ни парадоксально, качество образования за последние десять лет существенно упало, и продолжает падать. В этом со мной согласятся подавляющее большинство как педагогов, так и родителей.
Эффект отрицательный. Почему?
В отрасль вбухиваются миллиарды, а эффект – прямо противоположный. Почему так происходит? Потому что и цели повышения качества образования изначально не ставилось! Использование мультимедиа в ходе учебного процесса не повлияло на способность учиться и осваивать новые знания. Показ видеоматериалов вырабатывает у школьников привычку наблюдать, а не думать, не ставить перед собой познавательные задачи.
Последние десять лет российскую систему образования буквально изуродовали два негативных фактора. Первый – внедрение системы ЕГЭ (единого государственного экзамена), полностью построенной на тестировании, то есть угадывании правильных ответов. Известно, что американскую среднюю школу разрушила именно эта тестовая система и это признают сами американцы. Эта же система разрушила старшую ступень и российской средней школы, несмотря на отчаянное сопротивление педагогической и родительской общественности. Российские старшеклассники последние два года обучения занимаются не столько в школе, сколько с репетиторами. Те их усиленно натаскивают на сдачу тестов ЕГЭ, чтобы набрать высокий балл и, наверняка, поступить в вуз. Настоящих знаний от зубрежки не прибавляется, сдал экзамен – и забыл.
Второй губительный фактор – вся система образования в России сегодня нацелена на отбор талантов. Детей, школьников, изначально рассматривают как некую биомассу, которую надо сепарировать, разделить на “сливки и отстой”, чтобы затем работать именно со сливками. Используется технология маркировки юных талантов, как лучших и особо одаренных, продвижение их на различных конкурсах, от вокально-танцевальных до математических, где их способности капитализируют, делают на них деньги. Так называемый “отстой” – никому не интересен, обречен на прозябание, они маркированы клеймом неуспешных. Англосаксонская технология, ориентированная на то, чтобы как можно быстрее “срубить прибыль”.
Это в корне неверный подход, не имеющий отношения к развитию человеческой личности. Бесталанных нет, творческие способности, или, как сейчас говорят, креативность, можно и надо формировать у всех школьников. И для этого существует масса методик и педагогических технологий развития. Они практически каждого ребенка могут научить ставить и решать творческие задачи. Было бы желание! Такими методиками всегда была сильна советская школа, ее выпускники совершали великие открытия и решали грандиозные задачи во всех сферах народного хозяйства, от освоения целины до выхода человечества в космос. Сегодняшняя российская школа выпускает, в основном, безынициативных потребителей.
Школа должна учить мыслить!
В психологии и образовании я являюсь учеником и последователем таких авторитетов как Василий Давыдов и Виталий Рубцов. Они предложили обучать творческому мышлению каждого школьника ещё с начальной школы. Цель – сформировать мыслящую нацию.
Самая страшная угроза для наших геополитических противников – российская нация, которая живет своим умом, самостоятельно рассуждает, имеет в арсенале логические средства, позволяющие не утонуть в информационном потоке. И делается всё, чтобы эту угрозу максимально ослабить или устранить полностью.
Когда американцы в середине 1970-х приезжали в Советский Союз, их поражала практика обычных московских школ. В них лучшие советские психологи и философы изучали, как мыслят ученики начальной школы, готовили методики развивающего обучения. И до сих пор Россия – практически единственная страна, которая имеет образовательные технологии обучения мышлению каждого школьника. Школа должна учить мыслить! Это соответствует тезису выдающегося российского философа Эвальда Ильенкова, именно так называется одна из его книг. Основным принципом российской школы должно быть развитие и воспитание у каждого школьника креативных способностей.
Образование – сфера услуг?
Третий негативный фактор, пагубно влияющий на российское образование – законодательное отнесение образования к сфере услуг. (Именно так записано в федеральном законе об образовании.) Этот подход разрушает конструктивное взаимодействие учителей, детей и их родителей. О воспитании детей речи не идет, только об обучении. Педагоги за свою невеликую зарплату выдают минимум “образовательных услуг”, и говорят родителям: “Хотите больше и лучше? Платите денежки!”. Родители при таком рыночном подходе относятся к школе откровенно потребительски, как к камере хранения. Сдают туда своих детей со всем ворохом нерешенных проблем семейного воспитания. В результате между семьей и школой возникает огромная щель отчуждения, в которую проваливаются привитие традиционных семейных ценностей, непрерывность воспитательного процесса и многое другое.
Образование – безусловное общественное благо, а отнюдь не сфера услуг! Это национальный капитал и гарантия национальной безопасности, средство воспроизводства национальной гениальности. Принципиально некомпетентная формулировка федерального закона вызвала отчуждение и разъединила усилия педагогов и родительской общественности.
На этом фоне десять лет шла информатизация образования, главной функцией которого стало повышение наглядности учебного материала. В результате бесконечный просмотр видеоматериалов, “веселых картинок”, постепенно отучает мозг ребенка работать.
Как клиповое сознание отучает мыслить
Еще одна проблема. Огромная масса компьютеризированных детей, начиная с младших классов, сидит в социальных сетях своих смартфонов, и «вытащить» их оттуда у педагогов нет никакой возможности. Если вы придете на урок даже в лучшей московской школе, то обнаружите удивительную вещь: больше двух минут класс сосредоточиться ни на чем не может, начинает “гудеть”, перешептываться, переговариваться. Смартфоны сформировали “клиповое” сознание почти поголовно у всех школьников. Один рекламный видеоклип длится не более двух минут, и школьнику через это время нужны новые впечатления. Как доза наркоману. Это абсолютно разрушительно для формирования личностей будущих ученых, инженеров, управленцев. Любому специалисту высокой квалификации прежде всего требуется способность длительного сосредоточения мыслительного процесса на решении определенной задачи.
Если вы приедете на урок в китайской школе (а я много раз бывал в китайских школах), то обнаружите прямо противоположную картину. На протяжении 45 минут весь класс внимательно и неустанно следит за размышлением учителя. В полном соответствии с традициями советской школы, из которых в Поднебесной взяли всё самое лучшее. Китаец с младых ногтей воспитан в канонах жесткой конфицианской этики: если он не сможет сконцентрироваться на том, что говорит учитель – он ничего не добьется ни в школе, ни в жизни, не сможет выйти на следующий уровень развития для своей семьи по завоеванию положения в обществе. А человеческая конкуренция в Китае огромная, есть много желающих занять твое место.
Студенты с интеллектом дошкольников?
Ряд интересных исследований опубликовали ленинградские психологи. Они, в частности, показывают, что даже у студентов вторых-третьих курсов отсутствует культура мышления. И это в лучших питерских вузах! А именно она позволяет ответить на вопрос, что достоверно, а что ложно в информационном потоке.
В сознании студентов отсутствуют классификационные навыки, структуры их сознания (в психологии – псевдопонятия и комплексы) группируют предметы на основе поверхностных внешних характеристик. Это прямое следствие бесконечного наблюдения картинок в соцсетях. Это такие же структуры, которые фиксировали советские исследователи в сознании кочевников Средней Азии, казахов и киргизов, в 1930-е годы, которые вообще никогда не ходили в школу. То есть интеллектуальный уровень у современных студентов и необразованных кочевников – примерно на одном уровне. Примерно, как у дошкольного ребенка, который не знаком с классификацией и логическими построениями.
Одно из свойств интеллекта – умение ставить проблему, фиксировать, какого именно знания не хватает для решения проблемы. Собственно образование – это умение пользоваться технологией получения знаний, и не только из учебников, а из самых разных источников. Но вместо введения школьников в новые способы освоения знаний, внедрение информационных технологий, в российской школе закапсулировали в области их собственных мнений.
Какая цифровизация нам нужна?
Нам нужны информатизация и цифровизация школы – но совершенно другого типа. На платформах, которые включают ребенка в решение сложных проектных задач, стоящих перед страной, и варианты решения обсуждаются затем с педагогами и экспертами. И когда это удается – у детей горят глаза, они говорят – “мы поняли, для чего надо учиться!”. Подросток видит, что его энергия и интеллект необходимы для блага страны! И это важнейший смысл, стимулирующий старшеклассников. К сожалению, происходит это чаще всего на проектных школах уже после основных уроков, в системе так называемого дополнительного образования, Очень важно научить его пользоваться тем же интернетом продуктивно, вступая в коммуникации и создавая продукты экономики знаний.
Что необходимо сделать для коренного улучшения качества образования и воспитания в российской школе? Как использовать не во вред, а во благо средства технического прогресса? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в следующем материале на сайте “Россия – Ноев ковчег”.
Подготовил Валерий Борисов
Специально для РНК
Заглавное фото: pixabay.com
P.S.
Предложения по строительству нового цивилизационного ковчега по основным сферам экономической, политической, социальной, семейно-нравственной, религиозной жизни изложены в нескольких трудах.
В их числе – доктрина “Россия – Ноев ковчег “ , основные принципы которой разработаны еще в 2008 году. Одноименный, расширенный проект этой концепции под редакцией Юрия Громыко и Юрия Крупнова, изданный в декабре 2019; работа Изборского клуба “Русский ковчег“, опубликованная весной 2020, под общей редакцией Виталия Аверьянова.
По теме:
С оригинальными интервью наших экспертов можно ознакомиться на сайте РНК и в Телеграмм-канале:
Сергей Писарев. «Нанобессмертие» – это гибель Человечества
Александр Давыдов. Как государство может повернуть народ к жизни
Юрий ГРОМЫКО: «Блеск и нищета американской идеологии»
Иван Замощанский. Как сохранить российскую провинцию?
Вячеслав Боровских. Имитация вместо реальной жизни или как победить компьютерную зависимость?
Юрий Крупнов. Какая реиндустриализация нужна России?
другие статьи экспертов
Подписаться на Телеграмм-канал Россия – Ноев ковчег