Указ брить бороды и война 1812 года, Кровавое воскресенье и антирелигиозная кампания 1930-х годов остались не только в официальных документах и учебниках, но и на рисунках карикатуристов. Изучаем российскую историю по сатирическим картинкам.
Первые русские карикатуры
До XVII века юмор на Руси существовал только в словесной форме. В изобразительном искусстве — достоянии церкви — не могло быть и речи о насмешках. Художники проявляли остроумие лишь в тонких намеках. Например, букву Д в книгах традиционно изображали в виде библейского царя Давида с арфой, но некоторые оформители помещали скомороха с гуслями. Это был смелый поступок в обществе, где скоморошество осуждала власть и преследовала церковь. В азбуках буквы рисовали в виде забавных людей и животных, чтобы лучше запоминалось.
Во второй половине XVII века в России начали создавать потешные картинки по образу и подобию европейских. Изображение вырезали на доске, а затем раскрашивали полученные оттиски. По одной версии, название таких листов — лубочные — происходит от названия липовых досок (лубе). По другой, слово связано с лубяными коробами, в которых торговцы разносили товар.
Такие картинки сопровождались текстами, часто приправленными непечатным словцом: ведь это был народный жанр, далекий от официоза. Мастера лубка пересказывали новости из газет, сказки и былины. Так сатирические сюжеты впервые заняли центральное место в русском изобразительном искусстве. Особой популярностью пользовались фривольные темы: как старик ухаживает за молодыми девушками, бестолковый жених не может присватать невесту, а знатный кавалер «подбивает клинья» к торговке блинами.
Подпись к популярному лубку «Как мыши кота хоронили» гласила: «Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский». Некоторые специалисты видят здесь скрытую пародию на царские регалии, где в образе кота — Петр I, смерти которого радовались «мыши» — противники реформ.
Знаменитый петровский указ «бороду брить» отражен в работе «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь». С 1721 года производство лубков регулировало законодательство. Нужно было получать разрешение на их изготовление, качественно пропечатывать портреты царских особ и не допускать политических насмешек. В 1812 году на лубках изображали изгнанных из России французов. С 1820-х годов картинки разрешали печатать только на бытовые и патриотические темы: работы просматривали цензоры.
Сатира в плакатах и открытках
Еще в XVII веке мастера Оружейной палаты — единственные профессиональные художники того времени — стали выпускать первые плакаты, высмеивающие врага.
Таков, например, азовский паша в чалме, представленный на шествии 30 сентября 1696 года по случаю взятия Азова. Под портретом подпись: Ах, Азов мы потеряли / И тем бед себе достали.
Людмила Медведева, «Русская карикатура»
Во время войны с Наполеоном художники создавали патриотические карикатуры для печатных листов. Их распространяли наряду с лубочными. Такие листы отличала профессиональная проработка и академический стиль. Художник Алексей Венецианов делал карикатуры на представителей высшего света, которые любили всё французское и плохо знали русскую культуру. В 1814 году график Иван Теребенёв создал серию офортов «Подарок детям в память о событиях 1812 года». Двустишия и картинки, высмеивающие французов, здесь располагались по алфавиту.
В годы Первой мировой войны патриотические плакаты и открытки начали выпускать в издательстве «Сегодняшний лубок». Над ними работали авангардисты Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Илья Машков. Авторы стремились сохранить народное звучание нового лубка: в рисунках намеренно искажали перспективу, а для подписей писали грубоватые стихи с просторечиями.
Особенно популярны в 1919–1921 годах были серии «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Эти плакаты вывешивали в пустых окнах магазинов — отсюда их название. Их посвящали новостям с фронтов Гражданской войны, первым декретам советской власти, трудовой агитации. Из 1500 выпусков около 400 нарисовал Владимир Маяковский, ему принадлежит и большинство текстов.
От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут — час уже висело по улице красочным плакатом.
Владимир Маяковский
Особым видом оружия плакатный жанр стал в годы Великой Отечественной войны. Художники подчеркивали не только трагическую сторону войны, но и безжалостно высмеивали противника.
Сатирические журналы
Политические диспуты в российской печати велись еще со времен Екатерины II, но регулярные сатирические издания появились только в XIX веке. Первый из них — еженедельный «Журнал карикатур на 1808 год в лицах» — выпускал Алексей Венецианов. В третьем номере живописец «замахнулся» на оду Державина «Вельможа»: изобразил толстого чиновника, спящего, пока в приемной ждут просители. Журнал тут же закрыли.
Следующее подобное издание — «Ералаш» — вышло лишь в 1846 году. В следующие 20 лет в России появилось около десятка сатирических журналов. Известным художником-карикатуристом того времени был Николай Степанов. Он рисовал шаржи на современников, обращался к теме Крымской войны.
На карикатуре Степанова «Редакторы журналов отстаивают свои статьи» изображены издатели и публицисты того времени: Николай Некрасов, Василий Курочкин, Степан Громека, Михаил Достоевский, терпеливо стоящие в очереди перед цензурным комитетом.
Несмотря на цензуру, журналы второй половины XIX века печатали карикатуры на государственные реформы и даже самого царя. После отмены крепостного права в 1861 году в «Искре» вышел рисунок, где усатый мужчина, напоминающий бакенбардами Александра II, слегка распускает веревку, которой связаны руки у крестьянина. Под картинкой подпись: «По крайней мере, теперь вы чувствуете себя свободнее? — Нет, родимый, не чувствую. — Ну уж это прихоть, привычка всегда быть недовольным».
Расцвет сатирической прессы пришелся на начало XX века. Манифестом 17 октября 1905 года была дарована свобода слова. В сатиру потянулись видные художники эпохи: Александр Бенуа, Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Иван Билибин. Их работы для журнала «Жупел» стали классикой. Самые известные — «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» Серова, «Октябрьская идиллия» Добужинского и «Вступление» Кустодиева — посвящены кровавым событиям Первой русской революции.
Вплоть до Октябрьского переворота 1917 года в стране выходили десятки журналов с говорящими названиями: «Адская почта», «Леший», «Нагаечка», «Пулемет», «Кнут», «Ванька-встанька», «Горчичник», «Кузькина мать».
Советские журналы карикатур
В конце 1917 года государство взяло прессу под жесткий контроль, многие художники и издатели уехали из страны. Выходили сатирические журналы нового толка, которые не обличали власть, а транслировали государственную идеологию. Среди них «Новый бич», «Красный Сатирикон», «Красный перец», «Заноза», «Бузотер», «Лапоть» и другие.
В 1922 году появился самый известный сатирический журнал советского времени — «Крокодил». В 20-е годы он боролся с религией, в 30-е — с иностранными агентами и «врагами народа». Карикатуристы изображали фигурантов политических дел, «формалистов» и «лжеученых». В 1948 году в «Крокодиле» вышла карикатура «Кабинетная флора», которая высмеивала генетику: в те годы ее тоже считали лженаукой.
Так же как и лубок, советские карикатуры сопровождались репликами-пояснениями. Их придумывали специальные сотрудники — «темачи». Популярные тексты на темы, далекие от политики, но близкие простому читателю, писал Леонид Сойфертис. Они не нуждались в пояснениях, хотя и выходили с комментариями
В 1960–70-е годы главными героями сатирических журналов стали «граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы» и капиталисты-агрессоры. В это время творили молодые художники Олег Теслер, Андрей Некрасов, Игорь Воробьев, Михаил Златковский.
В их рисунках была удивительная легкость, изящество, свободный взгляд на окружающий мир. Они были по-доброму смешными и отстраненными от больших общественно социальных проблем.
Людмила Медведева, «Русская карикатура»
Рисунки нового формата печатали в воскресных выпусках газеты «Труд» в рубрике «Улыбки художника». С 1968 года необычные для СССР неполитические карикатуры выходили в «Литературной газете». На родине молодые художники оставались в тени «зубров» официальной пропаганды, но получили признание на международных конкурсах в Бельгии, Канаде, Польше, Югославии, Италии, Болгарии и других странах.
Автор: Екатерина Гудкова
Источник Культура.РФ: .culture.ru