Массовые протесты Black Lives Matter («Жизни черных тоже важны») раскололи Америку, и их последствия теперь докатились до Голливуда. Революция идет полным ходом. Белых актеров увольняют. На студиях царит атмосфера страха и смятения, там набирает силу «антибелый расизм». Так пишет английская газета Daily Mail в репортаже из Лос-Анджелеса, в котором рассказывается о драме этой легендарной американской «фабрике грёз».
«Парализованная covid-19 киноиндустрия стоимостью в 50 миллиардов долларов наконец-то отходит от четырехмесячного карантина – и видит перед собой новый, совершенно иной мир, где напряжение растет столь же уверенно, как стрелка термометра», – пишет английская газета. «На все должности – авторов сценария, режиссеров, продюсеров, операторов и так далее – мы нанимаем только цветных, женщин или представителей секс-меньшинств», – заявляют боссы киностудий. Белым высказываться не полагается, иначе их тут же заклеймят «расистом» и осудят за «привилегию белых».
«Все дрожат от страха при мысли, что любые ваши слова могут неверно трактовать, и тогда вашей карьере конец. Многие перешептываются, но на публике все хотят выглядеть защитником разнообразия и высказываться начистоту боятся. Все рушится, это полный крах. Культурный сдвиг таков, что одна студия сейчас готовится снимать фильм с полностью черным актерским составом и съемочной группой», – свидетельствует Daily Mail.
Голливуд, как считают, пережил «цунами, которое перевернуло все с ног на голову». Один белый сценарист, номинант на премию «Эмми», сказал: «Никогда не видел, чтобы люди были так напуганы. Домá выставляются на продажу. Люди уезжают, потому что даже когда после пандемии все наладится, работы не будет».
Лос-Анджелес и Голливуд по традиции считаются сердцем либеральной Америки. Главные звезды американского кино читали окружающему миру нотации по правам человека, разнообразию и спасению окружающей среды: от кампании Джорджа Клуни по прекращению геноцида в Дарфуре до посланий Леонардо Ди Каприо о глобальном потеплении. Однако теперь на волне расовых протестов, разрушающих США, стремительно рушится и Голливуд.
Как сообщает издание Variety, более 300 деятелей искусства обвинили Голливуд в восхвалении полиции и сохранении наследия культуры превосходства белой расы. Высказываются опасения, что в результате происходящего Голливуд перестанет быть мировым центром кинематографической индустрии, и люди просто не будут ходить в кино. Но самое главное, что Голливуд, как мировой центр пропаганды американского образа жизни, уже ничего сам позитивного этому миру предложить не может.
Американская «фабрика грёз» стала рушиться гораздо раньше, чем началась пандемия и США охватили нынешние расовые волнения. В 2017 году Голливуд потряс грандиозный скандал с легендарным продюсером Харви Вайнштейном, который был не только одним из его столпов, но и всей Америки. Фильмы Вайнштейна имели 341 номинацию на «Оскар», получили 81 статуэтку. И вдруг в октябре 2017-го газета The New York Times и еженедельник The New Yorker опубликовали сенсационные расследования. Оказывается, 65-летний продюсер три десятка лет домогался актрис и сотрудниц своих кинокомпаний.
И сразу же грянула буря! Десятки актрис, причем самых знаменитых, наперебой стали заявлять, что и их тоже домогался Вайнштейн. Знаменитого продюсера выгнали из руководства его собственной киностудии The Weinstein Company, из Американской академии кинематографических искусств и наук, и всех прочих гильдий и т.д. От него ушла жена, он перенес операцию на сердце, стал инвалидом. Заплатил 25 миллионов долларов женщинам, чтобы те забрали иски, но в итоге был все-таки приговорен к 23 годам тюрьмы. Хотя подобные домогательства в США раньше не были в диковинку. Сам президент Билл Клинтон, как известно, «шалил» с практиканткой в Овальном кабинете. Но избежал импичмента и спокойно досидел свой срок в Белом доме. А вот дело Харви Вайнштейна породило по всему миру движение #MeToo («Я тоже»). Аналогичным обвинениям в домогательствах подверглись многие знаменитости Голливуда, включая Кэвина Спейси, Сталлоне, Шварценеггера…
Теперь считают, что за этим скандалом стоял сам Дональд Трамп. Только опытные политтехнологи на службе у Белого дома могли запустить такую мощную кампания по дискредитации Вайнштейна, а потом и других звезд Голливуда. Но зачем?
Все дело в том, что «фабрика грёз» уже давно считается цитаделью американской либеральной интеллигенции и по традиции всегда горой стоит за демократов. Большинство звезд Голливуда – Мэрил Стрип, Джулианна Мур, Мартин Шин, Леонардо Ди Каприо, Джастин Тимберлэйк, Роберт де Ниро, Джордж Клуни и многие другие призывали голосовать против Трампа. Режиссеры Стивен Спилберг и Джосс Уидон внесли по миллиону долларов в фонд Хилари Клинтон. Кстати, и Вайнштейн жертвовал сотни тысяч своих долларов на выборы Билла и Хилари Клинтон, собирал для них миллионы в Голливуде. Вот и прилетела «ответка»?
Ну, а теперь появилось движение Black Lives Matter (Черные жизни тоже имеют значение). По всей Америке прокатились массовые демонстрации, люди жгли американские флаги, устраивали погромы и рушили «расистские» памятники, на улицах начались перестрелки, что и продолжается в США по сей день. Студии — в том числе Disney, Warner Bros, CBS и Netflix — сообщили о поддержке BLM и пообещали потратить миллионы «на продвижение разнообразия и интеграции».
И в результате начался хаос. Начался «расизм наоборот», когда отдвая предпочтение черным, подвергают дискриминации белых актеров, режиссеров и других работников индустрии кино. Журналист New York Times Реджи Угвей сказал: «Киноиндустрия оказалась в тисках публичного кризиса идентичности – ведь ее свежий, мультикультурный образ, к которому она так стремится, опровергается бесспорными доказательствами».
«Речь идет о справедливости, – сказал другой писатель. – Последние три года я наставлял молодых черных писателей. Но сейчас сам сижу без работы, и с моими способностями это никак не связано. Люди считают, что Голливуд — это где сбываются мечты, но для таких, как я, это сущий кошмар».
Однако главная причина, конечно, не в этом и даже не в том, что стало твориться в Лос-Анджелесе и на киностудиях Голливуда в связи с расовыми протестами в США. Острый кризис, который охватил всю Америку, ведет к упадку и ее киноиндустрию, а сама американская мечта, воплощением которой многие годы и был Голливуд, изрядно потускнела.
«Люди в Лос-Анджелесе, – пишет швейцарское издание Tages-Anzeiger, – живут надеждой на развитие благодаря миллиардной развлекательной индустрии. Теперь, когда все замерло, сотни тысяч людей теряют работу, сдаются и уезжают».
Традиционное кино губит конкуренция с другими видами развлечений, а также технологическая революция. Компьютерные игры, ролики на YouTube, даже чаты в социальных сетях влияют на выбор потребителя.
Согласно данным Entertainment Software Association, геймеры на 50 процентов реже ходят в кино и на 47 процентов реже смотрят телевизор, чем простые смертные. Игровая индустрия по доходам уже вообще обогнала Голливуд. Потерян и такой важный источник дохода, как продажа фильмов на дисках. Пик посещаемости кинотеатров в США достигнут в 2002 году и с тех пор падает.
А когда пользователю стало ясно, что любое новое кино можно посмотреть в Интернете, кинотеатр стал превращаться в досадную помеху на пути к контенту. По Голливуду были нанесены и другие удары: на «кабеле» появились сериалы почти кинематографического качества, огромную популярность завоевал YouTube с огромным количеством бесплатного контента, а Стив Джобс подложил Голливуду настоящую свинью, выкинув на рынок айфоны с айпэдами (по сути – карманные кинотеатры).
В середине февраля этого года, после закрытия из-за пандемии всех 70 тысяч кинотеатров на территории Китая – главного потребителя кинопродукции, ситуация стала драматической – голливудские студии подсчитывали убытки от недополученных сборов в местном прокате. К середине марта кинотеатры закрылись уже по всему миру – и даже Каннский фестиваль, до последнего державшийся за традиционные даты проведения в середине мая, объявил о вынужденном переносе на неопределенный срок. А теперь под угрозой оказался и весь летний кинопрокат, который обычно приносит киноиндустрии больше всего денег — около 40 процентов всей годовой выручки.
По подсчетам Forbes, убыток одного только американского кинобизнеса составит не меньше 4 миллиардов долларов — и это если брать в расчет исключительно кинопрокат. А потери от остановки съемок и производства нового контента подсчету пока не поддаются, но как считают эксперты, составят, по меньшей мере, еще несколько миллиардов.
В настоящий момент уровень безработицы в США составляет около 11,1%, а в районе Голливудского бульвара он составляет уже 20,5%. По оценке Торговой палаты Голливуда, в сфере развлечений работают около 650 тыс. людей, но за последние 5 месяцев работу потеряли более 150 тыс. человек. Согласно прогнозу Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, в этом квартале ВВП штата упадет на 42% . Самые модные словечки сегодня в Голливуде, как пишут газеты, — bipoc, аббревиатура от «черный, коренной, цветной», и menemy, гибрид слов «мужчина» и «враг», противник разнообразия.
«Каждый хочет проставить все мыслимые галочки, – сказал один номинант на премию «Оскар». – Раньше режиссер мог решать, каким будет его фильм. Сейчас уже нет. Главное – набрать побольше „бипоков‟. На этом настаивают главы студий, ведь они знают, что их работа висит на волоске. Жертвовать приходится белыми мужчинами, они же враги, „мэнеми‟».
«Тот, кто сегодня окажется на углу улицы с адресом 6700 Голливудский бульвар, где снимали встречу Джулии Робертс и Ричарда Гира в знаменитом фильме «Красотка», действительно почувствует себя в голливудском фильме. Но это будет мрачный вестерн, действие которого происходит в покинутом городе-призраке (…),– грустно повествует журналист Tages Anzeiger Юрген Шмидер. – (…) Зал, в котором вручали “Оскар”, закрыт. Театр, где записывают ночное ток-шоу с Джимми Киммелом, закрыт. На тротуарах – бездомные. Обычно их прогоняют, чтобы сохранить блеск сверкающего мира. Теперь же они никому не мешают, ведь здесь никого нет…».
Но можно ли представить себе США без одного из их основополагающих символов – без Голливуда? Можно, конечно, но это будет уже совсем другая Америка. А какая именно, сегодня пока не знает никто.