Гонконг
На фоне протекающего стратегического противостояния двух мировых гегемонов – КНР и США, китайцы продолжают действовать так, чтобы их национальные интерес были по максимуму защищены. 30 июня Пекин принимает закон о национальной безопасности Гонконга, который позволяет китайским вооружённым силам, если понадобиться действовать, помогая полиции. Новая норма будет жёстко бороться с проявлениями сепаратисткой и террористической деятельности, защитит от угрозы «раскола страны». Китай выступает резко против любого вмешательства иностранных и внешних сил в дела Гонконга и примет соответствующие контрмеры против тех, кто попытается это сделать. Официальный представитель МИД Китая Чжао Лицзянь уже заявил, что власти страны введут визовые ограничения в отношении граждан США, которые вмешиваются в дела Гонконга. Правда чиновник не уточнил кого конкретно он имел в виду, но добавил, что эти люди «сами инстинктивно знают». Китайским властям ситуацию уже давно пора решить и вернуть территорию в стабильный режим, после того как в 2019-2020 годах Гонконг захлестнула волна массовых протестов, сопровождающихся уличными беспорядками и столкновениями с правоохранительными органами. На новый закон (официальное название документа – “Закон о создании правовой системы и правоприменительных механизмов в специальном административном районе Гонконг для защиты национальной безопасности”) уже обратили внимание Евросоюз и США, естественно в негативном ключе, в частности, США считают, что планы Пекина идут в разрез с хорошо налаженной правовой системой Гонконга.
В таких условиях Вашингтон сделал ответный ход на новую китайскую инициативу. Министерство торговли США приостанавливает действие преференциального торгового режима с Гонконгом. По словам главы американского Минторга Уилбура Росса США обеспокоены тем, что некоторые значимые технологии могут попасть в руки китайских военных .“Это риски, которые США отказываются принимать, и в результате этого специальный статус Гонконга отозван”, – сказал министр. Дальнейшие ограничения в скором времени также могут быть представлены и этот вопрос американской стороной прорабатывается. Госсекретарь США Майкл Помпео также заявил, что экспорт произведенной в США военной продукции и некоторых технологий двойного назначения в Гонконг будет прекращено. Санкции были введены и в отношении партийных функционеров КНР за «подрыв автономии Гонконга и нарушение прав человека». Такие американские меры по противодействию Китаю за последнее время Вашингтон представил в большом количестве, а некоторые законопроекты предлагаемые американскими чиновниками бывают, доходят до абсурда – республиканец Скотт Перри предложил наделить президента США полномочиями признать Гонконг и Тибет независимыми государствами.
Остановить Китай
Конечно, «клоунов» везде хватает, но есть у Вашингтона более серьёзные люди и документы, концептуально излагающие китайскую «проблему». Администрацией Белого дома был опубликован новый стратегический документ, который является продолжением Стратегии национальной безопасности вышедшей в 2017 году. Новое продолжение раскрывает сегодняшнюю политику США в отношении Китая и его ценность в том, что он без лишней «воды», без всяких отсылок на пандемию написан чётким языком профессиональных бюрократов. В нём ясно расставлены акценты и вещи названы своими именами, без лишних намёков и прочего ненужного пафоса, что показывает всю серьезность и готовность Вашингтона к противостоянию с КНР, которое изменит всю мировую политику. Документ отражает позицию тех властных кругов США, которые настроены на биполярную систему мирового порядка и в каком-то смысле продвигают реинкарнацию того, что принято называть холодной войной (противостояние СССР и США в 20-м веке). Как будет реагировать Пекин? Когда и как американская и китайская экономика перестанут зависеть друг от друга? Как это повлияет на мировую экономику? Эти и иные вопросы остаются открытыми. Другие крупные акторы – РФ, Индия, ослабленный ЕС на данном этапе имеют разные отношения, как с США, так и с КНР их поведение должно учитываться и не сбрасываться со щитов. Конечно, мало кому по вкусу наступательная позиция и тот факт, что надо принять, чью-то сторону, при этом цена такой «верности» обозначит: потерю рынков, разрыв наработанных годами связей. Недалёкое будущее должно показать надёжно ли партнёрство, или приоритеты могут поменяться перед лицом новой конкуренции двух больших игроков.