Популярный американский «журнал для мужчин» GQ опубликовал список из 21 книги, которые, по мнению редакции, не достойны того, чтобы их читали. «Некоторые из книг расистские, другие сексистские, но по большей части они просто очень, очень скучные», – утверждают составители перечня. Список получился достаточно разнообразным: от «Старика и моря» Эрнеста Хемингуэя и «Властелина Колец» Джона Толкиена до «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена и «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера.
Наиболее скандальным поступком редакции GQ стало включение в «антирейтинг» Библии. Над ней пошло иронизировали и называли ее «глупой, повторяющейся и противоречивой». Глумление над Священным Писанием вызвало гнев не только у религиозных деятелей, но и у обычных пользователей соцсетей. Люди обещали отказаться от чтения GQ и напоминали о том, что Библия – самая издаваемая и востребованная книга в мире, которая сама по себе является «более модной», чем претендующие на модный статус журналы.
За дискуссией вокруг Священного Писания многие не обратили внимания на остальные рассуждения редакции GQ. А зря – там тоже немало примечательного.
Так, журнал полил грязью «Бойню номер пять» Курта Воннегута – антимилитаристский роман, посвященный бессмысленной бомбардировке западной авиацией Дрездена (хотя и не говорящий о ней напрямую). Впрочем, Воннегут – это фигура сложная для американской культуры и без «Бойни».
«Если вы хотите отобрать у меня мое оружие, если вы за убийство зародышей, и вам нравится, когда гомосексуалисты вступают в брак друг с другом … вы либерал. Если вы против этих извращений и за богатых, вы консерватор. Что может быть проще?», – иронизировал он над американской политической действительностью. При этом все ведущие политические силы США вызывали у него антипатию. На «правозащитную» риторику американских властей он реагировал скептически.
«Властелин колец» Толкиена – один из лучших «учебников морали» для подрастающего поколения. В доступной и увлекательной форме он рассказывает о добре и зле. Сам Толкиен был набожным католиком, и помог прийти к христианству не одному поколению своих читателей. В последнее время он неоднократно подвергался нападкам со стороны либеральной прессы якобы в связи с «расизмом» (радикальные правозащитники пытались усмотреть в орках «меньшинства»), и вот теперь укусить Толкиена решила и редакция GQ. «Властелина» обозвали «едва ли читаемым».
Марка Твена в GQ всерьез назвали расистом. «Он был человеком своего времени, поэтому давайте оставим его там. Нам он не нужен», — безапелляционно заявляют представители редакции.
За компанию досталось от журнала также мастеру политической сатиры Джонатану Свифту и бывшему в, мягко говоря, не лучших отношениях с правительством США Эрнесту Хемингуэю.
Вместо них GQ рекомендует читать по большей части не слишком широко известные современные литературные произведения, безупречные с точки зрения западной политкорректности – выдержанные в духе феминизма и зашкаливающей толерантности, а также воспевающие сексуальные извращения.
Зачем все это? Наверное, архитекторов современного западного общества потребления дико пугают люди, способные свободно мыслить. А самый лучший путь к независимому мышлению – это качественная книга.
Даже сейчас многие из вышеперечисленных авторов создают предпосылки для непростых вопросов. Зачем американские спецслужбы следили за Хемингуэем и, с большой долей вероятности, довели его до самоубийства?
Почему прошедший сквозь страшные испытания Воннегут полностью разочаровался в западной действительности?
Как так получилось, что сверхпопулярный многие десятилетия Толкиен отказывался пропагандировать всепоглощающие моральные полутона и рассуждал о духовном дуализме?
Клан Ньюхаусов, которым принадлежит одна из крупнейших в мире медиакорпораций «Advance Publications» (а заодно, через издательство «Condé Nast» – и GQ) является одним из ключевых коллективных архитекторов и философов примитивно-гедонистического общества потребления в общемировых масштабах. Мода, спорт, путешествия, эротика, женщины, автомобили, гаджеты – вот ключевые темы журнала, неожиданно взявшегося поучать общество, что читать.
При этом авторы идеи борьбы с «лишними книгами», понимая, что прямой запрет часто вызывает протест, прибегли к более эффективному методу дискредитации – высмеиванию и объявлению «немодными» неугодные произведения.
Это работает не хуже, а, может, даже и лучше, чем гитлеровские костры. Похоже на то, что так планируют «разобраться» одним махом и с христианской моралью, и с неудобной исторической правдой – в частности, с бомбардировками Дрездена.
Если убедить человека в том, что главное в жизни – крутая спортивная тачка, модный телефон и правильная закачка силикона в прелести подруги, то на этом фоне поиски истины и исторической правды ему могут действительно показаться нелепыми. Благо даже в США такой подход все еще встречает сопротивление со стороны здравомыслящей части социума. Однако «Окно Овертона» – штука коварная. И если раз за разом оставлять подобные выходки без ответа – последствия для человека могут быть весьма трагическими.