Мир Федерико Феллини

47
Нынешний год в Италии пройдет под знаком великого режиссера
Ирина Баранчеева, Рим

Хотя с момента смерти Феллини прошло более четверти века, интерес к его творчеству не убывает, до сих пор он остается одним из самых признанных режиссером в мире и, конечно, особо любимым итальянцами всех поколений.

Торжества по случаю 100-летия со дня рождения Феллини начнутся в его родном городе Римини на Адриатическом побережье рядом концертов, выставок и конференций, призванных не только почтить память маэстро, но и пролить новый свет на еще мало изученные аспекты его творчества.

Римини, образ которого так или иначе появляется во многих фильмах Феллини, от «Маменькиных сынков» до «Амаркорда», подготовил целый туристический тур по местам своего великого сына, во время которого можно будет увидеть дом, где вырос режиссер, и уголки города, навсегда оставшиеся запечатленными на пленке, посетить городскую библиотеку, одну из самых красивых в Италии, где располагалась гимназия, в которой учился Феллини, и, наконец, познакомиться с городским пригородом Сан Джулиано, стены которого украшены «муралес» с персонажами и сценами из фильмов выдающегося режиссера, включая знаменитый поцелуй Марчелло Мастроянни и Аниты Экберг из «Сладкой жизни».

В Риме, где Федерико Феллини прожил большую часть жизни, готовится к открытию выставка его неизвестных рисунков, которые хранились в одной частной коллекции. А в Римини организована большая выставка «Феллини 100. Бессмертный гений», на которой помимо богатого документального материала о жизни и творчестве режиссера, представленного с помощью новейших электронных технологий, впервые будут экспонироваться записные книжки композитора Нино Роты с указаниями Феллини относительно музыки к его фильмам. Таким образом, великий режиссер и после своего ухода не перестает преподносить сюрпризы почитателям своего творчества.

Из Римини эта выставка переедет в Рим, а затем отправится в Москву и Берлин.

Интересно отметить, что Федерико Феллини, появившийся на свет 20 января 1920 года в семье коммивояжера, вовсе не собирался быть режиссером, хотя с детства любил кино. Обладая хорошими способностями к рисованию и бойким пером, он мечтал стать журналистом и сразу же по окончании школы начал сотрудничать с газетами как карикатурист.

Переехав в Рим в 1939 году, он посвящает себя журналистской работе, а в 1941-м начинает работать на радио, где встречает молодую актрису Джульетту Мазину. Она станет не только его женой и самой большой любовью, но и его актрисой, идеальным интерпретатором придуманных им образов, вместе с которой они добьются воистину планетарного успеха.

Во время войны Феллини сотрудничает как сценарист с некоторыми итальянскими режиссерами, а в 1945 году знакомится с Роберто Росселлини, у которого работает ассистентом на съемках фильма «Рим – открытый город» и других. Однако режиссерский дебют самого Феллини можно, скорее, считать фиаско, поскольку его первый фильм «Огни варьете» (1950), снятый в соавторстве с Альберто Латтуадой, провалился в прокате.

Второй фильм «Белый шейх» с несравненным Альберто Сорди в главной роли постигла та же участь, а один из критиков, обругав фильм за «грубый вкус, несостоятельность сюжета и чрезмерную условность», сделал неутешительный вывод, что экзамен на звание режиссера Феллини «благополучно провалил».

Поистине нужно было обладать большой верой в себя, чтобы после этого не сломаться и продолжить работать. Феллини не раскис, и уже его следующий фильм «Маменькины сынки», рассказывающий о жизни группы молодых людей в Римини, был принят с энтузиазмом и даже получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале.

Хотя Федерико Феллини дебютировал в мире кино, когда в нем царил знаменитый неореализм, представленный его старшими коллегами Витторио Де Сика, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, критика вскоре заговорила об особом, «магическом», «сновидческом» реализме Феллини. Фильм «Дорога» (1954), принесший ему международный успех, рассказывает о послевоенной Италии, но увиденной через эксцентричный мир бродячих клоунов.

Особую лирическую атмосферу создает режиссер и в фильме «Ночи Кабирии», где его героиня в прекрасном исполнении Джульетты Мазины, несмотря на ремесло, которым она занимается по ночам, остается наивной девочкой, которая ищет настоящую любовь.

Однако именно в последующих фильмах «Сладкая жизнь» и «8½» приобретает форму тот необычайный творческий мир Федерико Феллини на грани реального и ирреального, абсурдного и смешного, пронзительного и грустного, который станет его отличительным знаком…

Мир странный, сложный, экстравагантный, но неизменно увиденный глазами мудрого человека, который смотрит на своих героев с доброй улыбкой.

Самым печальным фильмом режиссера, пожалуй, был «Джинджер и Фред» (1986), в котором Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина играют роли пожилых танцоров, приглашенных участвовать в шоу на частном телевидении. Несмотря на массу комических эпизодов, картина оставляет грустное впечатление, поскольку является своего рода предвестником наступления коммерческой эры, где, как в фильме, перед глазами проходит целая вереница персонажей, которые любыми способами пытаются привлечь к себе внимание, но которые не остаются в памяти.

Федерико Феллини снял 24 фильма и получил все мыслимые и немыслимые кинематографические награды, включая Гран-при Московского Международного кинофестиваля в 1987 году и «Оскара» за карьеру в 1993-м. Однако Феллини не просто снял хорошие фильмы. Он создал свой особый, легко узнаваемый мир.

Мир, наполненный «феллиниевскими» образами, которые стали нарицательными. Он любил снимать непрофессиональных актеров, и в его картинах 60-х годов можно увидеть даже русских эмигрантов первой волны, которые казались ему эксцентричными персонажами. Да и сам режиссер с его неизменным длинным шарфом и широкополой шляпой, каким он запомнился на съемочной площадке, и был самым ярким образом своего киномира.

Об этом подумалось, и на выставке современного итальянского художника Джулиано Джентиле. На одной картине изображен режиссер, сидящий на берегу моря, на другой – Джельсомина, героиня фильма «Дорога». Никакого портретного сходства с Феллини и Мазиной нет, но это именно они! А когда кого-то узнаешь даже без детального сходства, и когда твои герои начинают жить своей собственной жизнью, – не это ли настоящее признание?

Специально для «Столетия»
Источник: stoletie.ru
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: