Что такое квартирник и почему растёт популярность домашних концертов



В современной российской творческой среде всё более популярными становятся небольшие камерные концерты — квартирники. Зародившись как одна из форм протестного движения в СССР, такие мероприятия сегодня имеют уже совершенно другой смысл и подчас превосходят по востребованности выступления на большой сцене. Что собой представляет квартирник сегодня?

В привычном понимании концерт — это зрительный зал, сцена, закулисье и большое количество аппаратуры. В то же время в России уже очень давно существует такое явление творческой жизни как квартирник — камерный концерт, который проходит в обычных квартирах. И именно сегодня популярность таких мероприятий растёт.

Принято считать, что в нашей стране концерты в квартирах стали проводить в советское время, так как для многих музыкантов, ставших впоследствии большими звёздами, они были единственной площадкой для выступлений. Квартирники в своё время давали Владимир Высоцкий, Виктор Цой, Юрий Шевчук, Борис Гребенщиков. Сама по себе сцена советского времени была очень неоднородна, однако большинство ярких музыкантов того времени объединяло одно — невозможность выступить на какой-либо большой площадке из-за запрета властей.

В более широком смысле можно сказать, что камерные концерты появились значительно раньше. Например, в Европе XVI-XVII веков среди высшего сословия были популярны домашние выступления. Об этом свидетельствуют специальные столы для музицирования, на которых было удобно расположить ноты для четырёх музыкантов, каждый из которых, соответственно, сидел со своей стороны.

Поэтические вечера в русском дворянском обществе, на которые приходили только избранные, — тоже своего рода квартирники. Всё это позволяет сказать, что формат домашнего камерного концерта — это старейшая и вовсе не преданная забвению форма общения музыкантов, поэтов и актёров со своей аудиторией. Сегодня квартирники переживают своё второе рождение. Многие из них, несмотря на формат, считаются не менее статусными, чем большие выступления, а в непринуждённой обстановке нередко выступают и звёзды по-настоящему большой величины.

К истории вопроса

И всё-таки современные российские квартирники — это преемники квартирников советских. Считается, что выступления в обычных квартирах проходили из-за оппозиционности творчества того или иного музыканта советской власти. Однако это лишь одна сторона вопроса. В СССР организацией концертов в больших залах и даже рядовых Домах культуры ведал Госконцерт, обладавший монополией в этой сфере. Нередко у музыкантов просто не было другой возможности выступить даже в ситуации, когда их творчество не было протестным.

Квартирники по причине монополии Госконцерта СССР находились под запретом. Нередко такие концерты разгоняла милиция, которую вызывали соседи. Сообщество музыкантов, играющих квартирники, как и их аудитория, официально считалось либо маргинальным, либо диссидентским.

Несмотря на трудности, именно из квартирников на большую сцену пришли лидеры групп «Кино» и «Аквариум» Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Ранние записи Высоцкого были сделаны на квартирниках в 1960-х годах.

В Москве известные квартирники проходили на квартире у физика Александра Кривомазова в период с 1975 по 1983 годы. Вечера были как музыкальными, так и литературными. В квартире Кривомазова на юге Москвы Венедикт Ерофеев читал «Москва — Петушки», туда приходил и Аркадий Стругацкий, рассказывавший о съёмках «Сталкера».

Квартирники сегодня

Квартирники сегодня по-прежнему остаются отдельной субкультурой, но именно на таких концертах происходит свидание зрителей с музыкой, непосредственный контакт и прямое живое общение выступающего со слушателем. Для аудитории это серьёзный «магнит», ведь можно лично поговорить с музыкантом, задать вопросы и узнать его как человека. Это определённый вызов и для артиста, ведь в квартире нет закулисья, а концерты довольно часто дают в акустике.

Не секрет, что современная музыкальная индустрия устроена таким образом, что пробиться на вершину могут единицы, хотя не обязательно быть большой звездой, чтобы выступить в каком-либо небольшом московском клубе. Сегодняшние квартирники уникальны тем, что это площадка не только для совсем неизвестных музыкантов, но и для вполне «раскрученных». И нередко на таких концертах бывают полные аншлаги.

В Санкт-Петербурге крайне популярными являются квартирники «У Гороховского», которые уже стали важной частью творческой жизни Северной столицы. Одна из московских площадок — квартирники «Труплейс», проходящие на юге столицы. Организатор таких концертов Ольга Трущина рассказала Царьграду, что квартирник — это прежде всего живое общение.

«Это возможность увидеть и потрогать музыканта, записи которого я слушаю каждый день. Но это общение не только с музыкантом, но и с такими же людьми, как и ты, причём в уютном домашнем формате. Потому что когда ты приходишь на большой концерт в клубе, ты вряд ли просто так начнёшь общаться с кем-то незнакомым. А в квартире, где ты ходишь в тапочках, это происходит само собой», — поделилась она.

Для музыканта, по её словам, квартирник — менее строгий формат, чем большой концерт. Он может больше рассказать о своих песнях, ответить на вопросы поклонников. Кроме этого, артист может исполнить на квартирнике произведения, которые он не будет играть на широкой публике.

Мне кажется, музыканты меньше напрягаются на квартирнике. От этого получаются более живые, приятные выступления,

— рассказала Трущина.

При этом на квартирники ходят очень разные люди, хотя чаще всего аудитория зависит от музыканта. «Иногда это вообще очень молодые люди, а иногда — люди старшего поколения. Я помню один квартирник, на котором я себя ощущала, как будто я на юбилее своего деда. Аудитория сильно разнится, но в основном это очень интеллигентные люди», — добавила она.

«Для известных музыкантов квартирник — это ностальгия, возвращение к истокам, потому что многие помнят, как они начинали свою творческую карьеру. А для новых музыкантов, молодых, это повод заявить о себе, найти своего слушателя. Квартирник противопоставлен большому концерту в клубе, куда приходят сотни человек, ты стоишь в большой очереди и так далее. На квартирнике всё гораздо проще, тебе уютно, комфортно, плюс ты ещё и с музыкантом можешь пообщаться напрямую», — рассказала организатор.

По словам Трущиной, нередко люди приходят на квартирники специально, чтобы послушать никому не известного, но очень хорошего музыканта. «Есть музыканты, которых никто особенно не раскручивал, да они и сами не слишком к этому стремились. В то же время это профессионалы. Качество музыки исполнителя и его известность — это не всегда коррелирующие вещи», — заметила она.

Сегодня, когда многие ищут эти новые, особенные форматы, хотят слушать эксклюзивную музыку или погрузиться в поэтическую атмосферу, квартирники дают такую возможность. Это уже не те мероприятия, из-за посещения которых могли быть проблемы с законом, как в советское время. В наше время квартирник — это уникальная камерная домашняя атмосфера, в которой исполнитель и слушатель сидят друг от друга на расстоянии вытянутой руки.

Источник: tsargrad.tv

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.