Освободитель Европы и победитель нацизма

108

80 лет назад был принят на вооружение легендарный танк Т-34.

Т-34, наряду с пистолетом-пулемётом Шпагина (ППШ), штурмовиком Ил-2, БМ-13 «Катюшой», является одним из символов Победы СССР в Великой Отечественной войне. Внешний вид этих образцов оружия и боевой техники, в числе Т-34, известны всему миру, сообщает пресс-служба Музея Победы.

80 лет назад – 19 декабря 1939 года – постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443сс на вооружение был принят средний танк. В приказе говорилось: «Принять на вооружение РККА: … Танк Т-32 – гусеничный, с дизельмотором В-2, изготовленный заводом №183 Наркомсредмаша… Присвоить название указанному танку – Т-34».

«Уже после войны ведущими мировыми экспертами разных стран, включая и вчерашних противников, наш средний танк Т-34 был признан лучшим в своём классе по совокупности технических характеристик и после войны стоял на вооружении 40 стран», – отмечает историк, сотрудник Музея Победы Александр Михайлов. И по сей день десятки этих танков во всем мире ещё несут службу.

После принятия на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 года танка Т-34, на март 1940 года была назначена его демонстрация правительству. Однако до показа двум образцам танка Т-34 необходимо было пройти на заводских полигонах 2-тыс. километровый пробег для окончания всего объёма испытаний. Сделать это в срок не успевали. Волевым решением главный конструктор Михаил Кошкин постановил, что необходимый километраж танки пройдут не на полигоне, а в ходе танкового пробега на смотр в Кремль длиной в 750 километров от Харькова до Москвы.

«5 марта 1940 года колонна из двух Т-34 и двух тягачей «Ворошиловец», один из которых был оборудован под жильё, а другой – с запчастями, взяла курс на столицу», – рассказывает Александр Михайлов. Из соображений секретности маршрут следования был проложен в обход крупных населённых пунктов и основных дорог. Мостами разрешалось пользоваться в случае невозможности перейти реку по льду или вброд и исключительно в ночное время. График пробега учитывал не только время движения и отдыха, но также и расписание поездов на пересекаемых железнодорожных линиях и прогноз погоды на маршруте. Средняя скорость движения колонны не должна была превышать 30 км/ч.

Пробег в целом прошёл хорошо, за исключением одного инцидента. Недалеко от Белгорода, во время движения по снежной целине у одного из танков сломался главный фрикцион. Михаил Кошкин решил продолжать движение с одним танком, а к вышедшему из строя вызвали с завода ремонтную бригаду, после чего и вторая машина продолжила движение.

На подъезде к Серпухову колонну встретил замнаркома среднего машиностроения Алексей Горегляд. Исправный танк прибыл в Москву на завод № 37, находившийся тогда на юго-западе города, а через несколько дней пришла и вторая машина. В эти дни Михаилу Ильичу Кошкину стало плохо – во время пробега он серьёзно простудился, но лечиться отказывался, так как нужно было работать.

В ночь на 17 марта 1940 года обе «тридцатьчетвёрки» прибыли на Ивановскую площадь московского Кремля. Кроме Кошкина, в Кремль допустили только двоих водителей завода № 183. После осмотра техники и её проезда руководству страны танки понравились, после чего они были отправлены для дальнейших испытаний обстрелом различными снарядами. По результатам обстрела было решено внести изменения в конфигурацию башни. «Предсерийные танки Т-34 успешно прошли испытания и на Карельском перешейке, на оставшихся после войны с финнами противотанковых препятствиях линии Маннергейма. В результате чего 31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного Комитета Обороны о начале серийного производства танка Т-34», – подчеркивает историк Музея Победы. В апреле 1940 года, возвращаясь обратно на танках своим ходом в Харьков, под Орлом, одна из испытательных машин опрокинулась, проходя по льду в воду. Помогая вытаскивать танк, Михаил Кошкин, и так уже сильно простуженный, промок и окончательно подорвал своё здоровье. По возвращению в Харьков заболевание обострилось. Ему пришлось удалить одно лёгкое. Михаила Ильича для реабилитации отправляют в заводской санаторий. Однако вернуться к работе над своим детищем конструктору не удалось. 26 сентября 1940 года, в возрасте 41 года, конструктор уйдёт из жизни. Случится это за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны, во время которой созданный им и коллективом под его руководством танк (правда, модифицированный) в 1945 году войдёт во вражескую столицу.

Пройдёт время, и его танки будут установлены как памятник в честь мужества и героизма воинов Красной Армии во многих городах и странах, освобождённых нашими солдатами при поддержке Т-34.

В чём же феномен и уникальность танка Т-34? В первые годы войны в танке вскрывались «детские болезни», которые решались конструктивно на заводах, непосредственно в частях на поле боя, создавались модификации и внедрялись улучшения. Если взять показатели по бронезащищённости, огневой мощи и различным другим параметрам танки наших противников – одноклассников Т-34, то может возникнуть мысль, что конструктивно ничего сверхъестественного в танке вовсе нет.

Если взять по отдельности каждый технический параметр, то обнаружим следующее. Впервые в танкостроении рациональный наклон бронелистов был применён французами на мелкосерийном танке FCM 36, разработанном до начала работ над Т-34 ещё в 1936 году. От дальнейшего использования данной технологии они отказались, но после Т-34 к этому вернулись все ведущие танкостроительные державы нового и старого света. Дизельные танковые двигатели кроме СССР широкомасштабно и раньше, чем у нас, устанавливали на свои лёгкие и средние танки «Чи-Ха» и «Ха-Го» японские танкоделы с 1935 года. Однако эти двигатели были по сути автомобильными, маломощными и технически несовершенными – в отличии от нашего чисто танкового мотора. Вместе с этим идея установки крупнокалиберного танкового орудия 76 мм (по сравнению с самыми распространёнными танковыми орудиями того времени 37 мм и 50 мм) – это исключительно отечественное ноу-хау.

Однако при этом ни одна из мировых держав в 40-х годах ХХ века не смогла создать такого танка, который бы сочетал в себе вышеобозначенные технические характеристики и производился десятками тысяч на заводах. «Ни один танк военной поры так не повлиял на дальнейшее развитие мирового танкостроения, как это сделали конструктора и инженеры, создавшие Т-34. Ни один танк в мире не смог быть настолько неприхотливым в войсках и при этом простым в ремонте и освоении как в промышленности, так и танкистами во время ускоренных курсов обучения», – отмечает Александр Михайлов.

Именно в этом и состоит феномен танка Т-34 и его конструктора – Героя Социалистического Труда Михаила Ильича Кошкина. Отдавший все силы и даже жизнь, для того чтобы проект боевой машины, создававшейся в крайне сжатые сроки и непростое для страны предвоенное время, был разработан, испытан, доведён до производства и пошёл в войска.

На открытой площадке Музея Победы особое место занимают танки Т-34. Один из них – Т-34-76. Танк изготовлен заводом № 112 «Красное Сормово» в 1942 году. На его башне надпись – «От рабочих Казахстана». В ходе боя 5 декабря 1942 года у деревни Жарки Новосокольнического района Псковской области огнем и гусеницами этот танк уничтожил более 100 немецких солдат. При преследовании отходящего врага под танк были брошены 2 противотанковые гранаты, от взрыва одной из них гусеница танка разорвалась. Машину по инерции занесло, и она затонула в озере Жарки. Экипаж успел покинуть боевое отделение. В октябре 1998 года танк был поднят с девятиметровой глубины озера и 29 апреля 1999 года был передан в дар музею администрацией Новосокольнического района и поисковиками.

Также на экспозиции есть и другой танк Т-34-76, изготовленный во второй половине 1942 года заводом № 183 (эвакуированным из Харькова в Нижний Тагил) с усовершенствованной башней типа «гайка». Он принимал участие в боевых действиях в Великолукском районе Псковской области. 13 декабря 1942 года танки Т-34-76 из состава 1-го батальона 33-й танковой бригады поддерживали в бою недалеко от деревни Островиты части и подразделения 44-й стрелковой дивизии. В разгар боя танк провалился под лед, экипажу тоже удалось спастись. На борту «тридцатьчетвёрки», извлеченной из болота Псковской областной военно-патриотической поисковой организацией «След Пантеры» сохранились надписи «Доватор» и «За знамя ГКО». Эта боевая машина была отреставрирована и заняла своё достойное место в составе экспозиции Музея Победы в 2001 году.

Ещё один из танков этого типа установлен на постаменте у входа в дирекцию Музея Победы. Его башня, изготовленная Сталинградским тракторным заводом зимой 1941/1942 годов, была обнаружена на месте боевых действий на Карельском перешейке и передана в дар музею в ноябре 1998 года, а шасси танка Т-34 передано музею киноконцерном «Мосфильм» в 1995 году. И, конечно же, музей имеет в своей коллекции и выпускающуюся с зимы 1944 года последнюю серийную модификацию танка – Т-34-85. Эта боевая машина изготовлена заводом № 112 «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1945 году и принимала боевое участие на заключительном этапе Великой Отечественной войны, а с 2002 года она экспонируется на открытой площадке музея.

 

Источник: ruskline.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: