Управление гневом



Из опыта молодого учителя

Дарит мне Митрополит Омский и Таврический Владимир три полных пакета книг, дарит том числе и свои крупные изданные произведения – выхожу из его кабинета «загруженный» под завязку. Владимир Александрович Масленников, его помощник и модератор сайта Омской епархии, осведомляется, мол, не на машине ли я. Книг много, а я один, так сказать. Но я показываю ему свой мощный бицепс и говорю, что книги я готов носить, а не возить. Впрочем, до автобуса донёс и от КДЦ «Маяковский» добрался домой в целости и сохранности. Не устал – подкачал мышцы не раз. Вспоминаю этот поход с радостью!А потом был конкурс, связанный с образованием и православием, и мне подарили книгу «Значение мыслей в жизни человека», автор – схиархимандрит Иоанн (Маслов)». В качестве подарка книгу предложила специалист Омской епархии Светлана Петровна Баранцева. Честно говоря, радует, когда дарят книги. И за победу в конкурсе «За нравственный подвиг учителя» подарили «электронную книгу» – это также здорово! Закачал в неё рассказы Митрополита Тихона (Шевкунова), читаю с удовольствием до сих пор.

Перечитываю книги православной направленности, когда на всенощном бдении Митрополит Омский и Таврический Владимир даёт целовать крест. Тогда он кладёт руку на мой лоб и шепчет:

– Эх, не надо так!

Хочу сказать, что Владыка человек интересный. Каждое его действие и фраза –способны преподнести такую сильную пищу для размышления, что никогда не пожалеешь. Книги он дарит полезные, говорит ясно, как учёный и педагог, шутит остроумно. Порой мне не хватает общения с ним. Я понимаю, что «разорваться» или клонироваться он не в состоянии, поэтому, читая подаренные им книги, иногда думаю и молюсь о его здравии. Сколько он ещё напишет трудов – одному Богу известно.

– Тебе знакомо чувство, когда ты написал вещь, а потом через некоторое время – пишешь продолжение? – спрашивает он меня в своём кабинете. – Ты радуешься и думаешь, что живёшь ради момента, когда сможешь принести кому-то пользу!

– Да, – соглашаюсь. – Героям даю вторую жизнь. Как Джон Стейнбек – в романе «Благостный четверг». Как люди из рассказов протоиерея Андрея Ткачёва получают вторую жизнь в образе героев прозы.

Не хватает хороших книг, не хватает примеров благочестия, как рассказывает протоиерей Олег Цветков на проповеди – настоятель Собора в честь Воздвижения Креста Господня. Нужно научиться управлять гневом, больше применять добро в общении. Книги нам помогают, стараются помочь учителя, Господь помогает, «окуная» в ситуации. Многое другое помогает, что заставляет нас думать над своими поступками.

Я учитель школы, помните? С гневом часто не в ладах. И мысли играют решающую роль в работе педагога. Благо, что гнев не доводит до крайности пока что. Благо, что нахожусь в здравии, слушаю совесть и родных. Ну как не сердиться на школьников, милые мои? Они вытворяют, выводя вас, потешаются, ожидая реакции. А я – их же «оружием». Ловкостью ума, эрудированностью, просвещением. Беру листок и быстро записываю тех, кто плохо отвечает. «Блэк энд вайт лист» или «Шварц унт вайс папир»! Белый и чёрный список… Пугаю их бумагой, попадая в которую, можно лишиться надежды на добрую оценку. Получить «неудовлетворительно»!

– Двоечники, троечники… – кричу иногда.

– Виктор Витальевич, у вас что – настроение плохое? – вдруг спрашивают дети тихо.

– Достали меня просто, – отвечаю по-русски, сердясь.

Начальная школа до сих пор думает, что я не умею ругаться, кричать, грозить «гусями» в журнале.

Гнев «разбрасывает» руки человека, ноги, мысли. Себя не помнишь. Главное – остановиться вовремя. Не навредить – это золотое правило в педагогике. Помните умного карлика из сериала «Игра престолов» – он любил отвечать так, чтобы собеседник был уязвлён до последнего, почти был убит словами. Предупреждал, что вся жизнь его – борьба словами с теми, кто над ним потешается и не достоин собственного окружения. Где хорош гнев ещё? В анимэ «Берсерк», где в одной из сцен генерал Гатс побеждает сотню противников. Гнев нужен в бою…

– Нет, – качает головой заслуженный тренер армейского рукопашного боя Олег Михайлович Маковеев. – Гнев разрушает сознание, если вы не готовы победить. Отключает мышление. Любое единоборство – это сознание, это мысли вместе с движениями, доведёнными до автоматизма.

Я рад, что ученики школы, где я работаю, занимаются в секции у Олега Михайловича. Тренируясь в спортивном зале «Фитнес Арена», наблюдаю сцену, когда ученики задают вопросы Олегу Михайловичу, связанные с литературой и кинематографом. Хорош ли был Брюс Ли? Достоин ли звания «бойца» Джеки Чан или Чак Норрис. А русский богатырь Пересвет?.. Вот кто достоин памяти поколений!

– Не психуй в бою, Вить, – советует Олег Михайлович. – В лучшем случае, не почувствуешь, как что-нибудь сломают. Гнев отключает боль также. Поединок – это, прежде всего, координация, а не урон стороне. Поединок – это смысл. Как бой Челубея с Пересветом… Один выход – вечная и лучшая память!

Тяжело принять, когда издеваются. Хочется немедленно наказать обидчика, отомстить, поставить врага на колени, добить, унизить, расщепить, как это делал персонаж из фильма «Мстители» злодей Танос – с помощью «Перчатки бесконечности». Но бывает ситуация, когда ты отступаешь, чтобы победить. Успокаиваешься, чтобы потом напомнить человеку, кто здесь главный и что ему следует ожидать.

– Обижают меня, – жалуется на класс Анна Павловна Мильденбергер, учитель ИЗО и черчения. Это дети из её класса смастерили пластилиновый мультфильм по мотивам моей повести о любви ниндзя «Красный лотос». Группа из пяти ребят работала полгода, чтобы порадовать меня несколько лет назад. У них получилось, кстати. Об этом написали омский журналисты и московский глянцевый журнал «Наша молодёжь», ссылка с «Ютюба»: https://www.youtube.com/watch?v=mhId_KkxQ7g

Ребята подходят к Анне Павловне и признаются, что не хотели вести себя плохо, не желали компрометировать мудрого учителя.

– Обижаем, Анна Павловна, вы простите! – просят они. – Недооцениваем вас!

Человек Анна Павловна невероятно добрый – черпает, наверное, милое расположение духа из какого-то бездонного кармана своей души. Благодать с ней пребывает постоянно. Зайдёшь в кабинет, начнёшь общаться с ней – чувствуешь. Я никогда не видел, чтобы она на кого-то громко ругалась.

Меня интересует оценка со стороны, конечно. Волнует управление гневом и моё эмоциональное состояние. Человек я публичный, живу выступлениями перед людьми и на уроках, что одинаково по своей сути и целям. Мне важно, как я выгляжу в глазах детей и посторонних наблюдателей. Иногда дети умудряются меня сфотографировать и не все фотографии мне нравятся – я бываю не в лучшем расположении духа, особенно когда сержусь…

– Виктор Витальевич, сердиться педагог может лишь на себя! – говорит директор школы Валерий Владимирович Черняков. – Ни на кого другого мы сердиться не должны! Нет смысла в том, чтобы из-за гнева получить выговор, совершить нелепость! Все мы под Богом, никто не застрахован от ошибки, но стараться нужно. Быть в сознании! Лишние эмоции нам помешают.

В детях, я замечаю, гнева крайне мало. Намного меньше, чем рождается во взрослых. Пусть сегодня мы ругаемся на них, а завтра – хвалим, улыбаясь.

Я хожу на домашнее обучение к одному не совсем усидчивому ученику. На домашнем обучении парень недавно – получил травму, и доктор запретил появляться в школе до нового года. Пятиклассник волнуется: как там ребята без него. Успокаиваю ребёнка, мол, интересуются им товарищи обязательно. Так вот, признаюсь, дома Эдуард человек другой. Серьёзный и спокойный, находчивый и добрый. Делает упражнения быстро и учителя его хвалят. Отец им доволен.

– Выпейте кофе! – предлагает он мне.

– С удовольствием! Молоко есть?

– Хо-хо! Полно!

После урока я провожу время за столом с общительным человеком. Отец Эдуарда – человек озадаченный образованием ребёнка. Между отдыхом он рассказывает о себе и сыне. Я пью кофе с молоком, кушаю зефир, а высокий мужчина лет пятидесяти делится своими знаниями. Так вот придёшь на домашнее обучение, а тебя угостят, доброе слово скажут и поделятся интересным.

– Смотрите, Виктор Витальевич, – оживлённый Эдуард показывает маленький, но мощный квадрокоптер. Он запускает устройство прямо на кухне.

Парнишка выходит на улицу вместе со мной, запускает разноцветный пенопластовый самолёт, а я смотрю и радуюсь. Возвращаюсь домой в отличном настроении. Напеваю песню из детства… «Я знаю, есть у ветра любимая игра, на крыше, на крыше он крутит флюгера!». Эдуард похож на маленьких героев советского фантастического фильма «Тайна железной двери» – он так же старается, чтобы его заметили, и похвали вовремя. Зло, ненависть, мщение – не про него. Это какие-то инопланетные «понятия», которых на Земле будто не существует.

Настрой перед работой или хобби, сопутствующие делу мысли – дают многое. Недаром существуют молитвы и тренинги, не просто так издаётся душеполезная литература, а коучеры приглашают на свои мастер-классы. Человек обладает массой качеств, которые при желании можно развить. А гнев – та же субстанция, её может быть в организме больше или меньше. Нельзя забывать о самоконтроле.

Знакомьтесь с произведениями омского учителя и писателя В. В. Власова в «Клубе молодого писателя»: https://vk.com/moy_nakama

Группа «Вконтакте» В. В. Власова «Православное Прииртышье»: https://vk.com/pravirtish

Источник: ruskline.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.