Ю.Громыко. Нам нужна модель общенародной вариативной школы будущего

148

Перспективы системы российского образования. Образование – основа традиции.

Сергей Михеев

Огромный урон российской школе был нанесен ЕГЭ. Мы встали на путь колониальной системы образования. Мир ждёт второго пришествия России. Школьник изменился, а учитель не знает, что с этим делать. Педагог должен «достать» ребёнка из Интернета. Человек без воображения – это угроза обществу. Последние 30 лет мы только и делаем, что экспериментируем с образованием. К чему придем? Нужна модель общенародной вариативной школы будущего Программа “Традиция” с Сергеем Михеевым. В гостях в студии Юрий Вячеславович Громыко – директор Института опережающих исследований

https://www.youtube.com/watch?v=qNjSjRQYKB0

Последние 30 лет мы только и делаем, что экспериментируем с образованием. К чему придем?

МИХЕЕВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Это передача “Традиции” и я, Сергей Михеев – ее автор и ведущий. Сегодня у нас в гостях Юрий Вячеславович Громыко – директор Института опережающих исследований. И мы хотим поговорить о сегодняшнем образовании. Потому что на самом деле, мне кажется, слова “традиции” и “образование” неразрывно связаны. И для того, чтобы вообще традиции были хорошими, мне кажется, образование играет очень большую роль. Вот насчет сегодняшнего образования много копий ломается, многое говорится. Я на собственном опыте, на опыте, так сказать, воспитания собственных детей, ну и также наблюдая общую ситуацию, могу констатировать такой факт. Последние лет 20-30 мы очень много говорим о том, что раньше образование было неправильное, всё было неправильное, всё было не так, всё было, так сказать, плохо, всё было ужасно, всё было зашорено. А сейчас мы, значит, придумаем новые методы, и всё будет хорошо. Значит, сначала говорили о всевозможных новых методиках. В основном, кстати, они были не новые, насколько я понимаю, а просто как бы их передирали с европейских, американских аналогов, еще с чего-то. Отменили стандарты образования и дали абсолютную свободу выбора трактовок, так сказать, преподавания по любому предмету. Теперь новое веяние: теперь говорят, что всё дело в технике, на самом деле надо школы насытить большим количеством планшетов, электронных досок, надо всё перевести в цифру, и вот тогда всё заиграет, и вот тогда всё запоет, и всё будет прекрасно, и так далее, и так далее. И вот последние 30 лет, мне кажется, мы только и делаем, что экспериментируем. Значит, на старом образовании на этом поставили крест, а теперь экспериментируем с новым. Эксперименты бывают разные, но по ходу дела практически все, причем даже люди, которые друг с другом не соглашаются по другим вопросом, но практически все констатируют неуклонное снижение общего уровня образования. Много всяких цветных книжек, иллюстраций, много всяких новых, так сказать, приборов, веяний и прочее-прочее, а толку, как я понял, в общем-то, не много. И даже более того, на мой взгляд, как я уже сказал, становится хуже. Вот я знаю, что вроде бы сейчас Министерство просвещения во главе с госпожой Васильевой пытается как-то этот процесс ввести в рамки, и они даже подали законопроект с некими стандартами образования. Вот не знаю, будет хорошо это или нет, посмотрим. В принципе, очевидно только одно: хоть что-то надо делать. Потому что разговоров и всякой цветной мишуры огромное количество, но результат такой достаточно сомнительный. Вот, Юрий Вячеславович, ваше мнение по этому поводу?

ГРОМЫКО: Уважаемые слушатели, здравствуйте. Сергей задал целый спектр важнейших аспектов. И действительно образование – это и есть собственно основа традиций. Потому что, как говорил замечательный богослов и ученый Павел Александрович Флоренский, “если ты что-то можешь, то, значит, тебя кто-то этому персонально научил”. И если с этой точки зрения ты не присутствуешь в традиции, ты не знаешь по имени, кто тебя этому научил, то ты точно ничего не знаешь. С другой стороны, я очень хорошо отношусь к советской школе и считаю, что модель советской школы на тот период была лучшей школой в мире, если не рассматривать элитарное образование, там Eton или что-то. Но и то, если брать Eton, то имеет смысл физмат-школы российские посмотреть. И более того, я, когда в 92-м году от Министерства образования был на обсуждении, которое организовывалось с коллегами из Соединенных Штатов, то, когда я сказал, что советская школа была лучшая в мире, то меня американские коллеги, политически организованные, они предупредили, они сказали: “У страны, проигравшей в холодной войне, не может быть лучшей в мире школы”. Поэтому вообще-то для меня это очень принципиальный и важный тезис. Другое дело, что советская школа – это в том числе определенные политические технологии, то есть технологии социализации и воспитания, советская школа – это подготовка массовых инженеров для создания военной техники, расчетных задач. И, конечно, мы сейчас находимся совершенно в другой реальности, и с этой точки зрения, я глубоко убежден, нам нужна модель общероссийской, общенародной вариативной школы будущего, у которой должны быть очень определенное содержание образования и методы…

 

Источник: radiovesti.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: