Кареглазый король



«Вечер осенний был душен и ал…»

А.Ахматова

 

Уже два года прошло с того отчаянно-грустного ноябрьского вечера – серьезный срок, за который можно привыкнуть ко многому. В тот вечер во многих театрах мира вечерние постановки прошли под знаком Дмитрия Хворостовского и в его честь. Большой театр посвятил ему показ «Царской невесты», Метрополитен – вердиевский «Реквием», в операх Берлина и Вены были подняты траурные флаги.

Есть своего рода традиция говорить, что тот или иной ушедший от нас человек был не до конца понят, чего-то не успел, унёс с собой какую-то тайну… Для  Хворостовского, казалось, тайн существовало: он – думалось – жил так же широко, как улыбался, и только потом, пересматривая ранние и поздние интервью, понимаешь, что уход Дмитрия, быть может, и стал самой большой – трагической – тайной его жизни. А жизнь он очень любил.

Мог и, наверное, любил казаться легкомысленным: с диким воплем прыгал в ледяную реку, ох уж эти русские, накануне своего выступления в «Метрополитен»; в изодранных джинсах отжигал порой в самой неожиданной компании, шокируя критиков, веселя коллег и ломая шаблоны – там, где их можно было ломать. «Если для меня это настоящий кайф – это должно быть настоящим кайфом и для других!»… И так, наверное, во многом.

Он одинаково хорошо гармонировал и с нимфами Vogue, и со студентками Красноярского института искусств, но лучше всего смотрелся рядом с женой Флоранс, Флоренцией, по-сибирски Флошей – удивительный союз таких разных людей, его евро-азиатская красота и её итальянская. Помнится, какой контраст невольно создала деликатная и милая Илли-Хворостовская рядом с sex appeal модной ведущей одного телевизионного интервью четы Хворостовских – наблюдать за всеми тремя было очень интересно.

Качества Хворостовского как оперного певца, кем он был прежде всего, описать нелегко: тот редкий случай, когда слово пасует перед музыкой и стёртые эпитеты – лишь знаки, отдаленно обозначающие то, что звучало на множестве мировых сцен. Дмитрий, как он сам сказал когда-то про Шаляпина, «мог заставить людей словом, голосом, хрипом сопереживать вместе с ним». Больше слов здесь могут сказать цифры: это его полный вердиевский репертуар, основные «русские» партии, обширная концертная программа, позволявшая экспериментировать…

В памяти преданных зрителей особой вехой стоит 2003 год, когда был дан старт масштабному проекту Константина Орбеляна «Песни военных лет». Для транспортировки концертного оборудования и хора было задействовано сразу 3 самолёта, успех был грандиозный: в Волгограде был поставлен настоящий рекорд, где на концерт Хворостовского пришло 200 тысяч человек. Родные песни Дмитрий вывел на мировой уровень, он открыл их иностранцам, которые в очередной раз доверились его голосу и не прогадали. Хворостовский стал настоящим послом мира – в своём роскошном смокинге с бантом георгиевской ленты, с белоснежно седой гривой, высокий и широкоплечий, как богатырь.

«Когда пою, порой с трудом сдерживаюсь: комок к горлу подкатывает. Иногда мне даже кажется, что мой диск военных песен должен продаваться, наверное, на пару с бутылкой водки. Это гениальная музыка, которая доходит до сердец. Я наблюдал как на одном из концертов, где я пел эти песни, люди, которые не понимают по-русски, плакали».

Концерты советской военной песни он исполнял потом всю жизнь – задавая и стиль, и тональность, и уровень. Советская песня и завершила его концертные гастроли: в Австрии 22 июня 2017 года с Аидой Гарифуллиной Хворостовский спел на бис «Подмосковные вечера», это был его последний большой концерт, и Дмитрий знал об этом.

Живя за рубежом, певец делал всё для того, чтоб его дети понимали в том числе и русскую культуру – как-то сказал о русской школе при православной лондонской общине, которую собирался посещать его сын Максим. О любви к своей исторической Родине Хворостовский заявлял открыто, что в среде его русских партнёров зачастую считается если не неприличным, то уж точно «неуместным». Он слишком хорошо знал свой национальный код, чтобы кокетничать и выбирать.

«Я становлюсь крайне мнительным, когда встречаю пренебрежение к нашей истории, когда чувствую, что Чайковского недооценивают, считая его сентиментальным, неглубоким, меланхоличным и даже однообразным. Таких людей я ставил бы к стенке» (беседа с Марией Бабаловой).

Очень интересен образ Хворостовского в программе у Познера, настойчиво перетаскивавшего не сведущего в политических интригах певца под свой истрёпанный флаг. Лукавый и умный ведущий приписывал собеседнику свои взгляды и свои убеждения, в целом их разговор был лёгок и изящен, но, сам того не осознавая, Дима Познера тогда обыграл. Потому что он, «гражданин мира» и самый настоящий король, по-прежнему оставался тем парнем, который в тревожном для России 1994 году поднял на ноги зал зрителей-американцев – под свиридовскую «Отчалившую Русь». Композитору, певцу и пианисту аплодировали стоя, и после смерти Георгия Свиридова «Русь» («Cast of Russia»), написанная на стихи Есенина, продолжает оставаться в лучшей концертной программе зарубежья. Этот вокальный цикл стал итоговым альбомом творчества Дмитрия Хворостовского.

Пройдут десятилетия, будут новые победы и новые певцы, и как же не хочется, чтоб имя Дмитрия Хворостовского бронзовело, покрывалось характерной патиной… Не хочется, чтоб его подвижный, страстный, живой образ в коллективной памяти с годами превращался в его собственный памятник на Новодевичьем. Хочется верить, что он ещё улыбнётся нам – эх, «Очи чёрные»!..

После победы в Кардиффе он всё реже бывал в родном Красноярске, звёздный статус вносил свои коррективы. С широкой, как у маршала, наградной лентой через плечо, прихрамывая, с перевязанной рукой – наверное, впервые он тогда не сдержал слёз.

«Я должен был вернуться. Я вернулся к вам, потому что я вас люблю, потому что это мой родной город. Ведь столько всего связано с Красноярском…  До свиданья. До свиданья!».

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

Источник: zavtra.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.