Правила для бесправных



“Твиттер” ввел внутреннюю цензуру материалов внесистемной оппозиции

Историки утверждают, что когда в 1799 году Наполеон, инструктировал членов комиссии, которая занималась разработкой Конституции Франции, он потребовал от них следующее: “Пишите мало и непонятно”. Именно эти “наполеоновские” принципы легли в основу новых правил размещения политической рекламы, о которых объявил “Твиттер”. На первый взгляд социальная сеть, подуставшая от обвинений в рекламной неразборчивости и публикации фейковых новостей, в одночасье решила стать аполитичной. Отсюда требования – пользователи больше не смогут публиковать в “Твиттере” пропаганду и призывы голосовать за конкретного кандидата. Сообщения политического характера разрешат размещать только средствам массовой информации при условии, что это не будут оценочные материалы про партии или отдельных политиков. Как саркастично заявила в связи с введенными ограничениями представитель “Твиттера” Виджая Гадд, прежде, многие общественные движения набирали популярность без какой-либо политической рекламы. Запрет на ее публикацию должен коснуться всех партий, кандидатов на политические должности и связанных с ними документов, а также не политических заявлений тех же кандидатов, партий и госчиновников. Тем не менее рекламу, имеющую отношение к социальной сфере – климатическим изменениям или контролю за оборотом огнестрельного оружия, формально не связанную с определенными политическими силами, “Твиттер” разрешит.

Далее – сплошные вопросы. Причем ответы на них соцсеть вправе давать по своему усмотрению: нынешние запреты и разрешения могут быть истолкованы ответственными лицами “Твиттера” максимально широко, в зависимости от конъюнктуры и конкретного места применения озвученных правил.

Как бы “Твиттер” ни отбивался от обвинений в реализации политической цензуры для рядовых пользователей – новые ограничения не что иное, как эта самая цензура. В первую очередь она предназначена, чтобы заткнуть рот внесистемным пользователям, не связанным с политическим истеблишментом. Его возможности использовать платную рекламу для продвижения своих взглядов “Твиттер” как раз постарался ограничить минимально. В то время, как обычным подписчикам высказываться на политические темы или поддерживать через соцсеть те или иные андеграундовые политические движения теперь будет особенно непросто.

Не совсем понятно, в какой степени введенные “Твиттер” требования отразятся на возможностях членов американской администрации вести диалог с избирателями. Судя по ограничениям, госчиновники не смогут в ходе предстоящей президентской кампании агитировать за кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа, в то время, как у находящихся в оппозиции демократов, напротив, будут развязаны руки для критики президента через соцсеть.

Но все же ключевым вопросом, на который новые правила “Твиттера” не дают вразумительного ответа, – насколько универсальными и всеобъемлющим окажутся озвученные запреты? Коснутся ли они только американского сегмента “Твиттера” или также будут действовать в Европе, Иране или России? Судя по отдельным высказываниям представителей соцсети, политическая цензура в первую очередь будет применена к американским пользователям, что не исключает введения аналогичных запретов для подписчиков соцсети из стран Евросоюза.

Новые правила “Твиттера” не дают вразумительного ответа, насколько универсальными и всеобъемлющими будут озвученные запреты

Однако в отношении государств, где Белый дом широко применяет социальные сети для “корректировки” курса неугодных режимов, ни о каких ограничениях на размещение политической рекламы оппозицией, или о прекращении иных способов давления на власть, речь не идет. Так, например, после восстановления работы интернета в Иране госсекретарь США Майкл Помпео через соцсети призвал жителей этой страны отправлять в госдеп видео, фото и другую информацию, связанную с “бензиновыми” протестами. Но такого рода наглое вмешательство в дела иностранного государства со стороны должностного лица Америки в “Твиттере” не посчитали нарушением принятых норм. Впрочем, соцсеть не скрывает, что своими ограничениями подыгрывает тем политическим силам, чьи программы не противоречат официально признанным интересам Вашингтона. А обкатывать новые правила “Твиттер” планирует в ходе подготовки к предстоящим в начале года парламентским выборам на Альбионе, где местные политики наперебой заявляют о своих страхах перед якобы готовящимся российским вмешательством в британский избирательный процесс.

В этой связи любопытно признание, который сделал исследователь Интернета Эндрю Вейсберд в статье, опубликованной газетой “Нью-Йорк таймс”. В поисках неких “кремлевских троллей” Вейсберд связался с американцами, которые ранее оставляли твиты пророссийского содержания. Каково же было удивление автора, когда те подтвердили, что “пришли к своим пророссийским взглядам честно, не получая платы или инструкций из Москвы”. Для того, чтобы помешать продвижению взглядов таким неудобным, имеющим собственное “разумение”, внесистемным пользователям, “Твиттер” и ввел драконовские запреты в отношении политической рекламы. После чего лицемерно объяснил подписчикам появление внутренней цензуры в соцсети заботой об интересах американских избирателей. Видимо, чтобы те не узнали лишнего, чего знать им не следует…

Прямая речь

Константин Косачев, председатель комитета Совета Федерации по международным делам:

– Запрет на политическую рекламу в Twitter – симптоматичное явление. По сути это признание, что сегодня политика все больше перемещается в соцсети (это хороший урок для тех, кто считает, что соцсети менее политизированы, чем телевидение и иные СМИ).

Возможно, за этим и еще более серьезное признание: то, что когда-то считалось пространством мирового лидера и кибермонополиста, США, оказалось в итоге не таким. Все эти американские расследования на тему каких-то ботов и блогеров, которые якобы повлияли на выбор американцев – это попытка объяснить при помощи удобной теории заговора очень простой факт: антиамериканизм в созданном, по сути, американцами интернете – это не чья-то злая воля, а вполне объективное явление. Прямая демократия, в какой-то мере. И оказалось, что США не очень готовы к реалиям нового века, где “град на холме” почему-то не все любят. Поэтому проще пойти по пути запретов и отмен.

Мир изменился, и он оказался не проамериканским, поэтому лучше от греха подальше убрать политику из нелояльных сетей.

Андрей Климов, председатель временной комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ:

– Я думаю, что запрет введен прежде всего в связи с событиями, которые разворачиваются в самих США. А именно – “твиттерная” дипломатия, “твиттерные” избирательные технологии стали вовсю произрастать.

Но параллельно с этим Google внес изменения в правила размещения политической рекламы у себя, причем эти изменения по существу соответствуют тому, о чем говорила наша комиссия. А именно – что они должны уважать законодательство (в том числе – избирательное) государств, на территории которых они работают. Не размещать политическую рекламу в “день тишины”, в день голосования. Вот это все они в своих правилах изменили, двигаются в правильном направлении.

Все эти большие интернет-платформы понимают, что если они будут кому-то подыгрывать на этом пространстве, то могут в конце концов потерять территории. Это запрос не только нашей страны, большинство государств, которые серьезно относятся к своему суверенитету, тоже за этим следят. Индия тоже на них серьезно наступала, в Европе были соответствующие предложения одуматься.

А вообще все эти решения в конечном счете рыночные, потому что у них (компаний) просто перед носом закрывают двери во многих странах из-за того, что они заигрались в разные политические комбинации.

Подготовила Галина Мисливская

 

Источник: rg.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ИДЕОЛОГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.