Детский мир семьи императора

179
Выставка в «Коломенском» рассказывает о том, как воспитывали и учили детей Николая II
Подготовила Мария Максимова

«АНР» – это Анастасия Николаевна Романова, младшая дочь императора Николая II. Письмо с собственноручным рисунком она отправила своему учителю русского языка, когда ей было около 8 лет. А вот великой княжне Анастасии – годик, это, предположительно, 1902-й. Царь ждал наследника, но родилась опять дочка. Четвертая. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. «ОТМА» – как подписывались они сами. Подруг, по настоянию императрицы, у них не было, великие княжны общались только между собой. Образование получили домашнее.

«И, конечно, главную роль играла сама императрица Александра Федоровна, которая первая из российских императриц вскармливала своих детей грудью, сама их купала и пеленала в младенческом возрасте. И очень строго отбирала преподавателей. Обучали детей русскому языку, английскому и французскому, а с 10-летнего возраста – немецкому. Обучали истории и географии, рисованию, танцам. И очень большое внимание уделяли физическому развитию», – рассказывает главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника Ольга Полякова.

В играх, когда позволяло здоровье, принимал участие и цесаревич Алексей. Но из-за унаследованной болезни гемофилии он часто и подолгу лежал в постели. По воспоминаниям воспитателей, Алексей был всеобщим любимцем. Родители в нем души не чаяли.

На выставке можно увидеть детские игрушки наследника, его рисунки, тетрадь для занятия по русскому языку. Любимой одеждой была морская и военная форма – цесаревич был «шефом нескольких полков и атаманом всех казачьих войск». В нежном возрасте его по тогдашней моде наряжали в платье. Гардероб же великих княжон отличался изысканностью, но, судя по фотографиям, младшие дочери императора иногда донашивали одежду за старшими. Традиция бережного отношения к вещам идет от Николая II, рассказывает потомок Александра III П. Куликовский-Романов.

«Нужно иметь в виду, что на Николая II оказала огромное влияние его мать – датская принцесса Дагмар, а датский королевский дом как раз этим и отличался – сдержанностью, скромностью, стремлением не выпячивать себя, несмотря на свое высокое положение», – говорит Пол Эдвард Куликовский-Романов.

О том, каким царем был Николай II, историки, наверное, будут спорить еще долго и вряд ли когда придут к общему мнению. Но с чем согласны абсолютно все – Николай II смог создать семью, в кругу которой он был по-настоящему счастлив.

А потому основной темой выставки стал рассказ о повседневной жизни семьи последнего русского императора. В первую очередь экспозиция посвящена его детям. Хронологические рамки охватывают период от их рождения до юношества, при этом большое внимание уделено их семейному воспитанию и образованию. Последние месяцы пребывания царской семьи в Екатеринбурге и её трагическая гибель не затрагиваются.

На выставке представлены исключительно мемориальные предметы, принадлежавшие членам императорской семьи и находящиеся ныне в собраниях Государственного Эрмитажа и Государственного архива РФ. Экспозиционное пространство состоит из нескольких разделов. В первом, тематическом, можно видеть семейные фотографии последних Романовых. Николай II и его родные очень увлекались фотографией. Благодаря этому до наших дней дошло большое количество снимков, среди которых изображения молодых Николая II и императрицы Александры Фёдоровны, их родителей – императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, Людвига IV Гессенского и великой герцогини Алисы Гессенской. В этом разделе также представлены экспонаты, рассказывающие о рождении всех пятерых детей, дополненные сюжетными и пейзажными фотографиями из императорских резиденций.

Остальные разделы организованы по хронологическому принципу. Зритель может проследить, как взрослели дети последних русских монархов. Эта часть выставки раскрывает необычайно трогательный период детства – от самого раннего, когда дети находились под контролем матери, нянь и воспитателей, до более поздних, когда уже проявлялись индивидуальные черты каждого. Основные экспонаты этих разделов – детские платья княжон, костюмы цесаревича Алексея, игрушки из собрания Государственного Эрмитажа, портретные семейные и сюжетные фотографии из Государственного архива РФ.

Дочери Николая II и Александры Фёдоровны делились на пары: «старшая» – Ольга и Татьяна, «младшая» – Мария и Анастасия. У каждой пары была своя спальня, классный кабинет и совместные уроки. Кураторы воссоздали атмосферу девичьих комнат: выставлены портретные снимки княжон 1904–1914 гг., шляпки, личные вещи, дневники, письма, поздравительные открытки, рисунки.

Отдельное внимание уделено цесаревичу Алексею. Долгожданный наследник престола был горячо любим родителями и сёстрами, они проводили много времени в играх и совместных занятиях. Несмотря на тяжёлую болезнь, цесаревич старался жить обычной мальчишеской жизнью, в которой были и уроки, и забавы.

Заключительный раздел посвящен непростому периоду жизни царских детей, когда на их долю выпало тяжелое бремя Первой мировой войны, последующий арест членов семьи в Царском Селе и ссылка в Тобольск.

…Выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – совместный проект Государственного Эрмитажа, Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино» и Государственного архива Российской Федерации. К ее открытию издан научный иллюстрированный каталог «Детский мир семьи императора Николая II. ОТМА и Алексей».

По материалам СМИ
Источник: stoletie.ru
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: