Положенные льготы, о которых мы не знаем



Люди остаются без положенных льгот, потому что не знают о них либо не хотят заниматься сбором вороха документов. Царьград разбирался, как можно исправить ситуацию

Неизвестная поддержка

В последнее время в России много говорится о демографической политике. Однако у большинства граждан страны сформировано мнение, что государство буквально ничего не делает в этом направлении. Мягко говоря, это не так. Социальные меры поддержки существуют, но более трети семей с детьми о них просто не знают. Как показал опрос Общественной палаты РФ, проводившийся в течение двух месяцев с середины августа 2019 года, 35% родителей не пользуются положенными льготами, поскольку не осведомлены, что имеют на них право.

И это только верхушка айсберга. Например, 72% респондентов, относящихся к категории многодетных семей, не в курсе полагающихся их детям подарков на праздники. Только четверть опрошенных хотя бы раз собирали соответствующие документы для оформления, остальные либо ленились, либо не успевали это сделать.

35% многодетных семей знают, что раз в месяц могут получать возмещение за стоимость посещение музея, театра, бассейна или спорткомлекса. Соответственно, почти две трети участников опроса о такой форме поддержки не слышали. Согласно полученным Общественной палатой данным, только 18% родителей с инвалидностью оформляют пособие для своих детей, при этом более половины (53%) не знают, что имеют такую возможность.

Не лучше обстановка и на селе. Такое ощущение, что там люди иногда буквально отрезаны от внешнего мира. Например, 60% респондентов не осведомлены о том, что могут рассчитывать на транспортное средство или деньги для его покупки. Почти такая же доля сельских жителей не знает о льготах при уплате налогов на транспорт, землю и имущество.

Огласите весь список

В Минтруде напомнили, что льготы и выплаты не предоставляются автоматически — это делается только на основании заявления. Также в ведомстве предположили, что часть семей могут использовать лишь некоторые льготы, хотя подходят под критерии нескольких мер поддержки. Получается, что недорабатывают органы соцзащиты, которые ограничиваются лишь оформлением тех документов, с которыми к ним пришли.

Директор научно-образовательного центра социального развития РАНХиГС Любовь Храпылина вообще уверена, что полученные Общественной палатой результаты — это ещё оптимистичный сценарий. По подсчётам собеседника «Известий», плохо знают о льготах или совсем не информированы о них около 60% граждан. Грамотно налаженного процесса по просвещению населения в этом направлении нет, все сведения доносятся отрывочно.

В то же время в Минтруде отметили, что информация о мерах социальной поддержки распространяется через официальные интернет-ресурсы, социальные сети, информационные стенды, полиграфические материалы и средства массовой информации. Однако далеко не всегда нужную информацию удаётся найти и в Сети, к тому же охват качественным интернетом в стране далеко не стопроцентный — здесь кроется и упомянутая отсталость села в этих вопросах.

С МФЦ лучше, но не намного

Много говорится о том, что с распространением в регионах многофункциональных центров (МФЦ) проблема будет постепенно сходить на нет, но на практике не хватает профессиональных кадров, которые могли бы правильно и на доступном языке проконсультировать людей. Проблем хватает и на последующих этапах: зачастую документы долго готовятся, а потом ещё и ошибки в них обнаруживаются. Увы, человеческий фактор никуда не уходит.

Также результаты опроса говорят о том, что существующая модель информирования населения неэффективна. Эксперты приводят такой пример: на базе Пенсионного фонда была создана цифровая платформа с реестром семей с детьми-инвалидами. Получается, что если эти родители не узнают о положенных льготах, значит, потраченные средства можно было использовать лучше, либо сама система должна работать по-другому.

Председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова в интервью «Москва 24» высказала мнение, что неосведомлённость многих семей о полагающихся льготах связана с тем, что многие из них прописаны лишь на региональном уровне, и граждане действительно о них не знают. Если федеральные меры поддержки «более-менее прописаны», то о предоставляемых субъектами РФ более мелких льготах и пособиях людей не информируют, как полагается. А всё потому, что нет единого систематизированного каталога, из которого люди могли бы узнать о любых мерах поддержки, будь то подарки на Новый год или бесплатные билеты в театр.

Пришёл за льготами, значит, мошенник

В то же время из результатов проведённого Общественной палатой опроса мы видим, что дело не только в неинформированности, но и в нежелании граждан заниматься бумажной волокитой, собиранием справок и прочих документов. Для многих из них это существенная потеря времени, а «выхлоп» в большинстве случаев его не стоит. Вот и формируется категория потенциальных получателей льгот, которые знают о таковых, но по тем или иным причинам ими не пользуются.

Об этом говорит, в частности, и гендиректор института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. В комментарии Ura.ru он отметил, что даже если какую-то льготу относительно легко получить, то привыкшие к излишней бюрократии люди не проверяют это на себе. Также, по мнению эксперта, на ситуацию влияет и фактор психологии.

[Бюрократический] аппарат исходит из презумпции виновности гражданина: человек, пришедший за льготами, — скорее всего, мошенник,

— заключил Журавлёв.

Будущее за «суперсервисами» госуслуг?

Хочется надеяться, что дело сдвинется с места с постепенным внедрением суперсервисов на портале госуслуг. Как отмечается на самом сайте, это новый вид государственных услуг, предназначенных для оформления документов, получения пособий, страховых возмещений, позволяющий отслеживать статус исполнительных производств и даже подавать заявление на поступление в вуз в другой город без личного визита.

Как отметила первый зампредседателя комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты Юлия Зимова, необходимо прийти к тому, что электронные сервисы будут проактивны, то есть будут сами предлагать пользователям воспользоваться теми или иными льготами. Тем лишь останется выбрать нужные и не придётся каждый раз заново готовить бесконечные справки. Конечно, далеко не всем будет доступна такая возможность, однако с распространением цифровизации доля граждан, которые смогут получать госуслуги таким образом, будет только расти.

Чаты «мамочек» — кладезь информации

Царьград также провёл небольшой опрос, в ходе которого выяснил, каким образом родители узнают о полагающихся им льготах. Не секрет, что наиболее «продвинутые» в коммуникативном плане граждане (в первую очередь мамы) объединяются в сообщества в социальных сетях, групповые чаты в мессенджерах, читают различные тематические форумы и так далее. Большинство черпают информацию именно там. Не всегда, правда, она бывает достоверной, однако чаще всего её можно проверить.

О некоторых льготах родители узнают от своих работодателей, особенно те, кто трудится в крупных компаниях. Любой грамотный специалист по кадрам должен обладать такой информацией, особенно если он работает с сотнями сотрудников. О льготах, связанных с детским садом, может сообщить заведующая дошкольным учреждением.

Выходит, что непосредственно из первоисточника, то есть от государства, информацию получают единицы, а дальше начинается сарафанное радио, нередко превращающееся в испорченный телефон. Разумеется, охват далеко не полный. Так что властям есть над чем призадуматься. Но пока складывается впечатление, что они по-прежнему занимают позицию «сами виноваты, что не узнали”.

Источник: tsargrad.tv

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ЧЕЛОВЕК


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.