Виктор Цой жив!

208

К тридцатилетию выхода в свет альбома «Звезда по имени «Солнце»

Господь Апостолов посылал всегда по двое.

Апостолами на сцене были два «песенных гонца», как их назвала поэт Мария Сухорукова, Виктор Цой и Игорь Тальков. Они друг с другом никогда не встречались. Но Игорь после гибели Виктора посвятил ему песню.

Поэты не рождаются случайно.

Они летят на землю с высоты.

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Глаза таких Божественных посланцев

Всегда печальны и верны мечте.

И в хаосе проблем их души светят вечно тем

Мирам, что заблудились в темноте.

Как точно все сказано! Душа Виктора Цоя светила нам, заблудшим в коммунистическом рабстве. Не случайно на его концертах слушатели зажигали огоньки. Он пел притчами о девушке-душе, у которой есть печаль, про электричку, которая идет туда, куда не хочу, о войне, которая идет две тысячи лет без особых причин. А еще он пел о Звезде по имени Солнце. Тогда нельзя было явно говорить о Христе. Приходилось говорить вот так, притчевым языком.

Последний седьмой альбом поэта назывался «Звезда по имени Солнце». Альбом вышел в 1989 году. В августе этого года ему исполнилось 30 лет. И свою программу Большой Симфонический Оркестр города Санкт-Петербурга с участием Юрия Каспаряна, бывшего участника легендарной группы «Кино», посвятил именно этой дате.

«Впервые оркестровые версии легендарных песен «Кино», – читаем мы в Википедии о «Симфоническом КИНО», – были записаны известным современным композитором Игорем Вдовиным в 2010 году для грандиозного фестиваля «20 лет без КИНО». Композиции были настолько тепло приняты публикой, что решено было подготовить сольную программу, добавив знаковую для всех меломанов гитару Юрия Каспаряна». Так и родилось «Симфоническое КИНО» – в истории русского рока проект, не имеющий аналогов. Продюсером проекта выступил сын музыканта – Александр Викторович Цой». И этот проект успешно идет по России. В нашем Нижнем Новгороде редки были афиши об этом концерте. Даже перед театром опери и балета, где должен был проходить концерт, афишу убрали. Пришлось по интернету узнавать о начале концерта. В кассе у меня спросили мою фамилию, имя и отчество и номер телефона. «Это зачем?» – спросила я. «Такая программа», – ответил кассир. Господи, – подумала я, – неужели до сих пор боятся его песен?

Зал был полон. Публика ликовала после каждой композиции оркестра, сидящего на сцене и подсвеченного синими лампочками. На электрогитаре солировал Юрий Каспарян в черном фраке и с «бабочкой». Одежда «формал», как сказали бы американцы. Да, Виктор Цой достоин, чтобы красивые композиции по его песням звучали в исполнении симфонического оркестра. Жаль, звукоусиливающая аппаратура перекрывала нормальное звучание струнных и духовых инструментов. Кто-то выкрикнул: «Виктор Цой жив». Аплодисменты были нескончаемые, когда концерт закончился. И артисты не уходили, и дирижер Антон Шабуров и солист Юрий Каспарян вновь и вновь выходили на сцену. К запасному выходу, ведущему на сцену, было просто не протолкнуться. Многие хотели получить автографы. Мне все же удалось протиснуться и передать на память книгу Марии Сухоруковой «Хвалите Бога», в которой есть стихи, посвященные Виктору Цою и Игорю Талькову.

Песенные гонцы

Светлой памяти убиенных Православных певцов Виктора Цоя и Игоря Талькова

Не Леной-речкой тек. Болотом он

Смердел. И смрадом заражал окрестность.

И заглушила колокольный звон

Его «сверхгениальная известность».

Он вместо солнца лысиной светить

С портретов порешил в глухие дали.

Как и куда нам было, пленным, плыть,

Коль с Корабля Спасенья нас прогнали.

И Виктор Цой, он притчами запел

О Солнце Правды, о Звезде, что Солнце.

Он мыслить заставлял средь черных дней,

Чтоб солнечные дни втекли в оконце.

Он запертую дверь открыл плечом,

Чтоб девушка-душа была здорова.

Юродствуя на сцене, стал лучом,

Предтечей света Игоря Талькова.

В рассвете полном песенных гонцов:

И Виктора, и Игоря сразили,

Двух воинов, апостолов-певцов,

За слово Правды, за Христа убили.

В объятья Отчи отошли певцы,

Свой благовест пролив над миром сонным.

И мучеников вечные венцы

Горят над ними золотом червленым.

А мир все дремлет. Малое число

Проснулось. Сохрани их, Святый Боже.

На смелых смотрит вновь сквозь дуло зло.

И кто сейчас на очереди, кто же?

Смотрю в интернете отзывы о Викторе Цое, и меня они порадовали. Вот некоторые добрые слова в его адрес: большой русский поэт; с помощью его музыки произошла огромная культурная трансформация советского общества; его песни про любого человека из спального района.

Да, его песни были доходчивы и просты, как и он сам. И главное, он менялся, он рос духовно от романтических песен до песен протеста.

Перемен! – требуют наши сердца.

Перемен! – требуют наши глаза.

В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен:

«Перемен! Мы ждем перемен!»

Восьмидесятые годы прошлого века – это были времена страшного застоя и духовного тупика. И на его концертах люди находили отдушину. Последний его концерт в Лужниках в 1989 году собрал 72 тысячи человек. На сцене был уже не романтик-певец, а боец, вернее, четыре бойца в черных одеждах, как монахи, которые пришли, чтобы сказать слово Истины.

Виктор своими песнями пробудил людей от затянувшейся духовной спячки. Но кого-то это раздражало. И вот итог: трагическая гибель в ДТП. Уснул? Да что вы! Как же тут было уснуть, когда ты будишь людей и полон творческих сил?! В средние века были рыцари, которых называли потрясателями копья. Они первыми выходили на встречу войску противника и пели свою песню, вдохновляя свое войско на бой. И первыми погибали. Виктор погиб первым. А потом уже началась «эпоха перестройки», перестройки сознания, перестройки хозяйства. Он не дожил, но он с Божией Помощью был одним из тех, кто подготовил выход из коммунистического рабства, многих пробудил своими песнями. Светлая ему память, певцу-мученику.

Ирина Александровна Высоцкая, директор Нижегородского благотворительного фонда «Меценат», Нижний Новгород

Источник: ruskline.ru

Последний концерт Виктора Цоя и группы “Кино” на стадионе Лужники в Москве, 24 июня 1990 г.

Заставка: Виктор Цой на концерте в Ленинграде, 1986 год. Yuri Kasparyan (seated) and Viktor Tsoi (standing) photographed in 1987 during a concert in Leningrad.  wikipedia 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: