“Рыцарь красоты”: на какую выставку Третьяковки мы будем стоять в очередях



РИА Новости, Анна Нехаева. Он положил начало искусству Серебряного века, по-новому писал евангельские сюжеты и открыл пленэризм для русской пейзажной школы. В Новой Третьяковке — ретроспектива автора “Московского дворика” Василия Поленова, приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. О том, за что ругали и за что превозносили мастера, — в материале РИА Новости.

Кто-кто во дворике живет?

Ясный летний день, церковные купола на горизонте, покосившийся забор и запущенный сад городской усадьбы — сюжет картины Поленова “Московский дворик”, знакомой со школьных лет. Но не все знают, что создана и впервые показана эта работа была случайно.
В конце 1870-х Василий Дмитриевич готовился к выставке художников-передвижников и приехал в Москву писать “Пострижение негодной царевны”, собирал материалы, зарисовывал интерьеры кремлевских соборов. Но понял, что не успевает к сроку.
 Поселился Поленов недалеко от Арбата, и из окна его комнаты открывался вид на ставший потом знаменитым московский дворик. Сначала художник сделал этюд, а потом — картину, которую в итоге представил на передвижнической выставке. Он извинялся, что “ничего порядочного не успел написать и в будущем надеется оправдаться и показать что-то приличное”.
 Никто не ожидал, что “Дворик” получит такой успех. Особенно на фоне других полотен той экспозиции — “Протодиакона” Репина или “Встречи иконы” Савицкого.
 “Это вещь, которую мы знаем с детства, Москва, которой почти нет, — рассказывает РИА Новости заместитель гендиректора ГТГ по научной работе Татьяна Карпова. — В картине есть теплота, добро, радость жизни, выраженная удивительно органично. Художник ничего не навязывает, но вы как будто погружаетесь, входите в картину. Мало кому удается это передать”.
 Сюжет по-домашнему уютен — неяркий солнечный день, дети из-за чего-то плачут, у березы обломилась верхушка, а в углу виден запущенный сад усадьбы, в которой, по словам Карповой, и жил художник. Кстати, этот сад можно увидеть в другой канонической картине Поленова, “Бабушкин сад” (создана в том же 1878 году).
Посетительница фотографирует картину Василия Поленова Бабушкин сад в Третьяковской галерее на Крымском валу
Посетительница фотографирует картину Василия Поленова “Бабушкин сад” в Третьяковской галерее на Крымском Валу
“Он вслед за Саврасовым развивал линию интимного пейзажа, — продолжает Карпова. — У Поленова учились Левитан, Коровин, Головин, Сапунов. Все говорили о притяжении его личности: он не ломал индивидуальность последователей. А его влияние распространялось широко — у него дома в Москве организовывались рисовальные вечера, в которых участвовали и мастера старшего поколения, и ученики Поленова”.

Новатор-монументалист

Самое грандиозное полотно на выставке (3,2 метра в высоту и более шести метров в длину), впервые привезенное в Третьяковку из Русского музея, “Христос и грешница” (“Кто из вас без греха?”) занимает отдельную стену.
Посетители на выставке Василия Поленова, приуроченной к 175-летию художника, в Третьяковской галерее на Крымском Валу
Над монументальной картиной Поленов трудился более 15 лет — для придания большей натуралистичности мастер путешествовал по Ближнему Востоку и Италии. Это чувствуется как в цвете, так и в антураже: художник соединил в картине традиции академической живописи и приемы реалистического искусства.
На картине запечатлен сюжет из Евангелия от Иоанна о том, как к Христу привели грешницу, уличенную в прелюбодеянии. “Иисус сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши”.
 По мнению самого Василия Поленова, смысл этого сюжета — в том, чтобы донести до людей идею добра и всепрощения.”Трудная задача передо мной — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем. <…> В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек” — так писал Поленов об этой работе.

 Его критиковали за роскошество пленэрных красок в большой картине и, главное, за недостаточную божественность Христа. Но потом картину купил император Александр III, и с художника автоматически были сняты все обвинения.

Русский импрессионист

Посетители на выставке Василия Поленова рассматривают картину “Осень в Абрамцеве” в Третьяковской галерее на Крымском Валу
Еще одна любимая тема Поленова, нашедшая отражение на выставке, — пейзажи, в создании которых ему помогал опыт театрального декоратора.
“В поленовских пейзажах, в отличие от работ Саврасова или перовских пейзажных фонов, нет мрачности, тоски. Только меланхолия — как, например, в осенних сюжетах”, — отмечает Карпова. По ее мнению, знаменитый пейзажист Иван Шишкин вряд ли был бы доволен живописью коллеги.

Если для Шишкина была важна максимальная реалистичность — порода дерева или тип растений, то у Поленова на первый план выходит настроение. При приближении ко многим его работам создается впечатление небрежности, как у импрессионистов (“Осень в Абрамцеве”, “Золотая осень”, “Река Опять”, “Пруд в парке. Ольшанка”).
В поздних пейзажах мастер и вовсе пользовался грубым холстом (что потом перенял его ученик Борисов-Мусатов), и живопись превращалась в своеобразный гобелен. Это особенно заметно в пейзажах с рекой Окой.
“У него много совершенно разных работ, но при этом нет ощущения эклектичности, потому что все сплавлено, гармонизировано, везде чувствуется характер его личности”, — заключает Карпова.
Эклектичной была и жизнь Поленова: он учился на физмате Императорского Санкт-Петербургского университета, сочинял музыку (романсы, оперы), участвовал в создании народного театра. А еще — добровольцем отправился на войну, участвовал в боях и был отмечен наградами, в том числе “За храбрость”. При этом успевал заниматься живописью.
Недаром Савва Мамонтов назвал Поленова “рыцарем красоты” — художник искал ее во всем: театре, жизни, архитектуре. И переносил в живопись.
На выставке в Третьяковской галерее представлено более 150 работ из 14 музеев и четырех частных коллекций. Экспозиция открыта до 16 февраля 2020 года.
Источник: ria.ru
comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике КУЛЬТУРА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.