Улучшения длятся уже 10 лет. А результата нет: Почему дипломы наших вузов не котируются за рубежом



Документы выпускников отечественных университетов безоговорочно могут принять только в двенадцати странах Европы. Чаще всего статус специалиста приходится подтверждать

В отечественном образовании — новый скандал. На этот раз не с липовыми диссертациями и учёными степенями, а гораздо круче. Судья Конституционного суда (КС) Константин Арановский, разбирая жалобу бизнесмена Михаила Чайковского из Воронежа, которого чиновники отказывались признать безработным из-за отсутствия справки «с последнего места работы» и документа о квалификации, высказал так называемое особое мнение, раскритиковав действующую систему высшего образования в России.

И ведь не просто раскритиковал, а буквально разнёс в пух и прах.

Если бы профессиональное образование уверенно гарантировало квалификацию обладателей дипломов, то в конституционно-правовом балансе интересов и ценностей это имело бы иной, вероятно, вес, который дал бы больше оснований поддержать авторитет диплома, чтобы обладание им было условием осуществления свободы труда и связанных с нею прав,

— отметил Арановский.

«Не все считают полезным внедрение болонской системы, и многие предпочли бы без этого обойтись, как обошлись, например, немецкие университеты. Не каждый убеждён, что от введения бакалавриата-магистратуры по болонским стандартам выросло качество образования и что теперь российские дипломы признают по международным стандартам, как того ожидали», — добавил он.

И это с учётом того, что на изменения были потрачены, по выражению судьи КС, «бессчётные ресурсы», которые можно было бы направить «во благо науке и на достойную оплату преподавательского труда».

«Однако улучшения в образовании длятся лет тридцать, а результаты их всё ещё спорны, — напомнил Арановский. — Так что теперь, когда столько истрачено, а доверия дипломам не прибавилось, нет причин олагаться впредь на министерские решения, инициативу ректоратов и на энтузиазм активистов. Не исключено, что придётся теперь подождать, пока дипломы большинства вузов и техникумов (лицеев, колледжей и др.) станут убедительными. Тогда можно будет, наверное, заново обсудить, насколько профессиональное образование сертифицирует доступ к профессиям и следует ли связывать с дипломами осуществление тех или иных прав».

Рассуждая же о зависимости оплаты труда преподавателей и качества образования, судья Арановский делает вывод:

В такой обстановке ценят не преподавание и не учёбу, а учебно-методические комплексы, которые нужны не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях. Вряд ли, однако, ради этого нужно сохранять привилегии системы, обеспеченные обязательностью дипломов.

«Бюджет всего российского образования меньше, чем у одного только Гарварда»

Речь Константина Арановского, разумеется, вызвала бурную дискуссию — притом что профильное ведомство пока молчит, уже высказались ряд экспертов.

Вот, например, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин, комментируя мнение судьи КС, заявил, что оно производит «сложное впечатление».

Смешаны разные позиции: совершенно справедливые и совершенно несправедливые, — заметил Смолин в эфире радио «Говорит Москва». — На российское высшее образование никакие безумные средства не потрачены. Весь бюджет российского высшего образования сравним с бюджетом одного лишь Гарвардского университета. Финансирование сейчас радикально меньше, чем в советский период. Например, студенческие стипендии тогда составляли 80% от прожиточного минимума, а сейчас — менее 13%.

Зато с оценкой бюрократизации он согласен, но в этом, полагает депутат, виноваты не ректоры, виновата в этом вся система управления в стране и образования в целом, поскольку формула «ты начальник — я дурак, я начальник — ты дурак» внедряется повсеместно.

Не стал Олег Смолин спорить и с мнением о снижении самого уровня образования.

Качество высшего образования в современной России, по сравнению с советскими временами, упало, — подтверждает он. — Тем не менее российское высшее образование выше своей репутации. Если сравнивать это образование с рейтингами российских вузов, я убеждён, что его качество выше. Я уверен, что МГУ — это не вторая и не третья сотня мировых вузов. Это точно первая сотня, так же как и другие наши вузы.

Хочешь работать на Западе — докажи!

Впрочем, можно сколь угодно рассуждать, кто круче (из вузов) и какое образование качественнее, однако факты — штука упрямая.

Вот, например, в июньском рейтинге лучших вузов мира, составленном QS World University Rankings 2019/2020, в первую сотню университетов попал только МГУ. Там оценивались, к слову, шесть критериев: репутация в науке и среди работодателей, цитируемость научных публикаций, доля иностранных студентов и преподавателей, вообще соотношение профессорско-преподавательского состава к численности студентов. В другом списке, опубликованном организацией с громким названием Центр всемирного рейтинга университетов, история примерно такая же — как и в версии британского журнала Times Higher Education (THE).

В то же время, по информации Главного государственного экспертного центра оценки образования (Главэкспертцентр), в настоящее время только 78 стран мира имеют с Россией международные договоры о взаимном признании документов об образовании — проще говоря, наши дипломы принимаются там безоговорочно, как и их — в России.

Но давайте посмотрим, о ком идёт речь.

В списке — только двенадцать европейских государств (Босния и Герцеговина, Венгрия, Испания, Италия, Румыния, Словения, Хорватия, Финляндия, Франция, Сербия, Македония, Чехия), а также Китай и Турция, участники СНГ (включая Украину), плюс большой перечень азиатских и африканских и части южноамериканских стран. Можно, допустим, без проблем устроиться в Замбии, Камбодже, Мозамбике, Никарагуа, Кабо-Верде. Или в Боливии и Венесуэле.

А вот в Великобритании, Германии и многих других странах, а уж тем более в США — при трудоустройстве по вузовской специальности потребуют пройти подтверждение квалификации.

Не совсем верно говорить, что наше образование за рубежом не принимается, — рассуждает кандидат политических наук, доцент Южного федерального университета Дмитрий Абросимов. — Но во всём мире есть понятие “квалификационные экзамены”. То есть для того, чтобы приступить к работе по специальности, нужно сделать подтверждение. Ты можешь быть, например, великолепным хирургом в России, но без знания иностранного языка на профессиональном уровне устроиться работать в развитых государствах не получится: для этого придётся сдавать экзамены — и именно на языке той страны, куда приехал работать. Каждая страна делает программы и условия “под себя”.

Что касается рейтингования вузов, то оно происходит, подчёркивает эксперт, по формальным признакам — количество цитат, количество журналов, издающихся в вузе, объём грантов, полученных им…

«Да, массово дипломы не котируются — потому что по многим образовательным программам мы отстаём от Европы и мира в целом. Однако есть ряд отечественных вузов, признания которым не требуется. В основном это касается классических университетов, известных с давних пор, чей уровень не то что не оспаривается кем-либо, а во многом превосходит и остаётся недосягаемым на данный момент для них», — отметил Абросимов.

С другой стороны, говорит он, в современной экономике значительная часть классического образования не востребована — и по многим направлениям деятельности можно трудиться без «специалитета». В этом, в частности, причина того, что практически уже вымер институт дипломов о втором высшем — его заменила переквалификация и переподготовка. Грубо говоря, за 700-800 учебных часов по любой специальности, кроме «узких», можно получить диплом.

Источник: tsargrad.tv

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.