Трудно быть лишним



Яков Гордин: искал ли смерти боевой офицер Михаил Лермонтов
На заставке: Картина Ильи Репина “Дуэль”

Если бы в преддверии юбилея Михаила Юрьевича его стихи и прозу с профессиональной точки зрения прочел психотерапевт, у него появилась бы масса вопросов. В произведениях Лермонтова постоянно присутствуют темы одиночества, враждебного окружения, смерти, обреченности. Что это – литературная маска или глубоко личные вещи, связанные с семьей, воспитанием, генетикой – возможным самоубийством деда?

Яков Гордин: Абсолютно определенно ответить на этот вопрос невозможно.

Фото: wikipedia.org

Думаю, что и то, и другое. Тут и обстоятельства детства, уродливая ситуация в семье, деспотическая любовь бабушки, отдалившей его от отца. Но никакой патологии здесь нет. Если внимательно прочитать воспоминания о Лермонтове, то становится ясно, что он вел себя абсолютно естественно. Он был нехорош с теми, кто ему не нравился, и хорош со своими друзьями. Особая ситуация была с дамами, но я думаю, что это не только Лермонтову было свойственно. Среди молодого гвардейского офицерства это было традицией – просто о Лермонтове мы знаем больше, чем о других. Пушкин тоже делал вид, что он безумный ловелас: “хоть вампиром именован я в губернии Тверской!” А на самом деле это было сильное преувеличение. Такого рода ситуации усиливались с пушкинских до лермонтовских времен, потому что болезненней становилось время. Современники Пушкина довольно спокойно играли с женщинами. На рубеже сороковых годов это стало интенсивней.

 К тому же у Лермонтова было свое отношение к смерти. Тут его можно сопоставить с Бродским, который в молодости писал о смерти больше, чем о чем-либо другом. Но Лермонтов был военным, всерьез воевал на Кавказе, и мотив смерти для него не был игрой. Он ее не боялся, в этом особость его характера. В “Фаталисте” об этом все сказано – Печорин рискнул головой, не рассчитывая остаться в живых.
Николай I не хотел, чтобы у нас было, как в Париже

Как офицер Лермонтов был человеком абсолютно храбрым. Он участвовал в двух очень серьезных экспедициях. Есть известный рапорт генерала Галафеева, где он представлял Лермонтова к Владимиру 4 степени с бантом за редкую храбрость. В рапорте не сказано, что чеченские завалы Лермонтов штурмовал верхом, и это выглядело самоубийством. Он был идеальной мишенью, а стреляли чеченцы очень хорошо, в отличие от русской армии у них были нарезные винтовки. В следующей экспедиции генерал Граббе представил его к золотой сабле. Ни того, ни другого он не получил, поскольку Николай I его не любил.

Все это свидетельствует не о байронической позе, а об абсолютной серьезности поведения. Дело в том, что Лермонтова категорически не устраивало мироустройство.

Мироустройство как устройство мира или внутренние порядки российской империи?

Яков Гордин: Конечно же, первое, положение человека в мире казалось ему трагическим и несправедливым. Империя не устраивала многих, но Лермонтов революционером не был, хоть и видел всю порочность системы. При этом он был патриотом России.

Николай I был человеком рациональным. Был ему нужен Пушкин – он Пушкина пригрел. Был нужен активно неприятный ему Булгарин – и тот получил покровительство. Лермонтова он не выносил. Помните сказанное после его смерти: “собаке собачья смерть!..”

Яков Гордин: Я думаю, что это миф. Царь был христианином, верующим человеком, и сказать такое о другом христианине, своем подданном, да еще и офицере он просто не мог. Это противоречит нравам и обычаям времени. Он не был Сталиным, сказавшим нечто подобное о Якире.

Лермонтова царь очень не любил по разным причинам. “Смерть поэта” его раздражала, очень не понравился “Герой нашего времени”. Императору казалось, что книга разлагает молодежь, и главным героем должен был стать Максим Максимыч. Ему не нравился сам стиль поведения Лермонтова, и он вычеркивал его из наградных списков. Он был для него чуждой фигурой, император чувствовал в нем отвратительную ему свободу поведения.

Рисунок Лермонтова “Офицер верхом и амазонка”. Фото: РИА Новости www.ria.ru

А история с великой княжной Марией Николаевной, которую Лермонтов обидел на бале-маскараде, где она была под маской, тоже миф? Она хотела познакомиться, он ее грубо отбрил.

Яков Гордин: Не то, чтобы грубо… Он повел себя холодно, и это был жест, поступок.

Вот это вполне возможно и в стиле времени. В отличие от Николая I августейшая семья Лермонтовым очень интересовалась. Великим княжнам, да и императрице, еще достаточно молодой женщине, импонировал Печорин, им была интересна вся эта история. А Николай I видел офицера, который черт знает чем занимается вместо того, чтобы служить. Он “позволял себе”, будучи не раз оштрафованным поручиком, и это совершенно не нравилось Николаю Павловичу.

Есть два весьма условных, но живучих понятия: плохой и хороший человек. Под какую дефиницию подпадал Михаил Юрьевич?

Яков Гордин: Что касается отношения к женщинам, то это стиль поведения определенного гвардейского офицерского слоя и лихой дворянской молодежи. Чем больше женщин ты обидел, тем выше твой статус в компании. С нашей точки зрения, это не очень хорошо, но что было, то было.

Про Лермонтова лучше не говорить в такой терминологии. Он был трудный человек, и для себя, и для многих других. Но близкие друзья его любили, и есть воспоминания, где он предстает совершенно очаровательным человеком, добрым и остроумным. Хотя веселым он был своеобразно. Он был саркастически весел. Но если почитать его письма к женщинам, с которыми он дружил, скажем, к Лопухиной, то они очень милые, ласковые, приятные, человеческие. Так же, как и письма к его другу Раевскому.

Отчего Великий князь Константин Павлович всю жизнь отмахивался от власти?

И закончилось это дуэлью, по сути дела ставшей самоубийством.

Яков Гордин: Я в этом не убежден. Последняя лермонтовская дуэль – загадочная вещь. Лермонтов, как говорится, “нарывался”, провоцировал Мартынова, хотя я не уверен в том, что он ожидал вызова. Мартынов его безумно раздражал. Этот красавец в черкесской одежде и с кинжалом, которые он носил совершенно некстати – в гостиных, при дамах, был претенциозен. Лермонтов себя не сдерживал, ведь Мартынов был выигрышной фигурой для развлечения дам. Непонятно другое – это не тот повод, за который убивают, а Мартынов стрелял, чтобы убить. Этого не ожидал ни Лермонтов, ни все остальные.

Всюду, вплоть до Википедии, пишут, что Лермонтов выстрелил в воздух.

Яков Гордин: В воздух он выстрелить не мог, потому что по дуэльному кодексу это считалось очень тяжелым проступком. Человек обезоружил себя и заставляет противника стрелять в безоружного! В воздух стреляли после промаха противника. Пистолет Лермонтова разрядил в воздух кто-то из секундантов уже после выстрела Мартынова.

Игра со смертью означала для Лермонтова высшую степень свободы. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Самоубийством это не было, но совсем молодым он писал, что “умереть с пулей в груди стоит медленной агонии старика”. Тогда не знали слова “экзистенциализм”, не читали Хайдеггера, но Лермонтов принадлежал к тому же типу людей, что и Лунин. Игра со смертью означала для него высшую степень свободы, то, что экзистенциалисты называли “предельной ситуацией”.

Каким образом сам Лермонтов как ролевая модель и его герои отозвались в русской традиции?

Яков Гордин: Лермонтовская традиция пресеклась, такой тип человеческого поведения сошел на нет. Это можно проследить и на бытовании дуэльной традиции. Недавний гвардейский офицер и очень храбрый человек, будущий знаменитый анархист Бакунин отказался от поединка после того, как литератор Катков публично дал ему пощечину. Это было в том самом 1840 году, когда Лермонтов с легкостью принял вызов Баранта. В отличие от Бакунина, Лермонтов психологически был человеком пушкинской эпохи с ее представлениями о чести и благородстве. Он мучительно ощущал уход этой эпохи. Он чувствовал наступление иных идеалов, с которыми ему трудно было ужиться. И это стало одной из причин его трагедии. Он был – замыкающим.

Штрихи к дуэли

Остроты, колкости, насмешки…

“С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет, одним словом, все, чем только можно досадить человеку, не касаясь до его чести. Я показывал ему, как умел, что не намерен служить мишенью для его ума, но он как будто не замечает, как я принимаю его шутки. Недели три тому назад, во время его болезни, я говорил с ним об этом откровенно; просил его перестать, и хотя он не обещал мне ничего, отшучиваясь и предлагая мне, в свою очередь, смеяться над ним, но действительно перестал на несколько дней. Потом взялся опять за прежнее. На вечере в одном частном доме, за два дня до дуэли, он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. Я решился положить этому конец”.

Из показаний Н.С. Мартынова 17 июля 1841 года на следствии по делу о дуэли

Что еще почитать

Как хочется стреляться среди березок средней полосы

Яков Гордин – автор прекрасной книги “Дуэли и дуэлянты”, о которой “РГ” писала в материале Юрия Лепского “Вызов”. Эту статью вы можете прочитать, перейдя по QR-коду ниже. Как это работает? На смартфонах по умолчанию установлен сканер QR-кода.

1. Откройте сканер на своем телефоне.

2. Держите устройство над QR-кодом так, чтобы он вошел в рамки сканера. Телефон автоматически сканирует код. В некоторых приложениях для сканирования кода нужно нажать на изображение или кнопку. Ссылка откроется автоматически в браузере смартфона.

Цитата с комментарием

Что имел в виду Тынянов

Всегда в крови бродит время, у каждого периода

есть свой вид брожения.

Было в двадцатых годах винное брожение – Пушкин.

Грибоедов был уксусным брожением.

А там – с Лермонтова идет по слову и крови гнилостное брожение,

как звон гитары.

Юрий Тынянов, “Смерть Вазир-Мухтара”

Яков Гордин: Тынянов имел в виду не Лермонтова как такового, а разложение традиции, разложение времени. Вспомните дуэльную историю Печорин-Грушницкий, когда попытались поставить Печорина безоружным перед вооруженным человеком. Это абсолютная подлость, не укладывающаяся ни в какую дуэльную традицию. И еще за 10 лет до этого, в те времена, о которых пишет Тынянов, ничего подобного никому бы и в голову не пришло.

Деталь

Когда Лермонтов выстрелил в воздух

Фото: РИА Новости
История любви императорской фрейлины и великого украинского поэта

“В феврале 1840 года произошла дуэль Лермонтова с Барантом, молодым человеком лет Лермонтова, сыном известного историка и французского посланника при русском дворе. Столкновение, поведшее к дуэли, произошло на бале у гр. Лаваль, где Лермонтов был вызван Барантом за какие-то им будто сказанные слова, в которых Лермонтов не хотел извиниться. /…/ Дуэль была сначала на шпагах, потом на пистолетах и кончилась для Лермонтова небольшой царапиной; сам он выстрелил на воздух”.

А.Н. Пыпин. Лермонтов. 1873.

Источник: rg.ru
comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ИСТОРИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.