Государственная программа развития науки и техники в ходе экономической реформы
В отчётном докладе Си Цзиньпина на XIX съезде КПК (октябрь 2017 г.) была выдвинута идея «создания ускоренными темпами инновационного государства». Особо подчёркивалось место и роль инноваций в качестве главной движущей силы, чтобы прорывы в научно-технической сфере направляли всесторонние инновации. По мере роста производительных сил и комплексной государственной мощи Китая, повышения жизненного уровня населения и усиления роли международного влияния КНР на мировой арене всё более важным фактором успехов экономической реформы и построения общества «малого благоденствия» (сяокан) становится развитие науки и техники. Согласно прогнозам социально-экономического развития КНР, доля экономически активного населения станет постепенно снижаться, и Китай уже вынужден ориентироваться не на привлечение большого количества занятой неквалифицированным физическим трудом избыточной рабочей силы из деревни, а на повышение производительности труда на каждом рабочем месте, в том числе — и в сельском хозяйстве. Это означает, что в течение ближайших лет Китай должен будет совершить переход от экстенсивных форм развития производства к интенсивным, к развитию инновационной экономики. Только в этом случае в Китае можно будет решить проблему избыточного населения за пределами рабочего возраста (свыше 60 лет), относительной нехватки природных ресурсов, а также охраны окружающей среды за счёт внедрения новых энергосберегающих технологий.
Было отмечено быстрое и стабильное развитие экономики за последние годы, что выражаюсь не только в высоких темпах роста ВВП, промышленности и сельского хозяйства, но и в новых достижениях науки и техники. Был осуществлён запуск человека в космос и под воду в батискафе «Цзяолун» («Водяной дракон») на глубину 7200 метров в Марианской впадине на Тихом океане. За этот период были созданы самые быстродействующие суперкомпьютеры в мире «Шэньвэй Тайхучжигуан» или «Sunway Taihu Light» («Свет солнечного пути озера Тайху»), «Тяньхэ» и «Тяньхэ-2» («Млечный путь»), введена в эксплуатацию спутниковая навигационная системы «Бэйдоу» («Северная Медведица») и проведена пробная добыча гидрата природного газа («горючий лед») в Южно-Китайском море. Также была построена сеть высокоскоростных железных дорог общей протяженностью свыше 50 тыс. км и после запуска в серию скоростного поезда «Сетяо» («Гармония») запущен в эксплуатацию для высокоскоростных железных дорог (ВСЖД) скоростной поезд «Фусин» («Возрождение»), в котором были запатентованы такие изобретения, как интеллектуальная система охлаждения тягового трансформатора поезда, унифицированы устройства механической сцепки вагонов, разъёмы электрооборудования, взаимосвязи и взаимодействия подвижного состава. В результате КНР с 2000 г. переместилась с 6-го на 1-е место по объёму ВВП по паритету покупательной способности, с 8-го на 1-е место по объёму внешней торговли, заметно выроста совокупная государственная мощь страны.
По мнению руководства КНР, подъём Китая обеспечивается за счёт подготовки специалистов и развития образования, и в КНР уделяют большое внимание двум показателям ВВП: удельного веса расходов на образование и на научно-исследовательскую деятельность. На наш взгляд, именно эти меры позволяют Китаю решить основную задачу перехода к интенсивным формам развития производства в ближайшее десятилетие и обеспечить поступательное движение вперёд экономики страны. После «культурной революции» в ЦK КПК было принято четыре основных документа, определяющих стратегические перспективы развития науки и техники:
1) «Решение о реформе в области науки и техники» в 1985 г.;
2) «Решение об ускорении научно-технического прогресса» в 1995 г.;
5) «Решение об усилении научно-технических инноваций, о развитии новых и высоких технологий, о создании отраслей промышленности» в 1999 г.;
4) «Решение о реализации программы развития науки и техники, укреплении собственного иннова-ционного потенциала» в 2006 г.
Но ещё до принятия первого из них уже в первые годы реформ (6-й пятилетний план 1981-1985 гг.) Государственный комитет по науке и технике КНР принял два документа, определяющих основные направления развития науки и техники на много лет вперёд: «Государственный план прорыва в области науки и техники» 1982 года и «Государственный план создания ключевых лабораторий» 1984 года. В рамках первого плана предполагалось развивать основные направления научных исследований для традиционных отраслей промышленности и определять главные направления исследований. В ходе реализации этого плана были определены такие приоритетные направления исследований для китайской науки и техники, как сельское хозяйство, биотехнологии и информатика. В рамках второго плана предусматривалось оказание поддержки и создание соответствующих условий для развития комплексных лабораторий по линии «научно-исследовательский институт – университет – предприятие».
Однако решающее влияние на развитие науки и техники в КНР оказала следующая, 7-я пятилетка (1986-1990 гг.). В эти годы было принято пять различных программ развития науки и техники, в том числе «программа 863» 1986 года, где были поставлены задачи формирования инновационного потенциала Китая в сфере высоких технологий и повышения конкурентоспособности страны на мировой арене. Было намечено 19 приоритетных тем исследования для всесторонней поддержки как путём выделения централизованных средств из государственного бюджета, так и из различных фондов. Эти ключевые направления исследований включали в себя информационные технологии, биотехнологии, сельское хозяйство, технологии получения сырьевых ресурсов и энергоресурсов, новые материалы, передовое машиностроение и автоматика.
Не менее важное значение для будущего развития науки в Китае имела принятая в 1988 г. «программа Факел», которая предусматривала поддержку создания зон развития новых и высоких технологий и центров инновационных услуг. Было намечено создать к 2005 г. 53 зоны развития новых и высоких технологий и 534 центра инновационных услуг, которые в КНР стали называться «предприятия-инкубаторы» (жунхуаци) и выполняли функции предприятий, создающих высоко-технологичный продукт на базе имеющихся научно-технических разработок в лабораториях вузов и НИИ наподобие так называемых «почтовых ящиков» в СССР. Надо отметить, что практически все такого рода «инкубаторы» в настоящее время находятся на территории зон развития новых и высоких технологий и имеют строго отраслевую специализацию. Именно центры инновационных услуг в зонах развития новых и высоких технологий и являлись своего рода связующим звеном между научными лабораториями и предприятиями, которые могут производить продукцию новых и высоких технологий.
В1986 г. была принята программа «Искра», в рамках которой предусматривалось внедрение достижений науки и техники в сельское хозяйство с целью развития аграрно-промышленного комплекса и постепенной урбанизации китайского села. Для реализации программы «Искра» в 2005 г. большую часть средств (70%) составляли собственные средства предприятий, остальные приходились на банковские кредиты (26,6%) и финансирование из госбюджета (5,4%).
Принятые в годы 7-й пятилетки (1986-1990 гг.) «Государственная программа создания новых ключевых видов продукции » (1988 г.) и «Программа внедрения результатов ключевых научных исследований» (1990 г.) были связаны как с разработкой новых видов продукции новых и высоких технологий, так и с внедрением новейших достижений развития науки и техники в традиционные отрасли промышленности.
Однако основные документы, определяющие основные стратегические направления развития науки и техники КНР в XXI веке, были приняты в период 9-й пятилетки (1996-2000 гг.). Безусловно, важнейшим из принятых в эти годы документов в области развития науки и техники, стала принятая Б 1997 г. Государственным комитетом по развитию науки и техники КНР «Программа 973», в соответствии с которой в признанных ключевыми сферах экономию!(сельское хозяйство, энергоресурсы, информатика, охрана окружающей среды, народонаселение и его здоровье, новые ма-териалы) необходимо не только проводить комплексные исследования, но и готовить кадры, обладающие высоким инновационным потенциалом, привлекать обратно в страну отправившихся на учёбу за рубеж студентов, развивать международное сотрудничество и международный обмен. В 1999 г. были приняты ещё три программы развился науки и техники, связанные с развитиями отраслей новых и высоких технологий. В рамках этих программ был создан инновационный фонд развития малых и средних предприятий в области науки и техники, фонд развития научно-исследовательских тем в системе Академии наук Китая и программа действий по торговле инновациями в области науки и техники. Этим фондам предоставлялись различные налоговые и финансовые льготы и выделялись значительные суммы денег на проведение научно-исследовательских работ (НИР). В частности, на каждую тему НИР в СИСКМС Академии наук Китая было выделено от 500 тыс. до 2 млн. юаней (примерно от 2,5 до 10 млн. рублей), а патентная деятельность была возложена на Министерство коммерции и Государственный комитет по науке и технике КНР.
В годы 10-й пятилетки (2001-2005 гг.) в основном занимались реализацией намеченных в конце XX века программ развития науки и техники. В основном государственная политика в этой области быта в большой степени посвящена предоставлению налоговых и финансовых льгот всем структурам, занимающимся инновационной деятельностью. Такие льготы по вычетам из различных видов налогообложения получили занимающиеся инновациями предприятия на свои расходы по разработке продукта, заработной плате, импорту новых и высоких технологий из-за рубежа. В частности, в отношении такой продукции, как компьютерные платы, интегральные схемы и программное обеспечение, был установлен льготный период, в ходе которого вообще не взимались никакие налоги. Правительствам всех уровней было предписано оказывать финансовую и прочую поддержку инновационным предприятиям.
С начала XXI века в КНР особое внимание стаю уделяться развитию нанотехнологий. Руководство Китая включило исследовательскую работу в данной сфере в список отраслей приоритетного финансирования, на эти цели было выделено 500 млн. долл.
В годы 11-й пятилетки (2006-2010 гг.) были выделены основные направления развития науки и техники: компьютерные платы и программное обеспечение, технология нового поколения информационных сетей, передовые ЭВМ, биофармацевтика, гражданская авиация, использование спутников и новые материалы. С 2006 г. развитие науки и техники в КНР осуществлялось в соответствии с тремя основными документами правительства КНР по развитию науки и техники: «Го-сударственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования развития науки и техники в 2006-2020 гг. (2006 год); «Государственная программа долгосрочного и среднесрочного планирования реформ и развития образования в 2010-2020 гг.» (2010 год); «Государственная долгосрочная и среднесрочная программа планирования развития талантов на 2006-2020 гг.» (2010 г.). В случае реализации этих трёх общегосударственных программ к 2020 году Китай должен войти в ряды стран с экономикой инновационного типа.
Особое внимание уделялось выходу КНР на лидирующие позиции в мире по количеству полученных патентов на изобретения и по количеству опубликованных научных работ и статей. Предусматривалось также снижение зависимости от импорта зарубежных технологий, создание и продвижение на мировом рынке собственных технологических стандартов. При этом выделялось три основных направления развития науки и техники в КНР: энергоресурсы, водные ресурсы и охрана окружающей среды, — поскольку недостаточное развитие этих трёх сфер в значительной степени сдерживает темпы социально- экономического развития страны.
В июне 2017 г. Министерство науки и техники КНР совместно с тремя ведомствами выпустило «Специальный план по национальным фундаментальным исследованиям в годы 13-й пятилетки (2016-2020 гг.)», в котором отмечалось, что «Китай будет по-прежнему оказывать стабильную поддержку фундаментальным исследования, создавать основу будущего научно-технического развития Китая, реализовывать ряд крупных научно-технических проектов в области фун-даментальных исследований, в том числе квантовой связи и квантового компьютера, науки о мозге и исследований в области церебрологии». Было определено 16 проектов, воплощающих основные тенденции научно-технического развития, которые касаются информатики, биологии и других стратегических отраслей.
В каждый из проектов были инвестированы десятки миллиардов юаней и сконцентрированы силы ведущих научно-исследовательских институтов для реализации этих проектов. Быта создана Канцелярия по государственным важным специальным научно-техническим проектам, которая разрабатывает методы реализации этих проектов, утверждает планы их реализации, выдвигает политические установки и рекомендации, контролирует реализацию проектов, разрешает важные проблемы, организует оценку и приёмку. К числу таких проектов относится, например, «Хэгаоцзи» (Ядерные высокие технологии), который направлен на создание основных электронных приборов, высококачественных общеупотребительных микросхем и бытовых программных продуктов. Этот проект обеспечивает повышение качества основных потребительских товаров длительного пользования: мобильных телефонов, компьютеров, холодильников, автомобилей и т.д., – которые уже не могут обойтись без микросхем программного обеспечения. В результате реализации проекта «Хэгаоцзи» удалось добиться заметных успехов в производстве основных электронных компонентов, высококачественных микросхем общего назначения и базового программного обеспечения. В рамках этого проекта разработанные в КНР центральные процессоры (CPU) и системное программное обеспечение уже широко применяются как внутри Китая, так и за рубежом.
3 января 2013 г. на первом постоянном собрании Госсовета КНР была подчёркнута необходимость усиления поддержки фундаментальных исследований и повышения инновационного потенциала. Помимо государства отдельные крупные фирмы и предприятия также стали уделять внимание и увеличивать инвестиции в фундаментальные исследования. В частности, в октябре корпорация Alibaba официально объявила о создании исследовательской академии DAMO (Discovery, Adventure, Momentum, Outlook), чтобы заниматься исследованиями в области фундаментальных наук и прорывных инноваций. Корпорация запланировла в течение следующих трёх лет инвестировать более 100 млрд юаней (1 трлн рублей по текущему валютному курсу) в научные исследования и разработки.
Предполагается, что по итогам реализации трёх программ развития науки и техники к 2030 г. общее количество получивших высшее образование достигнет 300 млн чел., численность специалистов — 120 млн чел., общая численность занятых в сфере НИОКР будет ежегодно увеличиваться на 4 млн чел., в том числе учёных и инженеров — на 5,5 млн чел. в год, доля численности занятых в НИОКР достигнет 35% общемирового показателя, по уровню научно-технического потенциала — 30% мирового показателя, а по количеству научных публикаций, принятых патентных заявок, капиталовложений в НИОКР и экспорту продукции новых и высоких технологий Китай выйдет на первое место в мире.
Развитие образвоания и науки КНР за годы реформ
По большому счёту, в сфере науки и техники Китай в основном занимался копированием лучших зарубежных научно-технических разработок и был в состоянии адаптировать их применительно к уровню развития производства в стране. Но, как было признано в проводимом Академии инженерных наук Китая исследовании по проблемам подготовки инженерно-технических кадров в сфере инноваций, которое проводилось в 2008-2009 гг., далеко не во всех областях науки и техники китайские научно-технические работники были в состоянии изобрести что-то принципиально новое. С целью изменения данной ситуации и развития инновационной экономики в Китае было принято решение, направленное на подготовку качественно новых кадров инженерно-технических работников. За 40 лет, с 1978 по 2018 г., резко увеличилась численность студентов, выпускников вузов и аспирантов. Если в 1978 г. в КНР насчитывалось 856 тыс. студентов, 165 тыс. выпускников вузов и 10,7 тыс. аспирантов, то в 2018 г. уже было 28,31 млн студентов, 7,533 млн выпускников вузов и 2,731 млн аспирантов.
В 1978 г. было 860 китайских студентов, обучающихся за рубежом, в 2001 г. их чисто достигло 83 973, а в 2017 г. — 608400. При этом если в 2001 г. на в КНР посте обучения вернулось 12 245 студента (14,6% от обшей численности), то в 2010 г. — уже 186 200 (56,8%), а в 2017 г. – 480 900(85,4%).
В результате резко выросте чисто принятых и одобренных патентных заявок. Так, если в 1990 г. по всей КНР была сделана всего лишь 41469 патентных заявок, из которых одобрено – только 22 588, то в 2018 г. уже насчитывалось 4,123 млн принятых патентных заявок, из которых 2,447 млн одобрено — почти стократный рост за 28 лет!
За 26 лет, с1991по2017г.,вКНР в 6,6 раза выросло число занятых в НИОКР, а расходы на НИОКР вы-росли с 34,9 млрд юаней в 1995 г. до 1965,7 млрд юаней, или до 2,18% ВВП в 2018 г., то есть рост составил 56,3 раза за 23 года.
На фоне усиливающейся международной конкуренции в области науки и техники для Китая важное значение имеет укрепление фундаментальных исследований. Около 90% современных технологических инноваций являются результатом фундаментальных исследований. Непосредственно связаны с фундаментальными исследованиями технологические прорывы в таких сферах, как спутники, связь, сверхпроводимость, ядерная энергия, авиация, космонавтика, нанотехнологни и др. В области ключевых технологий пока еще Китай зависит от других стран, потому что в стране ощущается нехватка фундаментальных исследован ни. Хотя Китай и добился успехов в области науки и техники, однако собственный инновационный потенциал остается недостаточным, роль науки и техники в развитии экономики пока еще остается невысокой, по-прежнему сохраняется зависимость от импорта, в том числе продукции новых и высоких техно-логий. По мнению руководства КНР, необходимо повышать собственный инновационный потенциал для того, чтобы разрешить вышеуказанные противоречия и ускорить переход от экстенсивной к интенсивной модели экономического роста.
В Китае считают необходимым существенно повысить положение и влияние национальной фунда-ментальной науки в международном научном сообществе. Дополнительно выделяются средства на улучшение условий труда учёных и исследователей, на приглашение и привлечение лучших зарубежных научных кадров, закупки самого современного научного оборудования. Всё это наценено на то, чтобы китайские учёные смогли в целом ряде научных дисциплин достигнуть успехов, соответствующих передовому международному уровню.
В последние годы Китай прилагает огромные усилия для развития международного научного сотрудничества. Китай как равноправный партнёр принимает активное участие в международных программах термоядерного синтеза, изучения генома человека, в международном эксперименте с нейтрино
на Даяваньской АЭС. В последние годы Китай объявил о запуске плана действий по научно-техническим инновациям в рамках инициативы «Один пояс, один путь», главным содержанием которого являются научно-технические и гуманитарные обмены, создание совместных лабораторий, сотрудничество в области научно-технических парков и передача технологий. По данным на конец 2017 г., Китай проводит научно-техническое сотрудничество со 160 странами и регионами, подписал более 110 межправительственных соглашений о научно-техническом сотрудничестве.
В результате за последние годы в результате быстрого развития фундаментальных наук в КНР активно развивалась инновационная экономика в ряде отраслей науки и техники. Среди наиболее быстро развивающихся отраслей науки и техники и развитие на их базе новых и высоких; технологий следует выделить такие области, как биотехнологии,
информационные технологии, нанотехнологии и наноматериалы, атомная энергетика, авиационные технологии, космические технологии, ракетная техника и возобновляемые источники энергии.
Зоны новых и высоких технологий КНР как фактор развития науки и техники
Тем не менее превращение Китая в технологическую державу во многом зависит от его участия в международном сотрудничестве, в том числе — с транснационапьными корпорациями (ТНК). Для достижения баланса собственных интересов стороны выстраивают систему взаимовыгодных отношений. Рассматривая китайский рынок высокотехнологичной продукции как перспективный и высокодоходный, ТНК стремятся максимально расширять своё присутствие в КНР. Китай же, применяя тактику привлечения и ограничений, осуществляет заимствование технологии и продвигает развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики. Одновременно вырабатывается комплекс целенаправленных мер, сочетающих элементы государственного и рыночного регулирования; материальные, финансовые, научно- технические средства и кадры концентрируются на развитии и внедрении собственных инноваций.
Для скорейшего внедрения новейших достижений науки и техники в КНР на конец 2013 г. действовало 112 зон развития новых и высоких технологий, являющихся по своему характеру современными научно-технологическими комплексами, которые способны превращать фундаментальные открытия в научно-технические разработки прикладного характера и обеспечивать конкурентоспособное производство. Зоны развития новых и высоких технологий (ЗРВТ, National hi-tech industrial development zone, HIDZ, гоцзяцзи гаосинь цзишу чанье кай-фацюй) являются особой формой научно-технического сотрудничества вузов, научно-исследовательских учреждений, малых инновационных компаний, консультационных фирм, обслуживающих организаций, местной администрации и крупных промышленных предприятий. Их деятельность способствует превращению науки в производительную силу. Ведущую роль в создании ЗРВТ в Китае играют Министерство науки и техники (ранее Государственный комитет по науке и технике) и Академия нате КНР.
Во многих крупных городах Китая вузы, академические и отраслевые НИИ расположены рядом друг с другом в каком-то определённом месте города, наподобие Академгородка в Новосибирске. В этих районах или рядом с ними стали размешаться высокотехнологичные компании, для которых научные центры и университеты готовят молодых специалистов.
Для китайских научно-технических работников и инженеров ЗРВТ явились своего рода «особыми экономическими зонами», которые привлекали их на выгодных условиях в особую сферу, находящуюся на пересечении деятельности научно-исследовательских, конструкторских организаций, вузов, промышленности.
В соответствии с ходом научно-технического прогресса в мире направления развития в промышлен-ности новых и высоких технологий пересматриваются и дополняются. В 2005 г. по инициативе Министерства информатики КНР в Китае были выделены в особую категорию 11 зон государственного уровня по производству продукции программного обеспечения. Основным условием вхождения в эту зону является доля доходов от продаж и экспорта продукции программного обеспечения, которая должна превышать 70%.
Первая зона развития высоких технологий в Китае (известная как Шэньчжэньский научно-про-мышленный парк) была создана в июле 1985 г. в экономической зоне Шэньчжэнь Академией наук КНР и правительством г. Шэньчжэнь. В мае 1988 года состоялось официальное открытие эксперимен-тального района развития высоких технологий в Пекине. Подобные районы появились и в других крупных городах.
В этих районах действует особый преференциальный режим для зарегистрированных компаний, работающих в области высоких технологий и новой техники, разрешено предоставлять налоговые льготы иностранным инвесторам, специализирующимся в сфере высоких технологий. Налоговые льготы подобны предоставляемым в свободных экономических зонах (СЭЗ), но их предоставление входит в компетенцию Министерства науки и технологий КНР, а не местных властей. Создание и функционирование ЗРВТ определяется такими нормативными документами, как «Порядок и процедура предоставления статуса предприятий новых и высоких технологий в зонах развития высоких технологий», «Временное положение о некоторых направлениях политики в зонах развития высоких технологий», “Положение о налогообложении в зонах развития высоких технологий» и др.
Как правило, районы развития высоких технологий КНР проходили в своем развитии три этапа: 1) «промышленная зона»; главная цель этого этапа – создание благоприятной среды и законченной инфраструктуры для привлечения и удержания крупных предпринимателей и транснациональных компаний для формирования сбалансированного контингента, которая в будущем могла бы репрезентативно представить деятельность зоны; деятельность характеризовалась притоком технологий;
2) «технологически ориентированная промышленная зона» — на этом этапе формируется система взаимоотношений с ведущими отечественными научно-исследовательскими организациями и зарубежными научными парками;
3) «исследовательский парк» — этот этап представляет более высокую ступень развития предыдущего этапа, деятельность зоны характеризуется большим объёмом рыночно ориентированных прикладных исследований; главный признак третьего этапа — разработка и реализация новых технологий.
Структура современного китайского научно-технологического парка, одной из главных задач которого является трансфер технологий, включает три основных блока: научное ядро, периферийные подразделения и система связей, обеспечивающих целостность всей структуры.
Ядро, задача которого разрабатывать высокие технологии, состоит обычно из четырёх элементов: исследовательская зона (университет или группа научно-исследовательских центров), организующая разработку передовых технологий, и связанные с ней малые предприятия; базы данных технической информации и выставочный комплекс; учебный центр и центр передачи технологий, где специалисты овладевают новыми технологиями; бизнес- инкубатор. Периферия ядра строится из трёх крупных блоков: жилая зона и обслуживающие ее предприятия и службы; зона рыночной инфраструктуры, требующаяся для организации бизнеса; производственная зона.
Технопарк обычно включает в себя такие структуры, как правление, дирекция, экспертный совет, бухгалтерия, бизнес-школа, консалтинговые, инжиниринговые, лизинговые и страховые компании; сервисный центр, имеющий в распоряжении отель и апартаменты, рестораны, группу переводчиков, оргтехнику и средства связи. Доходы научно-технологических парков формируются из прямого финансирования учредителями, оплаты оказанных клиентам услуг, арендной платы, полученной от клиентов, прочих доходов от собственности (гостиниц, предприятий питания, конференц-залов и т. п.), а также косвенного государственного финансирования в виде льгот по налогам и арендной плате.
ЗРВТ и научно-технологические парки Китая развиваются на основе сочетаний политики предпринимательства и государственного регулирования. Например, Пекинский экспериментальный район развития высоких технологий Чжунгуаньцунь является центральным в КНР звеном проведения исследований в области естественных наук и высоких технологий, в настоящее время Чжунгуаньцунь включает научный парк, состоящий из 25 научно-исследовательских институтов АН Китая и более чем 50 ведущих государственных лабораторий; центр по подготовке специалистов с докторской и постдокторской степенью, зону «инкубации» высокотехнологичных предприятий, парк электронной техники и зону разработки программного обеспечения.
В 2001 г. в Китае были созданы 22 научно-технологических парка государственного уровня при вузах. Они прошли утверждение Министерства науки и техники и Министерства просвещения КНР. Открытие научно-технических парков при вузах направлено на содействие внедрению научно-технических разработок в производство, развитию высокотехнологичных предприятий и подготовке специалистов. Средние темпы развития научно-технических предприятий, созданных вузами, составляют около 15% в год.
К настоящему времени существующие зоны развития высоких технологий КНР располагают развитой современной производственной базой, инфраструктурным обеспечением, значительным научно-техническим потенциалом и комплексной системой коммерциализации научных результатов. Они вступили в период стабильного функционирования и стали эффективным механизмом реструктуризации промышленности страны и одной из основных форм развития высоких технологий, явились катализаторами передовых научно-технологических идей, обеспечили подпитку экономики инновациями и могут эффективно решать такие проблемы, как безработица, утечка мозгов, струк-турная перестройка экономики регионов и развитие социальной и инфраструктуры.
За 18 лет, с 1995 по 2013г., в ЗРВТ количество предприятий увеличилось почти в 5 раз, а численность занятых в них — с 1 млн до 14,6 млн чел. В результате валовая продукция промышленности в ЗРВТ увеличилась со 140,2 млрд юаней в 1995 г. до 20 трлн юаней в 2013 г., а их доля в ВВП КНР – с 2,3% до 31,4%. При этом объём экспорта произведённой в ЗРВТ высо-котехнологичной продукции вырос с 2,930 млрд долл. (1,5% общего экспорта КНР) до 413,3 млрд долл. (18,7%).
Таким образом, благодаря созданию ЗРВТ за 15 лет Китай из технологически отсталой страны превратился в одного из мировых лидеров в сфере высокотехнологичного производства. Большая часть ЗРВТ в Китае находится в городах центрального подчинения — Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Сиань и в приморских районах Китая, где имеются НИИ и вузы, обладающие первоклассным оборудованием и высококвалифицированными кадрами. Однако по объёму экспорта больше его половины – 60,3% приходится на чисто иностранные предприятия. Как мы видим, в сфере производства высокотехнологичной продукции роль государства невелика.
Уровень развития нанотехнологий в КНР
В различных странах мира активно ведётся работа по стандартизации нанотехнологий. С 2001 г. Министерство науки и технологий КНР также реализует проект разработки стандартов нанотехнологий и наноматериалов. В КНР был создан государственный орган по разработке стандартов в области нанотехнатогий, что стаю очередным шагом страны по стимулированию развития этой отрасли. Национальный комитет по стандартизации в области нанотехнологий начал работу в июне 2006 г., его возглавил вице-президент АН Китая Бай Чуньли, который впоследствии заменит Лу Юнсяна во главе Академии наук КНР. Данный орган занимается координацией работы правительственных структур и исследовательских институтов с цепью ускорения разработки терминологии, системы измерений и производственных норм в международных стандартах в области нанотехнологий. Китай, стремящийся выйти на передовые позиции в этой нарождающейся отрасти, принял семь стандартов в области нанотехнатогий и сообщил, что это первая в мире серия национальных нанотехнолошческих стандартов.
В настоящий момент по ряду разработок в сфере нанотехнологий Китай приблизился или достиг передового мирового уровня. Китайские ученые получили научные результаты и опубликовали статьи в известных научных изданиях, которые признаны и цитируются ведущими учёными в этой области. Восемь НИИ и вузов Китая вошли в чисто 50 крупнейших мировых научно-исстедовательских учреждений, занимающихся исследованиями и разработкой нанотехнологий.
В КНР наиболее бурное развитие получили пять сфер развития нанотехнологий: 1) передача ин-формации; 2) биофармацевтика; 3) энергоресурсы; 4) охрана окружающей среды; 5) функциональные материалы. Во всех этих сферах нанотехнологий Китай уверенно входит в тройку ведущих стран мира как по количеству патентных заявок, так и по количеству научных публикаций. В частности, по количеству патентных заявок по нанотехнологиям Китай занимает 4-е место в области передачи информации, 1-е место в области биофармацевтики и охраны окружающей среды, 2-е место в области функциональных материалов и 3-е место в области энергоресурсов. По количеству пу-бликаций в сфере нанотехнологий Китай занимает 1-е место в области охраны окружающей среды и 2-е место в области передачи информации, биофармацевтики, энергоресурсов и функциональных материалов.
Летальный анатнз статистических данных по развитию нанотехнологий в мире показывает, что Китай наряду с США. Японией и Республикой Корея имеет наиболее высокие показатели в области нанотехнологий как по количеству заявленных патентов, так и по общему количеству публикаций. Обращают на себя внимание и высокие показатели Российской академии наук по общему количеству публикаций практически во всех сферах (второе или третье место) за исключением производства материалов в сфере энергоресурсов, уступая в этом только Академии наук Китая. Однако Китай существенно опережает Россию и другие страны мира по количеству патентных заявок.
Следует также отметить, что к числу ведущих учебных заведений КНР, имеющих серьёзные достижения в сфере нанотехнологий, помимо Пекинского университета Цинхуа также относятся Нанькайский университет в Тяньцзине, Нанкинский университет, Фуданьский университет в Шанхае, Чжэцзянскнй университет в Ханчжоу и Шанхайский университет Цзяотун.
Выводы
Главным в китайском опыте инновационного развития для России следует признать выработанную и реализуемую на протяжении 40 лет научно-техническую политику, предусматривающую выработку долгосрочной и среднесрочной программы развития науки и техники, программы повышения качества науки и подготовки научно-технических кадров, а также повышение финансирования государственных расходов на развитие науки и техники до 2,2% ВВП.
Как мы видим, на протяжении всех 40 лет реформ в Китае уделяли огромное внимание развитию образованию и науки. В стране сложилась система подготовки кадров «школа — университет — аспирантура», заметно увеличилось количество не только специалистов с высшим образованием, но и обладателей ученых степеней, выросло количество научных публикаций. Заметно повысился уровень образования в китайских университетах, а некоторые из них: например, университет Цинхуа в Пекине или Фуданьский университет в Шанхае, – вышли на первые строки мировых универ-ситетских рейтингов.
Следует обратить внимание на заметное увеличение финансирования расходов в РФ на НИOKP и их рост относительно ВВП страны. В Китае эта доля составляет 2,18%, что намного выше российского показателя, составляющего чуть больше 1%. При этом в науке КНР лидирующую роль продолжают играть, обеспечивая основные научные достижения страны, три национальные академии: Академия наук, Академия общественных наук и Инженерная академия.
С учетом успешности китайского опыта нашему правительству следует повысить роль Российской академии наук и создать действующую цепочку для внедрения научных достижений и открытий в практику: академические институты – прикладные исследования – серийное производство новой высокотехнологичной продукции. С этой целью необходимо создать зоны развития новых и высоких технологии на территории России на базе региональных отделений РАН и передовых отраслевых. В целом следует отметить, что использование китайского опыта инновационного развития экономики для России может осуществляться с максимальной эффективностью в создаваемых российско-китайских технопарках на территории КНР и на Teppитории наукоградов в РФ. В ходе совместной деятельности можно будет выработать особый преференциальный режим на территории России для зарегистрированных компаний в области высоких технологий и новой техники, предоставлять налоговые льготы иностранным инвесторам в сфере высоких технологий, выработать необходимые нормативные документы по созданию и функционированию зон развития новых и высоких технологий, а также создать научно-технологические парки, в которых должен быть сосредоточен основной интеллектуальный потенциал зон развития новых и высоких технологий.
Публикация: “Изборский клуб” №3(69)
Источник: zavtra.ru
Еще материалы этой рубрики:
Материал из рубрики:
Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.