8 октября 1892 года родилась Марина Цветаева.



8 октября 1892 года родилась Марина Ивановна Цветаева.

Русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Андрей Кончаловский  о Марине Цветаевой

Сегодня стоит вспомнить Марину Ивановну Цветаеву (1892-1941), великого русского поэта. Знаменитый романс из фильма «Ирония судьбы» – «Мне нравится, что вы больны не мною» (1915) на стихи Цветаевой. Вся Цветаева – как этот романс. Романс о «редких встречах, не-гуляньях под луной» – романс о несбывшемся. Поэт пронзительный, очень искренний и трагический. У нее в стихах – сплошные тире и восклицательные знаки. Она все время срывалась на крик. Это был «голос правды небесной против правды земной», как говорила сама Цветаева.

Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892. В этот день в Москве было все красно от рябины. У Цветаевой есть стихи об этом дне: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья – я родилась».
Стихи Цветаева начала писать рано, в 8 лет. Первые ее книги большого успеха не имели. Нераспроданный тираж отвезли к Цветаевой на квартиру. Но она не обращала внимания на неуспех и непризнание. Она писала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». И о том же самом в прозе: «Через сто лет забудут, через двести вспомнят». Цветаева с самого начала, с молодости, мыслила веками, эпохами. Сиюминутное для нее не имело значения…

Русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века. В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». Ее творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилева. Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин. В 1920-1930-е годы написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца». Известна также проза Цветаевой, занявшая основное место в ее творчестве 1930-х годов ( годы эмиграции). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Марина Цветаева. Цитаты

Душа от всего растет, больше всего же — от потерь.
(Из письма Л. Е. Чириковой)

У меня вообще атрофия настоящего, не только не живу, никогда в нём и не бываю.
(Из письма к Борису Пастернаку, 1926 год)

Столько людей перевидала, во стольких судьбах перегостила, — нет на земле второго Вас, это для меня роковое.
(в письме с Сергею Эфрону).

Я не выношу любовного напряжения, у меня – чудовищного, этого чистейшего превращения в собственное ухо, наставленное на другого: хорошо ли ему со мной? Со мной уже перестаёт звучать и значить, одно – ли ему?
(Из письма С. Н. Андрониковой-Гальперн, 15 июля 1926 г.)

Море рассматриваю как даром пропадающее место для ходьбы. С ним мне нечего делать. Море может любить только матрос или рыбак. Остальное – человеческая лень, любящая собственную лёжку на песке.
(Из письма В. Б. Сосинскому, 11 мая 1926 г.)

Бог создал человека только до тальи, — над остальным постарался Дьявол.
Пояснение к цитате: Талья – талия.
Титул — глубокая вещь, удивляюсь поверхностному, чисто-словесному — вне смыслового — отношению к нему его носителей. <…> Княжество прежде всего — нимб. Под нимбом нужен — лик.
(Из письма Д. А. Шаховскому, 10 октября 1925 г.)

Есть области, где шутка неуместна, и вещи, о которых нужно говорить с уважением или совсем молчать за отсутствием этого чувства вообще.
(Из письма М.А. Волошину, 3 декабря 1911 г., Москва)

В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел.

Я живу, как другие танцуют: до упоения — до головокружения — до тошноты!

Вас же я любила в здравом уме и твердой памяти и все-таки любила — безумно.

Вы мне сейчас — самый близкий, вы просто у меня больнее всего болите.

Боль называется ты.

В жизни свое место знаю, и оно не последнее, ибо никогда не становлюсь в ряд.

Спасибо тем, кто меня любил, ибо они дали мне прелесть любить других, и спасибо тем, кто меня не любил, ибо они дали мне прелесть любить себя.

О, Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит? — Не зуб, не голова, не рука, не грудь, — нет, грудь, в груди, там, где дышишь, — дышу глубоко: не болит, но всё время болит, всё время ноет, нестерпимо!

Что-то болит: не зуб, не голова, не живот, не- не- не-… а болит. Это и есть душа.

Не слишком сердитесь на своих родителей, — помните, что и они были вами, и вы будете ими.

Бойтесь понятий, облекающихся в слова, радуйтесь словам, обнажающим понятия.

Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают — раз так охотно на них ссылаются. У всех есть второе имя: никто, и совсем нет лица: бельмо. Если вам скажут: так никто не делает (не одевается, не думает, и т. д.) отвечайте: — А я — кто.

У Есенина был песенный дар, а личности не было. Его трагедия — трагедия пустоты. К 30-ти годам он внутренно кончился. У него была только молодость.

В какую-то секунду пути цель начинает лететь на нас. Единственная мысль: не уклониться.

Самое лучшее в мире, пожалуй, — огромная крыша, с которой виден весь мир.

Мужчины не привыкли к боли,— как животные. Когда им больно, у них сразу такие глаза, что всё что угодно сделаешь, только бы перестали.

Я буду любить тебя всё лето», — это звучит куда убедительней, чем «всю жизнь» и — главное — куда дольше!

Я всегда предпочитала заставлять спать, а не лишать сна, заставлять есть, а не лишать аппетита, заставлять мыслить, а не лишать рассудка. Я всегда предпочитала давать — избавлять, давать — получать, давать — иметь.

После музыки такое же опустошение, как после любви, — но менее растравительно, потому что в тебе одном.

Насколько я лучше вижу человека, когда не с ним!

Я, когда не люблю, — не я… Я так давно — не я…

Книга должна быть исполнена читателем как соната. Буквы — ноты. В воле читателя — осуществить или исказить.

Цветаева: — Мужчина никогда не хочет первый. Если мужчина захотел, женщина уже хочет.

Антокольский: — А что же мы сделаем с трагической любовью? Когда женщина — действительно — не хочет?

Цветаева: — Значит, не она хотела, а какая-нибудь рядом. Ошибся дверью.

Человек голоден: ест хлеб.
Если ж человек сосредоточен на выборе меню — он недостаточно голоден — только: en appetit {ощушает аппетит (фр.).} — а может быть только старается вызвать его.

Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в глупом положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно — прыгайте в него к нему как в воду, вдвоём глупое положение делится пополам: по половинке на каждого — или же, на худой конец — не видьте его.

Грустно признаться, но хороши мы только с теми, в чьих глазах ещё можем что-либо приобрести или потерять.

Предательство уже указывает на любовь. Нельзя предать знакомого.

Мальчиков нужно баловать — им, может быть, на войну придётся.

Не нужен мне тот, кому я не необходима.
Лишний мне тот, кому мне нечего дать.

Долго, долго, — с самого моего детства, с тех пор, как я себя помню — мне казалось, что я хочу, чтобы меня любили. Теперь я знаю и говорю каждому: мне не нужно любви, мне нужно понимание. Для меня это — любовь. А то, что Вы называете любовью (жертвы, верность, ревность), берегите для других, для другой, — мне этого не нужно.

Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители.

Не любить — видеть человека таким, каким его осуществили родители.

Разлюбить — видеть вместо него: стол, стул.

В любви мы лишены главного: возможности рассказать (показать) другому, как мы от него страдаем.

Безделие; самая зияющая пустота, самый опустошающий крест. Поэтому я — может быть — не люблю деревни и счастливой любви.

Мне от человека надо — необходимо: или очарование или большой, во всеоружии, бессонный ум. <…> Вне этого мне с человеком пусто. — Лучше одной.

Жизнь – вокзал… жизнь есть место, где жить нельзя.

 

Источник: liveinternet.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ИСТОРИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.