8 октября 1892 года родилась Марина Цветаева.

251

8 октября 1892 года родилась Марина Ивановна Цветаева.

Русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Андрей Кончаловский  о Марине Цветаевой

Сегодня стоит вспомнить Марину Ивановну Цветаеву (1892-1941), великого русского поэта. Знаменитый романс из фильма «Ирония судьбы» – «Мне нравится, что вы больны не мною» (1915) на стихи Цветаевой. Вся Цветаева – как этот романс. Романс о «редких встречах, не-гуляньях под луной» – романс о несбывшемся. Поэт пронзительный, очень искренний и трагический. У нее в стихах – сплошные тире и восклицательные знаки. Она все время срывалась на крик. Это был «голос правды небесной против правды земной», как говорила сама Цветаева.

Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892. В этот день в Москве было все красно от рябины. У Цветаевой есть стихи об этом дне: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья – я родилась».
Стихи Цветаева начала писать рано, в 8 лет. Первые ее книги большого успеха не имели. Нераспроданный тираж отвезли к Цветаевой на квартиру. Но она не обращала внимания на неуспех и непризнание. Она писала: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». И о том же самом в прозе: «Через сто лет забудут, через двести вспомнят». Цветаева с самого начала, с молодости, мыслила веками, эпохами. Сиюминутное для нее не имело значения…

Русский поэт, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века. В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». Ее творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилева. Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин. В 1920-1930-е годы написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца». Известна также проза Цветаевой, занявшая основное место в ее творчестве 1930-х годов ( годы эмиграции). В это время изданы «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о Максимилиане Волошине («Живое о живом», 1933), Михаиле Кузмине («Нездешний вечер», 1936), Андрее Белом («Пленный дух», 1934) и др. 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Марина Цветаева. Цитаты

Душа от всего растет, больше всего же — от потерь.
(Из письма Л. Е. Чириковой)

У меня вообще атрофия настоящего, не только не живу, никогда в нём и не бываю.
(Из письма к Борису Пастернаку, 1926 год)

Столько людей перевидала, во стольких судьбах перегостила, — нет на земле второго Вас, это для меня роковое.
(в письме с Сергею Эфрону).

Я не выношу любовного напряжения, у меня – чудовищного, этого чистейшего превращения в собственное ухо, наставленное на другого: хорошо ли ему со мной? Со мной уже перестаёт звучать и значить, одно – ли ему?
(Из письма С. Н. Андрониковой-Гальперн, 15 июля 1926 г.)

Море рассматриваю как даром пропадающее место для ходьбы. С ним мне нечего делать. Море может любить только матрос или рыбак. Остальное – человеческая лень, любящая собственную лёжку на песке.
(Из письма В. Б. Сосинскому, 11 мая 1926 г.)

Бог создал человека только до тальи, — над остальным постарался Дьявол.
Пояснение к цитате: Талья – талия.
Титул — глубокая вещь, удивляюсь поверхностному, чисто-словесному — вне смыслового — отношению к нему его носителей. <…> Княжество прежде всего — нимб. Под нимбом нужен — лик.
(Из письма Д. А. Шаховскому, 10 октября 1925 г.)

Есть области, где шутка неуместна, и вещи, о которых нужно говорить с уважением или совсем молчать за отсутствием этого чувства вообще.
(Из письма М.А. Волошину, 3 декабря 1911 г., Москва)

В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел.

Я живу, как другие танцуют: до упоения — до головокружения — до тошноты!

Вас же я любила в здравом уме и твердой памяти и все-таки любила — безумно.

Вы мне сейчас — самый близкий, вы просто у меня больнее всего болите.

Боль называется ты.

В жизни свое место знаю, и оно не последнее, ибо никогда не становлюсь в ряд.

Спасибо тем, кто меня любил, ибо они дали мне прелесть любить других, и спасибо тем, кто меня не любил, ибо они дали мне прелесть любить себя.

О, Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит? — Не зуб, не голова, не рука, не грудь, — нет, грудь, в груди, там, где дышишь, — дышу глубоко: не болит, но всё время болит, всё время ноет, нестерпимо!

Что-то болит: не зуб, не голова, не живот, не- не- не-… а болит. Это и есть душа.

Не слишком сердитесь на своих родителей, — помните, что и они были вами, и вы будете ими.

Бойтесь понятий, облекающихся в слова, радуйтесь словам, обнажающим понятия.

Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают — раз так охотно на них ссылаются. У всех есть второе имя: никто, и совсем нет лица: бельмо. Если вам скажут: так никто не делает (не одевается, не думает, и т. д.) отвечайте: — А я — кто.

У Есенина был песенный дар, а личности не было. Его трагедия — трагедия пустоты. К 30-ти годам он внутренно кончился. У него была только молодость.

В какую-то секунду пути цель начинает лететь на нас. Единственная мысль: не уклониться.

Самое лучшее в мире, пожалуй, — огромная крыша, с которой виден весь мир.

Мужчины не привыкли к боли,— как животные. Когда им больно, у них сразу такие глаза, что всё что угодно сделаешь, только бы перестали.

Я буду любить тебя всё лето», — это звучит куда убедительней, чем «всю жизнь» и — главное — куда дольше!

Я всегда предпочитала заставлять спать, а не лишать сна, заставлять есть, а не лишать аппетита, заставлять мыслить, а не лишать рассудка. Я всегда предпочитала давать — избавлять, давать — получать, давать — иметь.

После музыки такое же опустошение, как после любви, — но менее растравительно, потому что в тебе одном.

Насколько я лучше вижу человека, когда не с ним!

Я, когда не люблю, — не я… Я так давно — не я…

Книга должна быть исполнена читателем как соната. Буквы — ноты. В воле читателя — осуществить или исказить.

Цветаева: — Мужчина никогда не хочет первый. Если мужчина захотел, женщина уже хочет.

Антокольский: — А что же мы сделаем с трагической любовью? Когда женщина — действительно — не хочет?

Цветаева: — Значит, не она хотела, а какая-нибудь рядом. Ошибся дверью.

Человек голоден: ест хлеб.
Если ж человек сосредоточен на выборе меню — он недостаточно голоден — только: en appetit {ощушает аппетит (фр.).} — а может быть только старается вызвать его.

Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в глупом положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно — прыгайте в него к нему как в воду, вдвоём глупое положение делится пополам: по половинке на каждого — или же, на худой конец — не видьте его.

Грустно признаться, но хороши мы только с теми, в чьих глазах ещё можем что-либо приобрести или потерять.

Предательство уже указывает на любовь. Нельзя предать знакомого.

Мальчиков нужно баловать — им, может быть, на войну придётся.

Не нужен мне тот, кому я не необходима.
Лишний мне тот, кому мне нечего дать.

Долго, долго, — с самого моего детства, с тех пор, как я себя помню — мне казалось, что я хочу, чтобы меня любили. Теперь я знаю и говорю каждому: мне не нужно любви, мне нужно понимание. Для меня это — любовь. А то, что Вы называете любовью (жертвы, верность, ревность), берегите для других, для другой, — мне этого не нужно.

Любить — видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители.

Не любить — видеть человека таким, каким его осуществили родители.

Разлюбить — видеть вместо него: стол, стул.

В любви мы лишены главного: возможности рассказать (показать) другому, как мы от него страдаем.

Безделие; самая зияющая пустота, самый опустошающий крест. Поэтому я — может быть — не люблю деревни и счастливой любви.

Мне от человека надо — необходимо: или очарование или большой, во всеоружии, бессонный ум. <…> Вне этого мне с человеком пусто. — Лучше одной.

Жизнь – вокзал… жизнь есть место, где жить нельзя.

 

Источник: liveinternet.ru

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: