Не было человека в СССР, который не читал бы этой книги, которую по праву называют биографией молодежи 1920-х. В Великую Отечественную войну бойцы носили ее с собой в заплечных мешках — в музеях хранятся экземпляры, пробитые пулей и залитые кровью. Однако в перестройку легендарный роман «Как закалялась сталь» был изъят из пантеона русской классики. К Павке Корчагину, строящему узкоколейку в светлое будущее, стали относиться иронически. А в музее Н. Островского в его родной Шепетовке на Украине, уже вообще не знают, как отмечать круглые даты писателя-земляка, поскольку настала тотальная десоветизация.
Родившийся 29 сентября 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии Российской империи, Николай Алексеевич Островский, пройдя бурную молодость в революции, Гражданской войне, тяжелом труде, в 23 года совсем перестал ходить, начал слепнуть, оказался болезнью прикованным к постели. «Писать не мог, видеть не мог, вставать не мог. Но работало сознание, работало воображение, работала беспокойная, воспаленная совесть. Он был настоящим героем. До самого конца держался, верил в идею социальной справедливости и всеобщего счастья, за которое можно и умереть». Скончался 22 декабря 1936 г. в Москве.
Помним с советской школьной скамьи выученное по его книге: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее».
Известный московский литературный критик и литературовед Лев Аннинский, автор давней книги «Обрученные с идеей (О повести “Как закалялась сталь” Николая Островского)», в одном из недавних интервью сказал: «Николай Островский создавал свою книгу не как художественное произведение, а как исповедь. Роман покорил читателей мужеством автора и главного героя. Поначалу Островский, потерявший зрение, писал от руки — строчки налезали одна на другую, разобрать что-либо было невозможно. Тогда он придумал сделать прорези для строк в картонной папке — это значительно облегчило работу. Это общеизвестные факты, но я на всякий случай напомню их. В процессе работы у него отнялась рука, и он вынужден был надиктовывать секретарям… Без каких-либо указаний сверху книга мгновенно стала популярной среди молодежи. Кроме того, и с идеологической точки зрения это было абсолютно точное попадание, несмотря на то, что сам автор ни о каком “попадании” не думал — просто писал о том, что ему близко и дорого. Так что в судьбе романа переплелись искренний читательский интерес и официоз».
Как пример героики, стоицизма и веры в счастье человечества роман «Как закалялась сталь», думается, всенепременно должен быть возвращен в школьную программу по литературе. Он был и остается внятным и, скорее всего, неповторимым примером рассказа о подвиге судьбы, подвиге молодой жизни.
Все возражения, говорящие об «исторической неправде», «большевицкой фальсификации», следует отбросить в сторону как неуместные. Но тут важно соблюсти меру, не перекормить молодежь «культом героя», как это нередко случается. Неплохо бы это произведение изучать также школьникам Украины, хотя, понятно, на сегодняшний момент это еще более невозможно, чем в РФ.
Однако мы не должны списывать со счетов такие яркие сущностные произведения. Не мешало бы, кстати, восстановить как советский ряд изучавшейся прозы и «Молодую гвардию» А. Фадеева, и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, и «Сына полка» В. Катаева, и «Звезду» Э. Казакевича и мн. др.), которые давали и должны сегодня давать пример всем нам, начиная с юных поколений, самоотверженного служения Отечеству, способности, как говорится, положить живот свой за други своя.
Не следует вычленять идеологическую составляющую, пенять на «красное», «комсомол», «тоталитарный советский режим», поскольку всё это остается словно внутри великого жертвенного подвига, просто чертами эпохи, подобно одежде, стилю жизни или социально-государственному устройству нашей страны в тот период. Тогда как в вечность уходят и остаются с новыми поколениями наших людей отвага, подвиг, мученичество и героизм.
Вспомним про две яркие отечественные экранизации романа Н. Островского. Обратим внимание, что обе они осуществлены на киевской киностудии им. А. Довженко. Это логично, ведь биография автора и действие романа связаны с Украиной, где воюют немцы, поляки, красные, белые, петлюровцы. И как многое перекликается с днем сегодняшним!
Первый фильм про Павла Корчагина был снят в 1942 году, во время Великой Отечественной войны, Марком Донским. Тогда герой призван был вдохновить на подвиги советских людей, ведущих борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Сыгравший главную роль актер Владимир Перист-Петренко сразу же после съемок ушел на фронт, и в том же году погиб.
Но первую экранизацию затмил яркий человечный фильм «Павел Корчагин» (1956) режиссеров Владимира Наумова и Александра Алова, с очень убедительным украинцем Василием Лановым в главной роли. Действие фильма разворачивается в 1920–1930 гг. Прикованный к постели смертельной болезнью Корчагин вспоминает о славных днях своей боевой юности: участии в революционной борьбе, сражениях с белополяками, строительстве зимой железной дороги в Боярке под Киевом для спасения города от холода, суровом быте военного коммунизма и своей трудной любви. Постепенно Корчагин теряет зрение, но решает закончить работу над книгой своих воспоминаний. Главные роли в фильме исполнили также Эльза Леждей и Тамара Страдина.
Интересно, что кинорежиссер, народный артист Украины, академик Академии искусств Украины Николай Мащенко, снявший шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь» уже в 1973 году (с ярко дебютировавшим в главной роли актером харьковского ТЮЗа Владимиром Конкиным), достигший всех высот благодаря единой большой стране СССР, не изменял себе, и не предал память о матери, которой вслух читал роман «Как закалялась сталь» и вместе с которой плакал над этим романом.
Спустя 40 лет после выхода фильма, уже во времена «незалежности», известный киевский журналист спросит у Мащенко: «Когда столько известно, когда стал доступен огромный массив информации, вы изменили свое отношение к Николаю Островскому и к его книге “Как закалялась сталь”»? И режиссер ответит: «Честно говоря, нет — мало того, я к нему еще большим уважением проникся. … Если бы напечатали то, что он сам написал… Страна была бы потрясена: думаю, не меньше, чем когда Михаил Кольцов опубликовал в “Правде” статью о его судьбе. Островский прожил свою жизнь так и в таких муках, что перед ним на колени встать надо, при этом он побеждал — и победил!».
О всемирной аудитории фильма Мащенко свидетельствуют не только его показы и призы в Италии и других странах. Например, когда, много лет спустя после выхода фильма «Как закалялась сталь», китайцы приехали на Киностудию им. Довженко снимать картину, и Николай Павлович решил показать им свою, произошла такая сцена: кадры на экране мелькают, а переводчик молчит. «Почему же вы не переводите?» — спросил Мащенко, а тот ответил: «Они знают это все наизусть».
В Китае Николай Островский, его драматическая судьба и книга остаются предметом пристального изучения и поклонения. В 2000 году 20-серийный телевизионный фильм «Как закалялась сталь», снятый китайскими кинематографистами на Украине, был признан в Китае лучшим сериалом года.
В роли Корчагина снялся украинский актер Андрей Саминин. И сегодняшний политический лидер Китая Си Цзиньпин, как известно, большой поклонник русской и советской литературы, одной из любимейших книг называет именно «Как закалялась сталь».
Еще процитируем Л. Аннинского: «Я поместил роман в контекст русской духовности. Николай Островский, конечно, порожден советской эпохой. Но сама эта эпоха была, в свою очередь, порождена тысячелетней историей нашей страны. Островский вырос на Украине, по крови — наполовину поляк. При этом он — абсолютно русский человек. Его главной чертой было правдолюбие. Он поверил в идеалы революции, потому что был внутренне заряжен на поиски справедливости. Он чувствовал личную ответственность за то, что происходит вокруг — рушится привычный мир, после революции начинается Гражданская война, и он ищет силу, которая могла бы объединить людей. Это существенная русская черта: когда мы объединяемся — мы сильные, когда разъединяемся — все в русской жизни распадается. Островский был человеком героического склада. Очень аскетичный в быту и в любви. Эти черты он передал своему герою — Павке Корчагину. Еще одно важное человеческое качество Островского — он был заряжен на общение. Он не мог держать что-то в себе, таиться, ему хотелось делиться своими идеями, агитировать. Литература помогла ему отдать людям то, что его мучило, что в нем жило. Бешеное желание установить справедливость и сделать всех вокруг счастливыми — вот что им двигало. “Как закалялась сталь” — это памятник эпохи Гражданской войны, страшной и героической…».
Как не согласиться с постановкой вопроса исследователем и ответом на него: «Сможет ли современный Павка-Островский написать о себе такую же яркую книгу, найдутся ли люди, которые помогут ему издаться, дойдет ли это произведение до прилавков и сможет ли читатель его заметить среди килотонн другой литературы? … Думаю, история потребует — люди найдутся».