Юлия Чичерина. За свою землю



о Донбассе, творчестве и своих героях

Князья Голицыны, 600 лет служения России-СССР: 22 боярина, 2 фельдмаршала… Чичерины: знаменитый дворянский род, идущий от Афанасия, чичероне Софьи Палеолог. Чичероне в Италии — гид, переводчик знатных визитёров. Название — от римского оратора Цицерона, на языке оригинала Чичеро. Яркое красноречие, быстрый ум сделали Афанасия важным советником Софьи в переговорах с папой Римским. Приехал с ней в Россию в 1472 году. С тех пор Чичерины — воеводы, генералы. Праправнук чичероне Дмитрий Иванович Чичерин воевал под началом Михаила Голицы.

Люди часто отвергают применимость к ним каких-то социальных статистических закономерностей, но парадокс: на выдающихся личностях, семьях прекрасно проявляются тенденции.

Знаменитый русский философ, историк Борис Николаевич Чичерин преподавал право цесаревичу, вся Россия читала его. У него была общая с князем В.М. Голицыным сфера: городское хозяйство Москвы.

Московские городские головы были сплошь из купцов. Исключения за полтора века: князь В.М. Голицын и Б.Н. Чичерин. Русский философ Чичерин был мотором важнейших проектов, вплоть до первой городской канализации.

Общие черты Голицыных и Чичериных позволили им достойно прожить годы революции, Гражданской войны, достичь успехов в СССР, а затем — и в новой России.

Племянник Бориса Чичерина, выдающийся дипломат Георгий Чичерин, талантливый музыкант, музыковед, высокородный русский дворянин, вступил в РСДРП в 1905 году, с марта 1918 года — нарком иностранных дел. С нуля создавал аппарат, вывел страну из самой полной в её истории внешнеполитической изоляции. Глава делегации на исторической Генуэзской конференции. Рапалльский договор с Германией — тоже он.

Ленин: “Чичерин — работник великолепный, добросовестнейший, умный, знающий”.

И как-то не связывал я, не предполагал, что звучавшая в моих наушниках рок-певица Юлия Чичерина — из той же дивной династии!

Вообще-то, династия предполагает некую общую сферу: рабочая династия, королевская. А тут: философ, нарком, рокер… Придумайте более невероятный разброс! Общее лишь одно — щедрая мера таланта. А вглядевшись, увидим: социальный темперамент, зоркий патриотизм.

Что подтолкнуло Бориса из древнейшего дворянского рода пойти на “купецкую должность”, когда это остро понадобилось Москве, а Георгия — создавать наркомат иностранных дел Советской России?

А Юлия? Сочиняла, на всю страну пела “Ту-лу-ла”, “Жара”, “Блюдца”, “Комета”, “Бука”. Её хиты попали в наши, в зарубежные фильмы, сама она играла гладиаторшу Дейдру у Бекмамбетова. Роль оказалась пророческой: через полтора десятка лет у неё — Сирия, Донбасс…

В итоге сформулировал “Закон Голицыных—Чичериных”, который гласит: широкий взгляд на сословные ограничения + органический патриотизм + непризнание “непреодолимой пропасти” меж Российской Империей и СССР, и РФ = успех на всех поприщах своей страны.

“ЗАВТРА”. Юлия, вы раньше пели совершенно другие песни по стилистике и интонации. Была весёлая “Ту-ла-ла”, а теперь “Мой Сталинград”, “На передовой”… Что случилось: мир изменился или вы?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Мир грязен и лжив, и мы все, в нём находящиеся, далеки от честности и чистоты. Только невеждам кажется, что они — хорошие люди, почти святые. Это в песнях и соцсетях мы такие красивые, честные и справедливые. В жизни же ежедневно лицемерим, всегда готовы наброситься брат на брата, начиная с Каина и Авеля. Единственная задача: фиксировать свои грехи и пытаться исправляться. С Божьей помощью может получиться…

“ЗАВТРА”. Все статусные рок-группы выпускают сборники “Лучшие песни”. А группа “Чичерина” со своим не спешила, двадцать лет мы ждали. Но ваш сборник вышел совсем не типичным: знаменитые хиты исполнены по-новому. В чём был замысел?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Никакого особого замысла не было, просто на юбилей группы хотелось поздравить слушателей, и мы собрали из того, что было актуально на тот момент.

“ЗАВТРА”. Народный статус ваших песен в Донбассе, искреннее вхождение в души и мысли тех, кто “На передовой”, женщин и детей под обстрелами делает вас практически их представителем, так что можно вас спросить: чего сейчас ждёт Донбасс от России?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Все мои друзья, знакомые и соратники в Донбассе хотят стать частью России, они считают её своей Родиной и защищают её интересы, они остро переживают все события в новейшей истории России, пожары и наводнения в Сибири или подвиги героев в Сирии. Донбасс — это в прямом смысле слова передовая Русского мира. Здесь началась схватка русских с западным миром. И ВСУ оказались манкуртами, такое уже случалось, когда бандеровцы терпели позорные поражения от Красной Армии, а потом десятилетиями мстили, выпрыгивая из схронов.

В Донбассе в это время гибли, не сдаваясь. Герои “Молодой гвардии” отпечатали свою доблесть в веках. Всё повторилось: новые герои продолжают гибнуть в Донбассе, а всушники с сбушниками кричат из трюмов: “Не убивайте, я всё скажу!” По просьбе жуют погоны, и это — герои новой Украины?! Ничего не поменялось.

Только в составе русской, советской армии простые украинцы проявляли чудеса героизма, совершали подвиги, как показала Великая Отечественная война.

“ЗАВТРА”. Песня “Рвать” с кинохроникой Донбасса. Тяжёлый мартиролог: Захарченко, Моторола, Гиви… Сильно “цепляют” и последние секунды клипа: Гиви задумчиво разминает сигарету. Как донести до всех, что они — не какой-то частный случай Донбасса, не “местночтимые” герои, а именно герои всей России? Что Гиви, с его корнями, — Багратион нового века, так же нужный Русскому миру?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Клип монтировался после убийства легендарного героя Михаила Толстых из материала моих друзей-военкоров и личного архива. Гиви — обычный иловайский парень с огромным чувством ответственности за свой край и людей, проживающих там; в Донбассе часто встречаются случаи героизма, когда неизвестные солдаты гибнут за други своя, подрываясь под вражескими танками. Продолжают сражаться, несмотря на ранения. Я думаю, это инерция советского воспитания и, конечно же, глубокие корни православного подвига; атеистов в окопах не бывает. Когда на передовой люди каждый день встречаются лицом к лицу со смертью, они очищаются от поверхностной шелухи мирских желаний.

Донбасс — срез русского менталитета, где отступает жажда наживы, остаётся доблесть. Они побеждают в почти безысходных ситуациях.

Франция во Второй мировой не продержалась и месяца против Гитлера, а маленький Донбасс уже шестой год стоит против гибридной агрессии западного мира. Я вижу причину этого в колоссальном терпении и аскезе, веками воспитанных в русском народе православными традициями и множеством святых старцев. Как будто с небес помогают герои прошлых сражений, поддерживая потомков. Терпение — это суперброня от любой вражеской силы.

Вообще, всё очень оптимистично: если так крепко Донбасс стоит за свою землю, то Россия непобедима в мире алчности и продажности. У неё все шансы выйти на новый виток духовного развития. Все искушения к недовольству и всяческим там майданам, походы “мынебесов”, навальнят и всевозможных дудей, “домом-два”, с новыми айфонами и продажными чиновниками — мы переживём и победим. Тем большими духовными дарами осыпает нас Господь, потому что там, где нет борьбы с искушениями, там нет развития. Жаль, но с сытой прелестной гейропой можно попрощаться, как в своё время попрощались с древним развратным Римом. Конечно, она навсегда останется в истории культуры, сверкая и подпитывая нас своими шедеврами литературы, философии, архитектуры и живописи.

“ЗАВТРА”. Какие песни особенно любят, просят спеть в Донбассе, ополченцы и условные “гражданские”?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Солдаты любят весёлые мирные песни про жару, тулулу, смеющихся и плачущих девочек, но командиры просят петь “На передовой”, “Рвать” и “Моя Спарта”, потому что многие за эти годы потеряли страх и им нужно постоянно напоминать, что их работа — ежедневный героизм. А мой путь — воспевать, что не будет напрасным их подвиг благородный. Так что все при деле.

“ЗАВТРА”. Творчество, реплики, интервью поэта и музыканта Сергея Бобунца показывают просто удивительные совпадения ваших взглядов, вкусов: органичный, спокойный патриотизм, любовь к автомобилям, путешествиям. Даже космос: видел его фото в футболке “Космос наш”… А о чём-то вы спорите в студии?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Мы ни о чём не спорим, он помогает мне в меру своих сил, просто я на передовой, а он в тылу, откуда лучше видны мои ошибки и просчёты. У Бубы важная миссия, я очень берегу его, стараюсь им не рисковать.

“ЗАВТРА”. А могли бы вы отстранённо глянуть на историю некоей группы “Чичерина”?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Да, с возрастом я стала отстранённо смотреть на своё творчество, больше доверяя небесам. Даже дофамин после удачного концерта или благотворительность, когда ты хоть немного чувствуешь свою значимость, помогая окружающим, — раздувают наше эго. Тщеславие и гордость, в свою очередь, приводят к душевным и физическим мукам. И мы теряем защиту, нам кажется: “за что ж нас, таких хороших, так больно”? Только когда левая рука не знает, что подаёт правая, у нас есть небольшие шансы на спасение. Самая главная битва — битва с самим собой. Никаких своих заслуг я не вижу, только постоянные проигрыши своей гордости и своим телесным наслаждениям, моя битва продолжается, и покой нам только снится. Публичность, земная слава и известность — очень тяжёлая ноша, и если ты не направишь её на благо — ты заблудился, и никаких шансов на спасение нет.

“ЗАВТРА”. Выступление на Koktebel Jazz Party было первым вашим джазовым опытом? Скажите пару слов о вашей коктебельской, получается, “джаз-банде”. Думаете ли о студийной пластинке с джазом?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Я очень подружилась с Сергеем Головнёй, гениальным джазовым саксофонистом. Он приезжает ко мне в гости и играет тут на природе, ему подпевают птицы и мои собаки. Это космический опыт, нечто непостижимое пока для меня. Он — импровизатор, учит меня смелости, не боится предстать таким, какой он есть. Ведь все мы стараемся выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Безупречные заученные партии музыкантов, страх ошибиться и опозориться перед всеми заставляет нас лицемерить и тянет на дно. Импровизация очищает, мне кажется, это и есть связь с Господом: в эти моменты, когда ты не думаешь ни о чём, как в бою, Он играет нами.

“ЗАВТРА”. Вы планируете выступать осенью с симфоническим оркестром?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Да, очень жду встречи с героическими музыкантами Донецкой филармонии и не менее героическими зрителями.

“ЗАВТРА”. А 17 и 18 октября в Донецкой филармонии будет та же программа, которую вы исполняли в мае? Свои песни, наверно, отбирали сами, а для первого отделения “Легенды русского рока” (попурри от “Кино” до “Сплина”) отбирал Данил Милка? Или он весь в классике, а рок-уроки вы ему преподавали?

Юлия ЧИЧЕРИНА. “Легенды русского рока” — программа Данила Милки, а в октябре у меня будет сольный концерт “Мой рок-н-ролл” с новыми композициями, которые ещё не звучали в Донецкой филармонии. Данил сейчас работает над аранжировками, он виртуозно ориентируется в музыке любого направления, и всё, за что он берётся, отлично получается.

“ЗАВТРА”. Кто были по возрасту, составу слушатели в филармонии?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Абсолютно разные люди, некоторых я встречала на передовой. Много моих друзей разного возраста, дети, пожилые люди. Слушают по-другому, чем в России. Это моя общая с ними история, совместное творчество и зрителей, и музыкантов. На некоторых песнях все плачут, на некоторых встаёт весь зал. Очень эмоционально и трогательно проходят эти концерты. Не развлечение, не досуг — там становится понятно, насколько это важно для них, насколько переплелась наша судьба, это гиперреализм новейшей истории. Эти песни — о них, их боли и твёрдости духа.

“ЗАВТРА”. А реально организовать рок-концерт, чтобы сыграли наши, украинские и третьих стран группы? Собрать не в Москве, не в Киеве, а где-нибудь в Европе, под обнадёживающие приветствия президентов — волна бы пошла. Адресаты помощи: жители Донбасса по обе стороны нынешнего фронта. Кто бы взялся? Понятно, не воротилы “шоу-бизнеса”, но и в роке нужны организаторы? Типа Михаила Козырева? Как его миссию оцениваете?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Мишина миссия, по всей видимости, — консультировать СБУ, как именно на меня можно давить, и вести регистр правильных и неправильных артистов. Он — проводник тех, кто ездит в Киев брать “ярлык” рукопожатности и успешной концертной деятельности в России, потому что российский шоу-бизнес почти весь приехал с Украины в 90-х.

Михаилу Натановичу казалось, что он хорошо знает меня. В 2014 году как раз он настоял, чтобы я “отвернулась от животных и начала впрягаться за Макаревича” после его выступления в Славянске летом 2014-го. Как только, разобравшись в ситуации, я стала поддерживать осаждённые республики, меня объявили в розыск, потекли реки клеветы, срывы мероприятий, саботажи-звонки о минировании клубов и гостиниц. Когда они поняли, что так со мной не справиться, стали бороться “забвением” — мои песни не берут на радио. “Наше радио” вроде бы уже наше, а сотрудники — всё те же, всегда выдавливают меня со всех фестивалей, по возможности стараются очернить: сплетничают за глаза о моём сумасшествии и тяжёлой наркозависимости, стучат в полицию, пишут заявы, каждый день угрозы физической расправы в моих соцсетях, ежедневно я блокирую их сотнями.

А мировые фестивали — это утопия: они запретили мне петь даже на нашем футболе. Но это только укрепляет во мне уверенность, что выбрала правильный путь. Ведь известно, что шоу-бизнесом правит сам дьявол, никто этого и не скрывает. Продавая душу, так прямо и поют: “возьми меня в плен — открой мне шенген”. Так что международные фестивали оставим дудям, бидве и монеточкам с прочими фэйсами: они — “совесть нации”, “героические борцы с режимом”, а Макаревич слишком стар мотаться по фестивалям, пусть поёт свой идишджаз в Иерусалиме.

“ЗАВТРА”. В 2016 году я в Луганске выступал с коллегами-писателями. Считалось, что мы морально поддерживаем осаждённых братьев, хотя ещё вопрос: кто кого больше морально поддержал! И в 2018-м пригласили, но мне обстановка показалась более грустной. Для героизма, порывов самое серьёзное испытание — время… Какова, по-вашему, моральная динамика в осаждённых республиках? Можно ли назвать имена новых командиров, пришедших вместо своих знаменитых предшественников?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Легендарные командиры вспыхнули ярчайшими звёздами в самый трудный момент и вскоре погибли. Но есть ещё один, невидимый, слой, о котором почти никто не знает, кроме узкого круга боевых товарищей и друзей. Сейчас на них всё держится, это терпеливые люди с очень крепким стержнем, которые воюют не ради славы, а исполняют свой долг. Они — как атланты, и когда погибает один, на его место встаёт такой же. Не всех ласкает меняющаяся власть, с некоторыми обходится очень сурово, но они остаются верными Родине. Как говорил Батя, верен не только тот, кто сейчас с нами в бою, а кто дойдёт до конца. Последние годы идёт утомительная, окопная война, каждый день уносящая несколько бойцов. Больших столкновений не происходит, но кровавую дань мы платим ежедневно. Когда я спросила своего друга, комбата бригады “Призрак” Доброго: “Ради чего ты тут терпишь столько лишений?”, он показал мне на памятник Неизвестному солдату в Желобке, весь иссечённый осколками, и сказал: “Чтобы не пришли вандалы с той стороны и не смогли сломить этот символ моих дедов, которые не вернулись с Великой Отечественной”. Такими людьми наполнен Донбасс, ставший неприступной крепостью, оплотом России на передовых рубежах.

“ЗАВТРА”. Что нам здесь нужно делать в помощь осаждённым?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Хотелось, чтоб за каждое безнаказанное убийство стариков и детей все вставали, как один, — как либералы встают по указке своих кураторов, одновременно и бодро. Никто не должен закрывать на это глаза. Писать на футболках и машинах, что они — не “Шарли”, а Донбасс, не Париж, а Донецк. Так же эмоционально нужно выступать против разрушения православных храмов в Донбассе, а крышу Нотр-Дам поправят и без нас. Нужно неравнодушие каждого, особенно к продажной “культурной элите”, флиртующей с бандеровщиной. Но это всё — фантазии, а в жизни Россия пережуёт всю эту так называемую интеллигенцию, шесть лет не замечающую страдания своих сородичей, и выплюнет в безвременье. А народ и так весь за Донбасс. Просто очень громкое визгливое меньшинство пытается стряпать общественное мнение из своей лжи.

“ЗАВТРА”. Интересный вышел концерт с Донецким оркестром. У Данила Милки была вообще уникальная для дирижёра задача: перед ним же был экран с клипами Чичериной. Они когда-то монтировались под рок-версию, и теперь надо было не вылезать из видеоряда. В октябре, наверное, тоже будет концерт с клипами?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Это вам показалось. Они использовали какие попало материалы, никто не парился за видео, думаю, и в октябре не запарятся. Главное тут — музыка, а видеоряд — плохое, некачественное слайд-шоу, сделанное левой ногой.

“ЗАВТРА”. Наверное, к вам подходили и донецкие рокеры? Есть такие, что понравились?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Даже был рок-фестиваль в 2015 году, в Луганске и Донецке он проходил. Очень много групп действительно талантливых, но ими никто не занимается, кроме них самих. Есть там какой-то “русский центр”, который вместо своих талантов занимается привозом фанерных исполнителей третьих составов, отрабатывая свои 30 сребреников, но история заставит и их отвечать за прошлые ошибки. Донбасс — земля южная, очень даровитая, много талантов среди детей и молодёжи, все поющие, пишут стихи и песни, танцуют, музицируют. Война когда-нибудь закончится, и Донбасс расцветёт своей культурой, сбросив с себя мешки с песком — нерадивых чиновников, курирующих сейчас культуру.

“ЗАВТРА”. Что скажете об истории, персонах, будущем Уральского рока?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Пока там стоит Ельцин-центр, все начинающие исполнители, желающие быть услышанными, будут брать ярлыки в Киеве, так что пока Уральский рок в тёмной туче.

“ЗАВТРА”. Какие группы, рокеры для вас авторитет в музыке? В жизни? У нас и на Западе?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Сейчас мои авторитеты — это святые старцы, которые оставили нам бесценные источники. Иоанн Лествичник, Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Исаак Сирин, Сергий Радонежский. Они открывают многое в движущейся по винту истории, дабы мы не наступали на одни и те же грабли, как наши предки. А певцы, музыканты и артисты тоже, конечно, могут научить: музыкальной гармонии, танцевальным па и лицемерным ходам, но это не приблизит к истине, а только принесёт несчастье нам и нашим потомкам.

“ЗАВТРА”. В одной телебеседе вы сказали: если вымрут пчёлы, через сколько-то лет — за ними следом и люди. Показалось: просто какой-то яркий, броский лозунг. Потом узнал, что Альберт Эйнштейн говорил: “Если с лица земли исчезнут пчёлы, человечество просуществует четыре года”. Слышал, что у своих пчёл вы мёд не забираете, держите для общей красоты, для умиротворения? Запишете их жужжание в своей песне?

Юлия ЧИЧЕРИНА. Да, мёд не беру, они опыляют мои растения: я выращиваю небольшой дендропарк, и пчёлы — мои незаменимые помощники. Их жужжание хорошо само по себе. Лучше всего слушать вживую, ни с чем не смешивая: оно совершенно.

 

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ЧЕЛОВЕК


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.