Сергей Писарев. Кого готовит российская школа?



Регионы России

Какие функции выполняет сегодня российская система образования? Кого она готовит? Как Вы оцениваете результаты реформы образования? На эти и другие вопросы нашего издания отвечает эксперт проекта Национальной доктрины образования РФ, член Координационного совета Собора родителей России, президент Фонда «Русский предприниматель» Сергей ПИСАРЕВ.

 

— Сергей Владимирович, как Вы оцениваете качество образования, которое дает сегодня российская школа?

— Любой преподаватель или ректор вуза подтвердит, что уровень подготовки выпускников школ, качество их знаний с годами тревожит всё больше. Система тестирования при проверке знаний на ЕГЭ в российской школе скопирована с западной, готовящей исполнителей с ограниченным кругозором, бездумных потребителей всякого рода товаров и услуг. В условиях отсутствия четкого и ясного госзаказа на образование российская школа «импровизирует», а иногда и просто «выполняет зарубежный заказ». Западу требуются технари-таланты, желательно со знанием английского языка. И вот английским языком детей у нас пичкают чуть ли не с роддома.

Россия проиграла холодную войну и до сих пор находится под «образовательной оккупацией» Запада. Машиностроение и другие высокотехнологичные отрасли в упадке, потребность в таких специалистах внутри страны резко упала.

Системы образования в СССР, а ранее — в царской России понимали свои задачи. Государство представляло и проектировало идеологические и экономические горизонты. Для их достижения требовались разносторонние личности, патриоты, знания которых нужны для развития собственной страны. Наши образовательные системы заслуженно признавались лучшими в мире. А сегодня в России есть «Сириус» и сотня элитных школ, но на всю страну этого вряд ли достаточно.

— Каковы результаты реформы российского образования?

— Реформа — это всегда ломка «старого» уклада. Прежде всего, необходимо обозначить стратегические цели государства, исходя из них — задачи национальной системы образования. Тогда, возможно, и никакой ломки не понадобится… Какой продукт мы хотим получить на выходе в средней и высшей школе? Ответа на этот вопрос наше Министерство просвещения не имеет. Плывем по воле волн. Одно министерство разделили на два — вот и вся «реформа».

Полноценное образование должно состоять из двух составляющих: «материальной» и «духовной». Выпускник школы должен не только хорошо знать профильные предметы, но и быть патриотом своей страны. Что может быть хуже в качестве продукта системы образования, чем талантливый физик или программист, мечтающий уехать жить и работать к нашим «западным партнерам», скажем, в системе их ВПК?

Пусть государство не может сегодня четко ответить, какого рода специалисты нужны ему будут через 10-15 лет, но по части духовной составляющей все очевидно! И только непрофессионализмом или вредительством можно объяснить то, что происходит сегодня в школе в этой сфере. Например, школьный учебник истории выпуска 2016 года трактует революционные события 1905 и 1917 годов, как и прежде, в духе марксизма-ленинизма. Кто виноват в революционных событиях и трагедии России? Николай «кровавый» и его клика, отсутствие свобод и гнет капитала! Но к смуте и бунтам народ подталкивали революционеры и террористы всех мастей, для которых Россия была лишь «топливом мировой революции»! Но об этом учебник стыдливо умалчивает. Нет ни слова и о том, что смута была выгодна зарубежным недругам России, которые финансировали поставки оружия для революционеров.

Деятели, развязавшие террор в своей стране, в учебниках по-прежнему подаются как благородные герои. Учебник априори оправдывает свержение власти насильственным путем. Эти идеи закладываются в сознание российских школьников. К чему это приводит — мы уже видели и у нас, и на примере украинского майдана. Пора уже давать более объективную оценку исторических событий, избавившись от застарелых идеологических штампов.

На новые учебники ежегодно тратятся огромные бюджетные средства. Только вот что же в них «нового»? Пожалуй, только обложка. К слову, в числе соавторов указанного учебника числится академик Тишков, считающий, что «русского народа не существует», а демографические проблемы России можно решить массовой миграцией, хоть из Китая.

Президент Путин оценил развал СССР как величайшую трагедию ХХ века. С ним солидарны большинство граждан РФ. Состоялась она, как известно, при президенте Ельцине, фактически — государственном преступнике! Но в Екатеринбурге ему поставлен памятник, возведен целый мемориальный комплекс. В музей в составе Ельцин Центра школьников регулярно возят на экскурсии автобусами. То есть человек, разваливший великую страну, всё делал правильно? Кого воспитывает наша школа: патриотов или «революционеров-ниспровергателей основ»? Имя Ельцина носит и Уральский госуниверситет. Не удивительно, что именно его студенты не так давно оказались в числе «бунтарей» против власти и восстановления главного православного собора Екатеринбурга.

— Что необходимо предпринять, чтобы исправить эти перекосы?

— Перво-наперво — подготовить нормальные, адекватные современности учебники истории и обществознания, выдержавшие самую широкую общественную экспертизу. Необходим госзаказ на воспитание всесторонне образованных созидателей, патриотов своей страны. Школа должна способствовать консолидации общества, раскрытию потенциала и духовному развитию личности. С «оккупацией в сфере образования» пора заканчивать, тем более в условиях, когда права учителей во многих школах сегодня на уровне прав официантов при обслуживании капризных клиентов.

В любом случае, необходимо радикально сократить раздутые штаты министерства и управлений образования как на федеральном, так и на региональных и городских уровнях. Единственно полезное, что они все вместе «наработали» за последние годы — рекомендации не пользоваться мобильниками во время уроков.

Сокращение числа чиновников и, как следствие, избыточной отчетности позволит учителям большую часть рабочего времени тратить на улучшение качества образования и воспитательного процесса. Сэкономленные средства можно будет направить на увеличение зарплаты учителям. Для начала, по предложению президента, хотя бы в отдаленных регионах, таких как Дальний Восток.

А еще к 75-летию Победы во всех школах организовать фотовыставку «Мои ровесники — герои Великой Отечественной» с описанием их подвига. Это будет гораздо полезнее «новых» учебников истории и в тысячу раз дешевле.

К чему приводит близорукая недооценка значения образования и воспитания новых поколений показывает пример Украины. Президент Янукович расставлял своих людей на ключевые посты, связанные с «финансовыми потоками». Министерство образования досталось оппозиции, которая формировала сознание школьников по учебникам и лекалам Фонда Сороса. Сформировала — и триумфально пришла к власти. И где теперь Янукович и его компаньоны?

Образовательно-воспитательный процесс должен войти в число приоритетных для государства. Предложения подготовлены. Взять хотя бы проект Национальной доктрины образования, разработанный Научно-экспертным советом по духовно-нравственной безопасности при Российском институте стратегических исследований в 2018 году, при поддержке фонда «Русский предприниматель». Но, увы, этот и подобные документы остались почти не востребованными.

В быстро меняющемся мире мы не можем точно сказать, кто завтра будет больше нужен России: строители или программисты, юристы или биологи. Но одно бесспорно: ей всегда нужны воины и патриоты, которые, вне зависимости от профессии, будут любить свою страну. Иначе ни нас, ни России просто не будет.

БОРИСОВ Валерий ,
зам. главного редактора
федерального журнала
“Регионы России”

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.